ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2016 от 25.10.2016 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-283/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зубцов 25 октября 2016 г.

Зубцовский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Титовой Л.Н.,

с участием заместителя прокурора Зубцовского района Трифонова А.А.,

ответчика Гусевой А.В.,

представителя ответчика Администрации Зубцовского района Войнова С.Г., действующего по доверенности от 15.06.2016,

при секретаре Буряковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области, Кузьминой ФИО16, Гусевой ФИО17, о признании разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке в <адрес> недействительным, о возложении обязанности на Гусеву ФИО18 не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные или иные работы на территории земельного участка в д. <адрес> до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области, Кузьминой ФИО19, Гусевой ФИО20, о признании разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке в д. Мозгово Зубцовского района Тверской области недействительным, о возложении обязанности на Гусеву ФИО21 не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные или иные работы на территории земельного участка в д. Мозгово Зубцовского района Тверской области до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками культурного наследия. Указав, что прокуратурой Зубцовского района на основании обращения комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в интересах жителей <адрес>ФИО4 сельского поселения ФИО4<адрес> проведена проверка сведений о нарушениях земельного, градостроительного законодательства в <адрес>ФИО4 сельского поселения ФИО4<адрес>.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий и других.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее ФЗ № 131-ФЗ) полномочия в области градостроительной деятельности осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ч. 4 ст. ФЗ № 131-ФЗ наделяет правом органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании соглашения о передаче полномочий органами местного самоуправления Зубцовского сельского поселения осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Зубцовского района ДД.ММ.ГГГГ г. полномочия по выдаче разрешений на строительство переданы органам местного самоуправления Зубцовского района.

Архитектурно-строительным отделом администрации Зубцовского района выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроено-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером , находящимся на праве собственности у Кузьминой А.В. (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>).

В соответствии с ч. 9 ст. 51 ГрК РФ в целях осуществления строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на это орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (указанных в ч.9 ст.51 ГрК РФ); проводит проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Установлено, что разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ выдано при отсутствии документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 ГрК РФ схем планировочных организаций земельных участков с обозначением места размещения объектов индивидуального жилищного строительства, как обязательных документов, необходимых для принятия решений о выдаче разрешения на строительство поселений.

На основании соглашения о передаче полномочий органами местного самоуправления Зубцовского сельского поселения осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Зубцовского района на ДД.ММ.ГГГГ согласованном решением Собрания депутатов Зубцовского района № 25 от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по выдаче разрешений на строительство переданы органам местного самоуправления Зубцовского района.

В указанном соглашении о передаче полномочий на 2015 г. предусмотрена передача органами местного самоуправления Зубцовского сельского поселения органам местного самоуправления Зубцовского района полномочий по выдаче градостроительных планов земельных участков.

Градостроительный план земельного участка утвержден и выдан согласно распоряжению Главы администрации Зубцовского района -р от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч. 1 ст. 8 ГрК РФ, как органом местного самоуправления не уполномоченным на выдачу.

П. 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрены основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, а именно отсутствие документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Администрацией Зубцовского района нарушены требования ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, выразившиеся в выдаче разрешений на строительство при отсутствии обязательных документов (схемы планировочной организации земельного участка, градостроительного плана земельного участка, выданного неуполномоченным органом), что в соответствии с п. 13 ст. 51 ГрК РФ является основанием для отказа в выдаче разрешений на строительство.

Кроме того, в непосредственной близости от земельного участка расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанным земельным участкам расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу реки Волги в 0,3 км к северо-востоку от <адрес> и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э., расположенная в 0,1 км к северу <адрес>.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 28 ФЗ № 73-ФЗ для определения, наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, а так же для уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия» и для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ - предусмотрено проведение государственной экспертизы (далее - историко-культурная экспертиза).

Объектами историко-культурной экспертизы, согласно ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002, являются, в том числе земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

В ходе проверки установлено, что в Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области отсутствуют данные об отсутствии объектов культурного наследия (памятников археологии) и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ в границах земельного участка с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>.

В Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в отношении земельного участка запросы о наличии либо отсутствии объектов культурного наследия от собственника или пользователей участков не поступали.

При таких условиях, проведение земляных и строительных работ на территории земельного участка без проведения историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия и обеспечения мероприятий по сохранению данных объектов в случае их выявления, недопустимо.

Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выдано архитектурно-строительным отделом администрации Зубцовского района Тверской области без учета сведений о наличии или отсутствии объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>.

