ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2021 от 23.09.2021 Суксунского районного суда (Пермский край)

дело № 2-283/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года

п. Суксун Пермского края

Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушиной А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:

представителя истца – ст. помощника прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Суксунского городского округа Пермского края, действующей по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об оплате труда путем проведения индексации заработной платы,

установил:

прокурор Суксунского района Пермского края, действуя в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» (далее – МУ «Управление благоустройством») о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства об оплате труда путем проведения индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В обоснование требований указано следующее. Прокуратурой Суксунского района по поручению прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, в т.ч. к полноте и своевременности выплаты заработной платы, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 134 ТК РФ МУ «Управление благоустройством» индексация заработной платы работникам организации не произведена. Несоблюдение МУ «Управление благоустройством» требований трудового законодательства нарушает конституционно гарантированные права работников, в т.ч. на своевременную и в полном объеме оплату труда. В связи с выявленными нарушениями законодательства об охране труда в адрес и.о. директора МУ «Управление благоустройством» Филипповой Е.Ю. прокурором района было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об оплате труда. Представление прокурора рассмотрено, однако нарушения законодательства об оплате труда не устранены, индексация заработной платы в учреждении в 2021 году не проводилась.

Представитель истца – ст. помощник прокурора Суксунского района Мартюшева Т.И. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика – директор МУ «Управление благоустройством» ФИО2, действующая на основании постановления главы администрации Суксунского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за , в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее поясняла, что с иском не согласна, поскольку учреждение само не вправе производить индексацию заработной платы без соответствующего акта учредителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Суксунского городского округа Пермского края, привлеченной к участию в деле определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что индексация заработной платы работников муниципального учреждения, в силу учредительных документов (Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ) возможна только на основании решения учредителя названного муниципального учреждения (л.д.180-181 т.1).

Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что прокуратурой Суксунского района проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда в муниципальных учреждениях Суксунского городского округа, в том числе муниципального учреждения «Управление благоустройством».

Как следует из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки выявлены существенные нарушения законодательства об оплате труда в МУ «Управление благоустройством». Начисление заработной платы работникам муниципальных учреждений производится МКУ «Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа». Проверкой установлено, что в МУ «Управление благоустройством» не установлена индексация заработной платы на 2021 год. Приказы директора об ее установлении на 2021 год учреждением в МКУ не представлены. В Положении об оплате труда условия об ежегодной индексации за- работной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ не прописаны, соответствующие изменения в штатные расписания не внесены (л.д.22 т.1).

По результатам проверки в адрес руководителя ответчика внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об оплате труда, где прокурор требовал издать приказ о проведении индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен (л.д.17 т.1).

Из ответа МУ «Управление благоустройством» на представление прокурора следует, что в имеющемся Положении о системе оплаты труда работников не предусмотрена индексация заработной платы, поэтому индексация в учреждении в 2021 годку не проводилась (л.д.18т.1).

Согласно п. 1.6 Устава МУ «Управления благоустройством» (в редакции постановления Администрация Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ) его учредителем и собственником имущества является Суксунский городской округ. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация Суксунского городского округа (л.д.33 т.1).

Постановлением Администрации Суксунского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о системе оплаты труда работников МУ «Управление благоустройством» (далее – Положение) (л.д.36 т.1).

Согласно п. 1.4 Положения повешение (индексация) заработной платы работников учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д.37 т.1).

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, имеющимся в материалах дела, индекс роста потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю н, по состоянию на июль 2021 года к декабрю 2020 составил 104,3 (л.д.18 т.2).

Решением Думы Суксунского городского округа от 23.01.2020 за № 92 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа (л.д.182 т.1).

В соответствии с п.18 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Согласно п. 19 указанного выше Положения размеры должностных окладов ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением Думы Суксунского городского округа Пермского края о бюджете Суксунского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен) (л.д.185 т.1).

В силу п. 20 вышеуказанного Положения порядок осуществления индексации заработной платы работников учреждений устанавливается правовыми актами Администрации Суксунского городского округа (л.д.185 т.1).

Как указано выше, учредителем и собственником имущества является Суксунский городской округ, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация Суксунского городского округа. Таким образом, из содержания указанных нормативных актов в их системной взаимосвязи следует, что индексация заработной платы работников муниципального учреждения, в силу соответствующих учредительных документов, возможна только на основании решения учредителя названного муниципального учреждения. Следовательно, ответчик правомочен издать приказ об индексации заработной платы только при наличии решения соответствующего органа местного самоуправления.

В судебное заседание не представлено доказательств тому, что таковое решение было принято компетентным органом местного самоуправления.

Представителем третьего лица – Администрации Суксунского городского округа представлен проект решения Думы Суксунского городского округа «О внесении изменений в Решение Думы Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете Суксунского городского округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 год» направленный ДД.ММ.ГГГГ в порядке правотворческой инициативы главой Администрации Суксунского городского округа, согласно которому предусмотрено увеличение размера тарифных ставок, окладов (должностных) окладов работников муниципальных учреждений, в том числе финансируемых за счет субвенции из бюджета <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на 4,2% (л.д.232-235 т.1). Из пояснений представителя третьего лица следует, что данный проект будет рассмотрен на заседании Думы Суксунского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, ответчик МУ «Управление благоустройством», исходя из установленных судом обстоятельств и изложенных выше норм права, не обладает полномочиями для осуществления индексации заработной платы работников МУ «Управление благоустройством» в отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований прокурора Суксунского района к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об оплате труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем проведения индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

А.А. Ярушина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