дело № 2-283/2021
УИД 43RS0018-01-2021-000445-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Котельнич Кировской области 21 апреля 2021 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Косолаповой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области о признании движимого имущества бесхозяйным и признании на него права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества – КЛ-10 кВ отпайка на ТП 22-71 ААШВ 3*35, протяженностью 0,08 км, адрес местонахождения: Российская Федерация, Кировская обл., г.о. <...>; КЛ-0,4 кВ Ф-1 от ТП 22-71 Ф-7 10 кВ ПС Искра 110/10 кВ АВВГ 4*50, протяженностью 0,05 км, адрес местонахождения: Российская Федерация, Кировская обл., г.о. <...> и о признании за МО городской округ права муниципальной собственности на данное имущество. В обоснование требований указано, что данные объекты расположены на территории города Котельнича, их собственник не установлен, о своих правах на данные объекты никто не заявляет.
Представитель заявителя – Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении и.о. начальника Управления ФИО1 просила рассмотреть дело без участия представителя заявителя, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа города Котельнича Кировской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении глава города Вдовкин С.Н. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – ОАО «Коммунэнерго» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении представитель по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело без участия представителя ОАО, по существу заявленных требований пояснила, что указанные заявителем объекты не учитываются на балансе ОАО «Коммунэнерго», собственник данного имущества неизвестен.
Представитель заинтересованного лица – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Кировэнерго» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на заявление представитель по доверенности ФИО3 просила рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению; указанные в заявлении линии электропередач являются движимыми вещами, сведения об их правообладателе отсутствуют, прав на данное имущество никем не заявлено. Указанные объекты электросетевого хозяйства технологически присоединены к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Описание точки присоединения – контакты присоединения шлейфов подстанционного разъединителя ЗТП № 22-71 к проводам ВЛ-10 кВ № 7 ПС 110/10 кВ Искра на опоре № 2.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 и п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Исходя из положений п. п. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения, не подлежат приватизации, а подлежат передаче в муниципальную собственность.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что объектами электроэнергетики являются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являются линейными объектами.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного поселения отнесены организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу п. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Надлежащее техническое состояние линий электропередач, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по обеспечению электроснабжения населения, а также по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Обязанность по организации и осуществлению таких мер возложена приведенными выше нормами закона на органы местного самоуправления. Отсутствие у данных объектов собственника приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так и надлежащего электроснабжения.
Положением об Управлении имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области, утвержденным решением Котельничской городской Думы от 25.07.2018 № 69, установлено, что Управление является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1.1 Положения об Управлении). К компетенции Управления относится: управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в порядке, установленном решением городской Думы (п.п. 2.1.1 Положения об Управлении); выполнение функций и полномочий собственника имущества, принадлежащего на праве собственности городу, в том числе представление интересов города в судах по вопросам муниципальной собственности города (п.п. 2.1.5 Положения об Управлении); осуществление действий по приобретению и прекращению права муниципальной собственности города на имущество, в том числе земельные участки (п.п. 2.1.7 Положения об Управлении).
Как следует из материалов дела, в границах городского округа города Котельнич Кировской области расположены кабельные линии электропередач: КЛ-10 кВ отпайка на ТП 22-71 ААШВ 3*35, протяженностью 0,08 км, адрес местонахождения: <...>; КЛ-0,4 кВ Ф-1 от ТП 22-71 Ф-7 10 кВ ПС Искра 110/10 кВ АВВГ 4*50, протяженностью 0,05 км, адрес местонахождения: <...> собственник которых не установлен, что приводит к ненадлежащему содержанию и эксплуатации объектов, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что спорные объекты находятся в федеральной, муниципальной собственности или в собственности субъекта федерации, либо были кому-либо переданы. Указанное подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества МО городской округ город Котельнич Кировской области от 18.03.2021 о том, что спорные объекты не числятся в данном реестре; сообщением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 26.12.2020 об отсутствии информации об указанных объектах в реестре государственного имущества Кировской области; информацией МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 30.12.2020 о том, что данные объекты в реестре федерального имущества на территории Кировской области не учитываются.
Исходя из содержания ст. 130 ГК РФ, данные кабельные линии являются движимыми вещами, поскольку прочно и неразрывно с землей не связаны и их перемещение возможно без ущерба их назначению.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса РФ» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
Недвижимым имуществом указанные объекты могут признаваться только в составе производственно-технических комплексов, объединенных в единый объект, неразрывно связанный с землей, а поскольку предметом заявленных требований являются только линии электропередач, не включающие трансформаторные подстанции и другое; данные линии электропередач могут быть перемещены без несоразмерного ущерба их назначению, поскольку не имеют неразрывной связи с землей, следовательно, по смыслу ст. 130 ГК РФ указанные линии электропередач относятся к объектам движимого имущества и не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку спорные объекты, расположенные на территории городского округа города Котельнича Кировской области, являются движимым имуществом, фактически не имеют собственника, то есть обладают признаками бесхозяйного имущества, иные лица прав на указанные объекты движимого имущества не заявили, суд полагает необходимым заявленные требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Управления имуществом и земельными ресурсами городского округа города Котельнича Кировской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области на бесхозяйные линейные объекты движимого имущества:
КЛ-10 кВ отпайка на ТП 22-71 ААШВ 3*35, протяженностью 0,08 км, адрес местонахождения: <...>;
КЛ-0,4 кВ Ф-1 от ТП 22-71 Ф-7 10 кВ ПС Искра 110/10 кВ АВВГ 4*50, протяженностью 0,05 км, адрес местонахождения: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Н.Н. Эсаулова
Решение22.04.2021