Согласно разрешению на строительство планируется строительство индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроенно-встроенным гаражом.

Строительство на данной территории нарушает право граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия, установленное преамбулой ФЗ «Об объектах культурного наследия», а также гарантированное п. 2 ст. 44 Конституции РФ право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, указанное строительство нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и доступ к культурным ценностям.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и указанным Федеральным законом в силу ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно п. 2 ст. 35 ФЗ № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 указанного закона в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Статьей 37 данного Федерального закона предусмотрено, что указанные выше виды работ, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

С учетом отсутствия в Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области данных об отсутствии объектов культурного наследия (памятников археологии) и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в границах земельного участка с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>, проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории земельного участка недопустимо.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории земельного участка участке с кадастровым номером 69:09:0000010:945 на территории нарушает право граждан на сохранность объектов культурного наследия, право на доступ к культурным ценностям, право на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья. Круг данных лиц определить невозможно.

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращается с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц просит: признать разрешение на строительства № от ДД.ММ.ГГГГ. индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроено-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>, выданное администрацией Зубцовского района, недействительным; обязать Кузьмину ФИО22 не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории земельного участка с кадастровым в <адрес>ФИО4<адрес> до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В процессе рассмотрения дела от прокурора Зубцовского района поступило заявление об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ. Поскольку в судебном заседании установлено, что Кузбминой А.В. земельный участок с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес> продан Гусевой А.С. Переход права собственности ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Росреестре. Просит:

1. признать разрешение на строительства № RU . индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроено-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером <адрес> выданное администрацией Зубцовского района, недействительным;

2. обязать Гусеву ФИО23 не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории земельного участка с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес> до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Определением Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора Зубцовского района об изменении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ принято к производству.

Представитель истца Зубцовского района Тверской области Трифонов А.А. суду пояснил, что уточненные исковые требования поддерживает полностью по основаниям, изложенным в заявлении, и в заявлении об изменении исковых требований. Далее пояснил, что в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего Гусевой А.Н. расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанному земельному участку расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу реки Волги в 0,3 км к северо-востоку от <адрес> и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э., расположенная в 0,1 км к северу от <адрес>. Объяснения, данные им в судебном заседании, полностью подтверждает, дополнений не имеет.

Просит признать разрешение на строительство № ДД.ММ.ГГГГ индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроенно-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>, выданного администрацией Зубцовского района, недействительным; об обязании Гусеву А.С. не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные или иные работы на территории земельного участка с кадастровым номером в дер<адрес> района Тверской области до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками культурного наследия.

Ответчик Гусева А.Н. возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Зубцовского района Тверской области.

Поддержала письменные возражения, из которых следует, что ознакомившись с исковым заявлением прокурора Зубцовского района Тверской области о признании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и о приостановлении проведения земельных и строительных работ до получения результатов историко-культурной экспертизы, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим причинам.

Гусева ФИО24, является собственником земельного участка общей площадью 5001 кв.м., с кадастровым номером , из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, сельское <адрес>. Вышеуказанный земельный участок принадлежит ей на праве собственности на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Первоначально принадлежащий земельный участок входил в границы земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 304386 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного назначения, который ранее находился в общей долевой собственности колхоза «Путь Ильича» Зубцовского района Тверской области, выделен из состава общей долевой собственности собственником в счет земельной доли.

Нормативные акты органов местного самоуправления об изъятии из оборота или ограничении в обороте по данному участку не принимались.

Распоряжением Администрации тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра, подписанного Губернатором Тверской области Зелененным Д.В., указанный выше земельный участок был включен в границы населенного пункта <адрес>ФИО4<адрес>, изменен вид разрешенного использования на «для жилищного строительства», а впоследствии разделен собственником на разные земельные участки.

Решение о переводе земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию принимается исполнительным органом государственной власти.

К ходатайству о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую приобщается обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

При рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000010:260 из земель сельскохозяйственного назначения вопросов у Администрации Тверской области о возможном наличии на данной территории объектов культурного наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э.» не возникало.

Вопрос о правомерности перевода земель из одной категории в другую категорию и изменение границ населенного пункта <адрес><адрес> за счет указанного выше земельного участка прокурором Зубцовского района не ставится.

Бывший собственник земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным использованием – для жилищного строительства, у которого Гусева А.С. приобрела земельный участок, обратился в надлежащий орган по выдаче разрешений на строительство в Администрацию Зубцовского района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. На основании вышеуказанного заявления Администрацией Зубцовского <адрес> был утвержден градостроительный план земельного участка, а затем выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

После приобретения земельного участка в собственность, Гусева А.С. начала строить жилой дом. В настоящее время строительство жилого дома не завершено.

