ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-283/2021 от 27.04.2021 Крыловской районного суда (Краснодарский край)

дело № 2-283/2021

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Станица Крыловская 27 апреля 2021 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Береза Т.Н.,

при секретаре Боровик И.Д.

без участия сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах в интересах ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда,

установил:

Территориальный отдел ТУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах в интересах ФИО1 обратилось к индивидуальному предпринимателю ФИО2 с иском о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда.

Указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей ( его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Уполномоченным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322. Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах действует на основании Положения, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.06.2013 № 137.

ДД.ММ.ГГГГ, гражданка ФИО1 приобрела в магазине <данные изъяты> ИП ФИО2, расположенном по адресу: <адрес> сотовый телефон «<данные изъяты>imei стоимостью 2500,00 рублей. Однако уже ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в магазин, в связи с тем, что телефон оказался некачественным, плохая слышимость на линии, очень тихий звук в микрофоне и сдала его на проверку и ремонт (45 дней), при этом подменный телефон ей не выдали акт об отсутствии дефекта с авторизованного сервисного центра «<данные изъяты><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 повторно обратилась в магазин, так как телефон был в таком же состоянии, как и до ремонта, слышимость была очень плохая. У нее забрали телефон в ремонт уже во второй раз и опять не выдали подменный телефон на срок ремонта. ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО1 написала судебную претензию на имя ИП ФИО2 о расторжении договора купли-продажи и вручила ее продавцу, так как с момента сдачи телефона в ремонт прошло 76 дней, а телефон так и не вернули, ответа на претензию ей предоставили. Итого телефон гражданки ФИО1 находился в ремонте 126 дней, из них с нарушением срока ремонта 36 дней. Действиями ответчика гражданке ФИО1 причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, пережитых ею в результате обмана, игнорировании ее требований. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Моральный вред гражданке ФИО1 оценивает в 1000 рублей. В силу п.6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

На основании изложенного, истец просит суд, расторгнуть договор купли-продажи сотового телефона «<данные изъяты>» стоимостью 2500,00 рублей заключенного с гражданкой ФИО1 и взыскать сумму, уплаченную за телефон. Оплатить гражданке ФИО1 неустойку за просрочку исполнения сроков ремонта сотового телефона в добровольном порядке в размере 900 рублей. Компенсировать гражданке ФИО1 моральный вред в размере 1000 руб. за причиненные ей нравственные страдания, пережитые ей в результате обмана, игнорировании ее требований. Взыскать штраф в бюджет иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований.

В судебное заседание представитель истца, не явился в материалах дела содержится ходатайство начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, ленинградском районах ФИО3 о рассмотрении требований в отсутствие представителя истца. Считает исковые требования гр. ФИО1 обоснованными и предъявленными в соответствии с действующим законодательством.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, в материалах дела содержится ходатайство о рассмотрении требований в её отсутствие, исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание ответчик ИП ФИО2 не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Закон РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и т.д. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества.

В соответствии с положениями названного Закона потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги), исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Право потребителя на надлежащее качество товаров реализуется на основании положений статьи 4 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Статьей абз. 8 п. 1 статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Согласно абз. 2 п. 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Согласно абз. 2 п. 6 статьи 18 того же закона, в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Таким образом, закон возлагает на покупателя обязанность передать товар с недостатками, а на продавца принять его и, в случае необходимости провести проверку его качества.

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера и т.д.) за нарушение прав потребителя предусмотрена ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, гражданка ФИО1 приобрела в магазине «<данные изъяты> ИП ФИО2, расположенном по адресу: <адрес> сотовый телефон <данные изъяты>» imei стоимостью 2500,00 рублей.

В соответствии с Выпиской из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО2 является действующим индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включения в другие группировки, одним из дополнительных видов деятельности является торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах, торговля розничными бытовыми электротоварами в специализированных магазинах.

Поскольку телефон «<данные изъяты>» imei имеет дефект производственного характера, потребитель в силу ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», с учетом положений ст. 450 ГК РФ, вправе требовать расторжения договора и полного возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Рассматривая требования истца о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В ст. 23 названного Закона предусмотрено, что за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Факт нарушения прав потребителя ФИО1 действиями ответчика в связи с продажей некачественного товара, судом установлен и не оспорен.

Учитывая, что с требованием о расторжении договора купли-продажи и взыскании денежных средств, уплаченных за некачественный товар, истец к ответчику обратилась ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в магазин, в связи с тем, что телефон оказался некачественным, плохая слышимость на линии, очень тихий звук в микрофоне и сдала его на проверку и ремонт (45 дней), при этом подменный телефон ей не выдали акт об отсутствии дефекта с авторизованного сервисного центра «<данные изъяты><адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 повторно обратилась в магазин, так как телефон был в таком же состоянии как и до ремонта, слышимость была очень плохая. У нее забрали телефон в ремонт уже во второй раз и опять не выдали подменный телефон на срок ремонта. ДД.ММ.ГГГГ истицей ФИО1 направлена претензия ИП ФИО4 с просьбой ей вернуть деньги в сумме 2500 рублей за купленный телефон «<данные изъяты>imei, приобретенный по адресу: <адрес> салон связи <данные изъяты>. Телефон при разговоре создает сильные шумы на линии, и чем дольше длится разговор, тем сильнее звуки, шумы. Спорный телефон находиться у ответчика.

В данном случае истец требует взыскать неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 900 руб, поскольку с требованием о расторжении договора купли-продажи, истец обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер неустойки составляет 900 руб. (2500 руб. х 1 % х 36 дней), и подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения прав потребителя и при наличии вины продавца (изготовителя) причиненный потребителю моральный вред подлежит возмещению.

Согласно положениям статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствие со статьей 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Законом установлена презумпция причинения морального вреда потребителю, вследствие нарушения изготовителем (исполнителем продавцом, уполномоченной организацией …) предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ прав потребителя, в связи с чем, потерпевший освобожден от обязанности доказывания в суде факта своих физических или нравственных страданий. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 16.10.2001г. №252-О.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд, учитывая степень причиненных истцу нравственных страданий, исходя из конкретных обстоятельств дела, считает разумным и справедливым определить денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000,00 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что в данном случае составляет 2200 руб. (2500 + 900 + 1 000).

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителя» и подп. 4 п. 2 ст. 333-36 НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в бюджет, в соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 333-19 НК РФ, составляет 700 руб., а именно по требованиям имущественного характера 400 руб. и по требованиям неимущественного характера 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Кущевском, Крыловском, Павловском, Ленинградском районах в интересах ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о расторжении договора купли-продажи, взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда, удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП , ИНН дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ) в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 6600 (шесть тысяч шестьсот) рублей, из них 2500 ( две тысячи пятьсот) рублей стоимость телефона, неустойка в размере 900(Девятьсот рублей), компенсацию морального вреда в размере 1 000,00 (Одна тысяча) рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 2200 (Две тысячи двести) рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 государственную пошлину в размере 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Крыловской районный суд.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись Т.Н. Береза