дело № 2-283/2021 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
23 сентября 2021 года | п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего Ярушиной А.А. при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б. с участием:
представителя истца – ст. помощника прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Суксунского городского округа Пермского края, действующей по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района Пермского края к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об оплате труда путем проведения индексации заработной платы,
установил:
прокурор Суксунского района Пермского края, действуя в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» (далее – МУ «Управление благоустройством») о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений законодательства об оплате труда путем проведения индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В обоснование требований указано следующее. Прокуратурой Суксунского района по поручению прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, в т.ч. к полноте и своевременности выплаты заработной платы, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 134 ТК РФ МУ «Управление благоустройством» индексация заработной платы работникам организации не произведена. Несоблюдение МУ «Управление благоустройством» требований трудового законодательства нарушает конституционно гарантированные права работников, в т.ч. на своевременную и в полном объеме оплату труда. В связи с выявленными нарушениями законодательства об охране труда в адрес и.о. директора МУ «Управление благоустройством» Филипповой Е.Ю. прокурором района было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства об оплате труда. Представление прокурора рассмотрено, однако нарушения законодательства об оплате труда не устранены, индексация заработной платы в учреждении в 2021 году не проводилась.
Представитель истца – ст. помощник прокурора Суксунского района Мартюшева Т.И. в судебном заседании настаивала на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика – директор МУ «Управление благоустройством» ФИО2, действующая на основании постановления главы администрации Суксунского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за №, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее поясняла, что с иском не согласна, поскольку учреждение само не вправе производить индексацию заработной платы без соответствующего акта учредителя.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Суксунского городского округа Пермского края, привлеченной к участию в деле определением судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в судебном заседании исковые требования не признала, представив отзыв на исковое заявление, из которого следует, что индексация заработной платы работников муниципального учреждения, в силу учредительных документов (Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№) возможна только на основании решения учредителя названного муниципального учреждения (л.д.180-181 т.1).
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой Суксунского района проведена проверка исполнения законодательства об оплате труда в муниципальных учреждениях Суксунского городского округа, в том числе муниципального учреждения «Управление благоустройством».
Как следует из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проверки выявлены существенные нарушения законодательства об оплате труда в МУ «Управление благоустройством». Начисление заработной платы работникам муниципальных учреждений производится МКУ «Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа». Проверкой установлено, что в МУ «Управление благоустройством» не установлена индексация заработной платы на 2021 год. Приказы директора об ее установлении на 2021 год учреждением в МКУ не представлены. В Положении об оплате труда условия об ежегодной индексации за- работной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ не прописаны, соответствующие изменения в штатные расписания не внесены (л.д.22 т.1).
По результатам проверки в адрес руководителя ответчика внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства об оплате труда, где прокурор требовал издать приказ о проведении индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен (л.д.17 т.1).
Из ответа МУ «Управление благоустройством» на представление прокурора следует, что в имеющемся Положении о системе оплаты труда работников не предусмотрена индексация заработной платы, поэтому индексация в учреждении в 2021 годку не проводилась (л.д.18т.1).
Согласно п. 1.6 Устава МУ «Управления благоустройством» (в редакции постановления Администрация Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№) его учредителем и собственником имущества является Суксунский городской округ. Функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация Суксунского городского округа (л.д.33 т.1).
Постановлением Администрации Суксунского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о системе оплаты труда работников МУ «Управление благоустройством» (далее – Положение) (л.д.36 т.1).
Согласно п. 1.4 Положения повешение (индексация) заработной платы работников учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д.37 т.1).
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, имеющимся в материалах дела, индекс роста потребительских цен на товары и услуги по Пермскому краю н, по состоянию на июль 2021 года к декабрю 2020 составил 104,3 (л.д.18 т.2).
Решением Думы Суксунского городского округа от 23.01.2020 за № 92 утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа (л.д.182 т.1).
В соответствии с п.18 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Суксунского городского округа, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Согласно п. 19 указанного выше Положения размеры должностных окладов ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с решением Думы Суксунского городского округа Пермского края о бюджете Суксунского городского округа на соответствующий финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен) (л.д.185 т.1).
В силу п. 20 вышеуказанного Положения порядок осуществления индексации заработной платы работников учреждений устанавливается правовыми актами Администрации Суксунского городского округа (л.д.185 т.1).
Как указано выше, учредителем и собственником имущества является Суксунский городской округ, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация Суксунского городского округа. Таким образом, из содержания указанных нормативных актов в их системной взаимосвязи следует, что индексация заработной платы работников муниципального учреждения, в силу соответствующих учредительных документов, возможна только на основании решения учредителя названного муниципального учреждения. Следовательно, ответчик правомочен издать приказ об индексации заработной платы только при наличии решения соответствующего органа местного самоуправления.
В судебное заседание не представлено доказательств тому, что таковое решение было принято компетентным органом местного самоуправления.
Представителем третьего лица – Администрации Суксунского городского округа представлен проект решения Думы Суксунского городского округа «О внесении изменений в Решение Думы Суксунского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Суксунского городского округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 год» направленный ДД.ММ.ГГГГ в порядке правотворческой инициативы главой Администрации Суксунского городского округа, согласно которому предусмотрено увеличение размера тарифных ставок, окладов (должностных) окладов работников муниципальных учреждений, в том числе финансируемых за счет субвенции из бюджета <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на 4,2% (л.д.232-235 т.1). Из пояснений представителя третьего лица следует, что данный проект будет рассмотрен на заседании Думы Суксунского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ответчик МУ «Управление благоустройством», исходя из установленных судом обстоятельств и изложенных выше норм права, не обладает полномочиями для осуществления индексации заработной платы работников МУ «Управление благоустройством» в отсутствие соответствующего решения органа местного самоуправления, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований прокурора Суксунского района к муниципальному учреждению «Управление благоустройством» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об оплате труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ путем проведения индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий | А.А. Ярушина | |
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