Доводы прокурора Зубцовского района о том, что Администрацией Зубцовского района выдано разрешение на строительство жилого дома при отсутствии обязательных документов (схемы планировочной организации земельного участка, градостроительного плана земельного участка, выданного неуполномоченным органом) необоснованны по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- градостроительный план земельного участка;

- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Из документов, имеющихся в материалах дела, усматривается, что градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <адрес>ФИО4<адрес> подготовлен в установленном законом порядке архитектурно-строительным отделом Администрации Зубцовского района, утвержден Распоряжением Главы Администрации Зубцовского района, из градостроительного плана усматривается, что чертеж градостроительного плана земельного участка разработан МУП «Геометр» Зубцовского района, из данного плана также установлено, что описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства) надлежит определить схемой планировочной организации земельного участка, учитывая, что проектируемый объект (индивидуальный жилой дом) необходимо расположить в границах места допустимого размещения жилого дома, показанного на чертеже градостроительного плана, назначение объекта капитального строительства – индивидуальный жилой дом с определенными характеристиками.

Согласно п. 2 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел «Схема планировочной организации земельного участка». В связи с тем, что бывший собственник земельного участка являлся законным владельцем земельного участка, то он вправе был на основании ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществлять подготовку схемы планировочной организации земельного участка.

Содержащаяся на чертеже градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером схема размещения жилого дома на земельном участке имеет все необходимые сведения, которые должны содержаться в схеме планировочной организации земельного участка, поскольку выполнена в масштабе, позволяющем определить место размещения объекта, соблюдение красных линий, линий отступа от границ земельного участка с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к объектам капитального строительства, отображать сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, схема размещения объекта индивидуального жилищного строительства полностью соответствует требованием градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с частью 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, - являются одними из документов, которые необходимы для принятия решения соответствующим органом о выдаче разрешения на строительство.

Согласно п. 1.1. соглашения о передаче полномочий органами местного самоуправления Зубцовского сельского поселения осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Зубцовского района на 2015 г., согласованным решением Собрания депутатов Зубцовского района 3 25 от 11.12.2014 года, его предметом в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является передача Району осуществления части полномочий Поселения по решению, в том числе, такого вопроса местного значения, как выдача разрешений на строительство.

Таким образом, считаю, что по данному соглашению к органам местного самоуправления Зубцовского района фактически были переданы все полномочия по выдаче разрешений на строительство, в том числе, и полномочия по утверждению градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, согласно п. 21.1. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В результате перехода права собственности на земельный участок от Кузьминой А.В. к Гусевой А.С. считает, что действие разрешение на строительство, выданное на имя Кузьминой А.В., было прекращено.

Кроме того, из смысла искового заявления усматривается, что в непосредственной близости от земельного участка расположен ряд объектов археологического наследия, состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанному участку расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э.», для определения наличия или отсутствия которых необходимо проведения историко-культурной экспертизы.

С доводами, указанными в исковом заявлении она не согласна.

Указанные археологические памятники содержаться в справочнике «Археологические памятники России. Тверская область, часть 1» под ред. ФИО12. Согласно вышеуказанному справочнику археологический памятник природы «Мозгово. Стоянка 1», неолит, расположен в 0,3 км к северу, северо-западу от северной окраины деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга.

Археологический памятник «Мозгово. Стоянка 2», неолит, расположена в 0,1 кв. к северу от деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга и левого берега реки Держа (правый приток реки Волга), в 0,2 км к югу, юго-востоку от стоянки 1.

Однако в 2009 году границы населенного пункта – д. Мозгово были изменены, территория д. Мозгово была увеличена за счет включения земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000010:260, общей площадью 304386 кв.м. в границы населенных пунктов. Соответственно, в настоящее время указанные условные границы данных памятников невозможно применять как относительные ориентиры, поскольку границы населенного пункта – д. Мозгово изменены.

Кроме того, согласно ответа Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в районе нахождения земельный участков с кадастровыми номерами , расположены объекты археологического наследия федерального значения «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу <адрес>, в 0,3 км к северо-востоку от д. Мозгово (в ее прежних границах) и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. дом н.э.», расположенная в 0,1 км к северу от д<адрес> (в ее прежних границах).

При этом указывается, что границы вышеуказанных объектов археологического наследия не определены.

В указанном перечне земельных участков, располагающихся в непосредственной близости к объектам археологического наследия, принадлежащий мне по праву собственности земельный участок, не значится.

Доводы прокурора Зубцовского района Тверской области о том, что в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего ответчику, расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, содержат правовую неопределенность, поскольку ссылки на нормативные акты, предусматривающие ответственность на нахождение земельных участков в непосредственной близости от объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, в исковом заявлении отсутствуют, само понятие «непосредственная близость» применительно к возникшему спору им не определено. Следовательно, данные доводы прокурора, свидетельствующие о расположении ряда объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, в непосредственной близости от принадлежащего ответчику земельного участка, носят предположительный характер и надлежащими доказательствами не подтверждены.

Таким образом, на основании изложенного прошу исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области о признании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и о приостановлении проведения земельных и строительных работ до получения результатов историко-культурной экспертизы, оставить без удовлетворения.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области - Войнов С.Г. возражал удовлетворить иск прокурора, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Кузьмина А.В. являлась собственником земельного участка общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым номером 69:09:000010:945, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для жилищного строительства, расположенного по адресу: Тверская область, Зубцовский район, сельское поселение . Вышеуказанный земельный участок принадлежал ей по праву собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Первоначально данный земельный участок входил в границы земельного участка кадастровым номером , общей площадью 304386 кв.м., с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного назначения, который ранее находился в общей долевой собственности колхоза «Путь Ильича» Зубцовского района Тверской области, выделен из состава общей долевой собственности собственником в счет земельной доли.

Нормативные акты органов местного самоуправления об изъятии из оборота или ограничении в обороте по данному участку не принимались.

Распоряжением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра, подписанного Губернатором Тверской области Зелененным Д.В., указанный выше земельный участок был включен в границы населенного пункта <адрес>ФИО4<адрес>, изменен вид разрешенного использования на «для жилищного строительства», а впоследствии разделен собственником на разные земельные участки.

Решение о переводе земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию принимается исполнительным органом государственной власти.

К ходатайству о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую приобщается обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

При рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения вопросов у Администрации Тверской области о возможном наличии на данной территории особо охраняемой природной территории «Устье реки Держа», а также объектов культурного наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э.» не возникало.

Вопрос о правомерности перевода земель из одной категории в другую категорию и изменение границ населенного пункта - д. <адрес><адрес> за счет указанного выше земельного участка прокурором Зубцовского района не ставится.

Кузьмина А.В. как собственник земельного участка общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием - для жилищного строительства в марте 2015 года обратилась в надлежащий орган по выдаче разрешений на строительство в Администрацию Зубцовского района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. На основании вышеуказанного заявления Администрацией Зубцовского <адрес> был утвержден градостроительный план земельного участка, а затем выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Из смысла искового заявления усматривается, что в непосредственной близости от земельного участка расположен ряд объектов археологического наследия, состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанному участку расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э., для определения наличия или отсутствия которых необходимо проведение историко-культурной экспертизы.

С доводами, указанными в исковом заявлении не согласна.

Указанные археологические памятники содержаться в справочнике «Археологические памятники России. Тверская область, часть 1» под ред. А.В. Кашкина. Согласно вышеуказанному справочнику археологический памятник природы «Мозгово. Стоянка 1», неолит, расположен в 0,3 км к северу, северо-западу от северной окраины деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга.

Археологический памятник «Мозгово. Стоянка 2», неолит, расположена в 0,1 кв. к северу от деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга и левого берега реки Держа (правый приток реки Волга), в 0,2 км к югу, юго-востоку от стоянки 1.

Однако в 2009 году границы населенного пункта - д. Мозгово были изменены, территория д. Мозгово была увеличена за счет включения земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000010:260, общей площадью 304386 кв.м. в границы населенных пунктов. Соответственно, в настоящее время указанные условные границы данных памятников невозможно применять как относительные ориентиры, поскольку границы населенного пункта - д. Мозгово изменены.

Кроме того, согласно ответа Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в районе нахождения земельный участков с кадастровыми номерами , , расположены объекты археологического наследия федерального значения «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу <адрес>, в 0,3 км к северо-востоку от д. Мозгово (в ее прежних границах) и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. дом н.э.», расположенная в 0,1 км к северу от <адрес> (в ее прежних границах).

При этом указывается, что границы вышеуказанных объектов археологического наследия не определены.

В указанном перечне земельных участков, располагающихся в непосредственной близости к объектам археологического наследия, земельный участок общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым , не значится.

Кроме того, никаких ограничений в пользовании земельным участком с кадастровым номером 69:09:000010:945 в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, установлено не было, в результате чего, считает, что требования истца неправомерны.Во время разбирательства дела в суде первой инстанции было установлено, что ответчик Кузьмина А.В. не является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:09:000010:945, также было установлено, что надлежащим ответчиком является Гусева ФИО25.

Таким образом, на основании изложенного просит исковые требования прокурора Зубцовского района о признании разрешения на строительство № RU от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и о приостановлении проведения земельных и строительных работ до получения результатов историко-культурной экспертизы, оставить без удовлетворения.

Ответчик Кузьмина А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Зубцовское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя. В адресованном суду заявлении возражали удовлетворить требований прокурора Зубцовского района в связи с тем, что границы памятника природы «Устье реки Держа» д. Мозгово не определены и не стоят на кадастровом учете.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило. Просило дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства. Из представленных возражений следует, что по существу заявления Памятник природы регионального значения «Устье реки Держа» в Зубцовском районе Тверской области (далее – ООПТ) утвержден Решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены границы ООПТ. В целях установления и описания границ ООПТ, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах необходимо проведение комплексного экологического обследования ООПТ. В настоящее время границы территории памятника природы «Устье реки Держа» в Зубцовском районе Тверской области на местности не определены, в реестр недвижимости сведения о границах ООПТ не внесены. Вместе с тем Министерство сообщает, что все необходимые перечисленные мероприятия запланированы на 2017 год при положительном решении Бюджетной комиссии Тверской области.

Третье лицо - Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило.

В письменном отзыве Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области указало, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 – ФЗ в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, для определения наличия или отсутствия на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия, включенных в реестр выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия – предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ, заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

В Главном управлении отсутствуют данные об отсутствии объектов культурного наследия (памятников археологии) и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ, в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>ФИО4<адрес>.

Запросы о наличии либо отсутствии в границах указанного земельного участка объектов культурного наследия от собственника либо пользователя участка в Главное управление не поступали.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм законодательства, до начала каких-либо земляных или строительных работ на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000010:945 необходимо было провести историко-культурную экспертизу данного земельного участка с целью определения наличия либо отсутствия объектов культурного наследия и обеспечения мероприятий по сохранению данных объектов в случае их выявления.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона №73-ФЗ, историко-культурная экспертиза проводится до начала, в том числе, землеустроительных работ.

В силу положений п. 2 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.

При этом Распоряжением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-ра «О распоряжении земельными участками» в целях недопущения продажи в частную собственность земельных участков, на которых расположены объекты археологического наследия, а также при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны и использования объектов археологического наследия, органам местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, рекомендовано перед принятием решения, в пределах своей компетенции, о предоставлении земельных участков либо о проведении торгов по продаже земельных участков или права аренды на них осуществлять запрос в областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, уполномоченный в сфере государственной охраны памятников истории и культуры, о наличии на данных земельных участках объектов археологического наследия по установленной форме.

На основании изложенного, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области не возражает против удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица – Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя прокуратуры Зубцовского района Трифонова А.А., ответчика Гусеву А.С., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области - Войнова С.Г., суд приходит к следующему выводу.

Право государственной собственности не может превалировать над правом частной собственности на объекты гражданского оборота. Право частной собственности граждан Российской Федерации, как и право государственной собственности одинаково защищаются по законодательству Российской Федерации, а именно: Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с ст. 35 Конституции Российской Федерации «Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

В соответствии с ч. 4 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) «Права всех собственников защищаются равным образом».

В соответствии с ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) «Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:… п.11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком».

Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что Кузьмина А.В. являлась собственником земельного участка, общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым номером , из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.

Вышеуказанный земельный участок принадлежал ей на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером является Гусева А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> перехода права собственности послужил договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к таким территориям отнесены участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании ст. 4 Федерального закона о них включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режима особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности, ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Статьей 2 названного Федерального закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий определены категории указанных территорий, к которым пунктом «г» отнесены государственные природные заказники, которыми согласно ч.ч. 1,3 ст. 22 данного Федерального закона являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, и которые могут быть федерального или регионального значения.

В силу ч. 1 ст. 24 Закона об особо охраняемых природных территориях, регламентирующей режим особой охраны территорий государственных природных заказников, на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Согласно ч. 5 указанной статьи собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В силу ч. 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, достоверных доказательств того, что земельный участок, общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым номером , из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, ранее принадлежащий Кузьминой А.В., в настоящее время принадлежащий Гусевой А.С., находится на землях особо охраняемых природных территорий, при рассмотрении дела суду не представлено.

Первоначально данный земельный участок входил в границы земельного участка с кадастровым номером общей площадью 304386 кв.м., с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного назначения, который ранее находился в общей долевой собственности колхоза «Путь Ильича» Зубцовского района Тверской области, выделен из состава общей долевой собственности в счет земельной доли.

Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра, подписанного Губернатором Тверской области Зелениным Д.В., указанный выше земельный участок был включен в границы населенного пункта <адрес>ФИО4<адрес>, изменен вид разрешенного использования на «для жилищного строительства», а впоследствии разделен собственником на разные земельные участки.

Решение о переводе земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию принимается исполнительным органом государственной власти.

К ходатайству о переводе земельного участка из состава одной категории в другую приобщается обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

При рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000010:260 из земель сельскохозяйственного назначения вопросов у Администрации Тверской области о возможном наличии на данной территории особо охраняемой природной территории «Устье реки Держа», а также объектов культурного наследия «Стоянка Мозгово – 1, III тыс. до н.э.», «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э.» не возникало.

Сведений о том, что органами местного самоуправления принимались нормативные акты об изъятии из оборота или ограничении в обороте по данному участку, равно как и вопрос о правомерности перевода земель из одной категории в другую категорию и изменение границ населенного пункта – <адрес> за счет указанного выше земельного участка, суду не представлено.

Факт выделения земельного участка и последующий перевод его из одной категории в другую, никем не оспорены, не были предъявлены соответствующие требования и прокурором Зубцовского района Тверской области.

Вопреки доводам прокурора Зубцовского района, материалы дела не содержат сведений, позволяющих определить местоположение границ особо охраняемой природной территории регионального значения «Устье реки Держа».

Решением Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ природные объекты, расположенные на территории Калининской области признаны государственными памятниками природы местного значения.

Согласно Приложению к Решению Исполнительного комитета Калининского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ под номером 45 указано «Устье реки Держа», площадь 33 га. Пойменные земли, естественные отстойники, выполняют функции природных заслонов.

В данном решении и приложении к нему отсутствует описание границ природного объекта «Устье реки Держа». Действия по установлению и согласованию границ особо охраняемой природной территории «Устье реки Держа» после принятия указанных решений совершены не были, что не оспаривается сторонами.

Из паспорта на государственный памятник природы местного значения, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь участка составляет 33 га, Охранное обязательство на государственный памятник природы местного значения от ДД.ММ.ГГГГ содержит только наименование памятника «Устье реки Держа», без указания площади.

Приложенная выкопировка из плана земельного участка, на котором находится природный объект «Устье реки Держа», содержит точечный масштаб природного объекта, без указания площади и точных границ месторасположения.

Указанные документы сами по себе не определяют на местности границы памятника природы «Устье реки Держа». Кроме того, в полномочия органов местного самоуправления не входило определение границ особо охраняемых природных территорий.

Описание данного объекта включено в Генеральный план Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденный Решением Совета депутатов МО Зубцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. В приложение Генерального плана указан Паспорт на государственный памятник природы «Устье реки Держа», подготовленный ГОУ ВПО «Тверской государственный университет», кафедрой экологии с приложением карты-схемы границ памятника природы, который в настоящее время не утвержден Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области. В паспорте также отсутствует точное описание местонахождения памятника природы, а также имеется схема границ, противоречащая действующему Паспорту на государственный памятник природы от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета депутатов МО «Зубцовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в Генеральный план Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Зубцовское сельское поселение Зубцовского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, исключив положения об изменении границ населенных пунктов д. <адрес> за счет земельных участков с кадастровыми номерами

Из внесенных изменений в Генеральный план Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области следует, что в паспорте от ДД.ММ.ГГГГ на государственный памятник природы местного значения, утвержденного постановлением Госплана РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, объявленного Решением Исполнительного комитета Калининского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О признании природных объектов государственными памятниками природы местного значения и усиления их охраны» имеется описание местоположения особо охраняемой природной территории.

В соответствии с описанием, памятник природы состоит из двух участков общей площадью 33 га. Первый расположен на правом берегу Волги и включает долину <адрес> длиной 500 м от устья вверх по течению и шириной 600 м / по 300 м в обе стороны от русла реки. Второй участок представляет из себя склон левого коренного берега Волги длиной 600 м и шириной /в плане/ 50 м, расположенный напротив устья <адрес>. При анализе текстового и графического описания границ памятника выявилось несовпадение описаний первого участка памятника природы, а именно в соответствии с тестовым описанием площадь первого участка должна составлять 30 га, а в соответствии с графическим описанием площадь составляет 3 га. В связи с тем, что границы первого участка памятника однозначно определить невозможно и сведения о границах памятника природы в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, первый участок на картах генерального плана обозначен как точечный объект.

Согласно пояснительной записки проекта «Внесение изменений в Генеральный план Зубцовского сельского поселения Зубцовского района Тверской области» в Паспорте на государственный памятник природы местного значения «Устье реки Держи» существует противоречие между текстовым описанием ООПТ и его графическим изображением. В связи с этим в графической части Генерального плана данная ООПТ представлена двумя частями: первая, расположенная на левом берегу р. <адрес>ю около 3,0 га – площадным объектом, вторая, расположенная на правом берегу <адрес> в устье <адрес> – точечным объектом. Так как границы данного ООПТ не внесены в ГКН, определить ее точные границы и площадь не представляется возможным на данный момент времени.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости установлена обязанность органа государственной власти в срок не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которы установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории. В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю также подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Статья 13 Закона Тверской области от 02 августа 2011 г. № 44-30 «О правительстве Тверской области» закрепляет полномочия Правительства Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользования и землепользования, к которым относится в том числе: создание (образование) особо охраняемых природных территорий регионального значения и обеспечения их охраны, осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного управления и контроля в области организации и функционирования таких территорий, обеспечение организации регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. № 90-пп, Министерство природных ресурсов и экологии (далее – Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, созданным в целях выполнения на территории Тверской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.

Министерство является правопреемником Министерства департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области.

Министерство в соответствии с разделом 3 п. 13 Положения осуществляет обеспечение проведения комплексного экологического обследования территории, которой предполагается присвоить статус особо охраняемой природной территории регионального значения; рассмотрение документов и материалов, обосновывающих необходимость создания, изменения и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение государственных кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; взаимодействие с федеральными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области по вопросам создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий; подготовку предложений Правительству Тверской области по созданию, изменению и упразднению особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Тверской области.

При таких обстоятельствах установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории, памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы, входит в компетенцию Министерства и Правительства.

Суду не представлено доказательств того, что в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке, сформированном в установленном порядке, на котором располагается указанная особо охраняемая природная территория.

Суд также принимает во внимание, что площадь особо охраняемой природной территории в ее естественных границах возможно определить только по результатам проведения специализированной организацией, обладающей соответствующими научно-практическими навыками и знаниями, комплексного экологического обследования территории, на которой расположена особо охраняемая природная территория, и только по результатам выполнения комплексного экологического обследования можно получить достоверные данные, подкрепленные соответствующими научными обоснованиями и подходами, о расположении особо охраняемой природной территории в естественных границах, которые имеют место быть на сегодняшний день.

В представленных материалах отсутствуют достоверные данные о площади особо охраняемой природной территории «Устье реки Держа», определенные по результатам комплексного экологического обоснования.

Поскольку полномочия по определению границ особо охраняемой природной территории отнесены в силу закона к компетенции Правительства Тверской области и Министерству природны ресурсов и экологии Тверской области суд находит необоснованными требования прокурора Зубцовского района Тверской области к Гусевой ФИО27 о возложении обязанности не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории земельного участка с кадастровым номером в <адрес> до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 28 ФЗ № 73-ФЗ для определения, наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, а так же для уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия» и для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ - предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы (далее - историко-культурная экспертиза).

Объектами историко-культурной экспертизы, согласно ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002, являются, в том числе земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона № 73-Ф3 историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

Из искового заявления и объяснений заместителя прокурора Зубцовского района Трифонова А.А. следует, что в непосредственной близости от земельного участка, принадлежащего ранее принадлежащего Кузьминой А.В., в настоящее время принадлежащего Гусевой А.С., расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанному земельному участку расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу реки Волги в 0,3 км к северо-востоку от <адрес> и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э., расположенная в 0,1 км к северу от <адрес>.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и указанным Федеральным законом в силу ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно п. 2 ст. 35 ФЗ № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона, в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.

Статьей 37 данного Федерального закона предусмотрено, что указанные выше виды работ, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия.

Судом из официальных источников - справочника «Археологические памятники России. Тверская область. Часть 1» (под ред. А.В. Кашкина) установлено, что археологический памятник природы «Мозгово. Стоянка 1», неолит, расположен в 0,3 км к северу, северо-западу от северной окраины деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга, археологический памятник «Мозгово. Стоянка 2», неолит, расположена в 0,1 км. к северу от деревни, первая надпойменная терраса правого берега реки Волга и левого берега реки Держа (правый приток реки Волга), в 0,2 км к югу, юго-востоку от стоянки 1.

В соответствии с ч.1. ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки, и развития населенных пунктов. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В ДД.ММ.ГГГГ году границы населенного пункта – д. <адрес> были изменены, территория д. <адрес> была увеличена за счет включения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 304386 кв.м. в границы населенных пунктов.

Из письма Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области отсутствуют данные об отсутствии объектов культурного наследия (памятников археологии) и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 ФЗ № 73-Ф3 в границах земельных участках с кадастровыми номерами в северной части <адрес>ФИО4<адрес>.

Из того же письма следует, что в непосредственной близости от указанных земельных участков расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии) состоящих на государственной охране. Наиболее близко к вышеуказанным земельным участкам расположены объекты археологического наследия «Стоянка Мозгово-1, III тыс. до н.э.», расположенная на правом берегу р. Волги, в 0,3 км к северо-востоку <адрес> и «Стоянка Мозгово-2, IV тыс. до н.э.», расположенная в 0,1 км к северу от <адрес>

Однако, сведения о том, какие памятники культурного наследия, в каких границах расположены на спорном земельном участке, не указано.

Поскольку при выделении земельного участка, переводе категории использования земельного участка и при выдаче разрешения на строительство жилого дома органами местного самоуправления или иными органами не принимались нормативные акты об изъятии из оборота или ограничении в обороте по данному участку в связи с нахождением в непосредственной близости от него объектов археологического наследия, суд находит доводы прокурора Зубцовского района в данной части необоснованными.

Доводы прокурора Зубцовского района Тверской области о том, что в непосредственной близости от земельного участка, ранее принадлежащего Кузьминой А.В., в настоящее время принадлежащего Гусевой А.С., расположен ряд объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, содержат правовую неопределенность, поскольку ссылки на нормативные акты, предусматривающие ответственность за нахождение земельных участков в непосредственной близости от объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, в исковом заявлении отсутствуют, само понятие «непосредственная близость» применительно к настоящему спору им не определено. Следовательно, данные доводы прокурора, свидетельствующие о расположении ряда объектов археологического наследия (памятников археологии), состоящих на государственной охране, в непосредственной близости от ранее принадлежащего Кузьминой А.В., в настоящее время принадлежащего Гусевой А.С., земельного участка, носят предположительный характер и надлежащими доказательствами не подтвержден.

Суд также не может согласиться с требованиями прокурора Зубцовского района о признании разрешения на строительства от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроено-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>, выданное администрацией Зубцовского района, недействительным, по следующим основаниям.

Кузьмина А.В. как собственник земельного участка общей площадью 3960 кв.м., с кадастровым номером , с разрешенным использованием - для жилищного строительства в марте 2015 года обратилась в надлежащий орган по выдаче разрешений на строительство в Администрацию Зубцовского района Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство. На основании вышеуказанного заявления Администрацией Зубцовского <адрес> был утвержден градостроительный план земельного участка, а затем выдано разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено в судебном заседании, Кузьминой А.В. земельный участок с кадастровым номером , расположенный в дер. Мозгово Зубцовского района, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ продан Гусевой А.С.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Поскольку в настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 3960 кв.м., является Гусева А.С., то признание разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кузьминой А.В. не влечет никаких юридических последствий, так как у прокурора Зубцовского района отпали основания, предусмотренные ст. 3 ГПК РФ, на обращения в суд.

Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выдано Кузьминой А.В., однако Кузьмина А.В. собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером в настоящее время не является. Признание разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ недействительным не повлечет юридических последствий для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Зубцовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Зубцовский район» Тверской области, о признании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального одноэтажного жилого дома с пристроенно-встроенным гаражом на земельном участке с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес>, выданного администрацией Зубцовского района, недействительным; об обязанности Гусевой А.С. не осуществлять землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территории земельного участка с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес> до получения результатов историко-культурной экспертизы участка с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками культурного наследия– отказать.

Принятые на основании определения Зубцовского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на земельный участок с кадастровым номером в <адрес>ФИО4<адрес> и приостановления действия разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Зубцовского района, по вступлении настоящего решения в законную силу – отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Л.Н.Титова

Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2016 г.

Судья: Л.Н.Титова