Дело № 2-283/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Щиканова А.В., при секретаре Искандаровой О.С.,
с участием истца Даскаль С.А.,
представителя истца по доверенности Косичкиной О.А.,
представителя ответчика военного комиссариата ЕАО по доверенности Мухаметзянова Ю.А.,
представителя ответчика военного комиссариата Ленинского и Октябрьского районов Еврейской АО Ворончихина А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даскаль С.А. к федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации, к военному комиссариату Ленинского и Октябрьского районов Еврейской АО к военному комиссариату Еврейской автономной области о признании действий по не направлению денежного аттестата, по несвоевременному оформлению документов для получении пенсии незаконными, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Даскаль С.А. обратилась в Ленинский районный суд ЕАО с иском о признании действия ЕРЦ МО РФ по не направлению денежного аттестата в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО незаконными и взыскании компенсации морального вреда в размере рублей. В обоснование своих требований указала, что истец проходила военную службу в в/ч №, расположенной в с., Еврейской АО, приказом командира части уволена с военной службы и исключена из списков личного состава с 19.03.2022. При увольнении с военной службы оформляется финансовым органом, обеспечивающим военнослужащего денежным довольствием, денежный аттестат, который направляется в военный комиссариат по месту постановки военнослужащего на воинский учет в 10дневный срок. В военном комиссариате Ленинского и Октябрьского районов ЕАО денежный аттестат отсутствует. С момента исключения прошло более трех месяцев и истец так и не получает пенсию. ЕРЦ МО РФ на обращение сообщило, что денежный аттестат направлен в г. Тюмень. Не направление денежного аттестата в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО нарушает права истца на своевременное получение пенсионного обеспечения. Действия ЕРЦ МО РФ привели к тому, что истец в течение длительного времени находилась без средств к существованию, в связи с чем испытывала физические и нравственные страдания, денежную компенсацию которых оценивает в рублей.
Определением суда от 11.08.2022 в качестве третьего лица привлечен военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО.
Протокольным определением от 06.09.2022 военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО освобожден от участия в деле в качестве третьего лица и привлечен в качестве соответчика, привлечен к участию в деле в качестве соответчика военный комиссариат Еврейской автономной области.
В судебном заседании Даскаль С.А.. исковые требования уточнила, просила признать действия Единого расчетного центра МО РФ по ненаправлению денежного аттестата в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО незаконными; признать действия военного комиссариата Ленинского и Октябрьского районов ЕАО по несвоевременному оформлению документов для получения пенсии незаконными. Взыскать с ЕРЦ МО РФ и с военного комиссариата Ленинского и Октябрьского района ЕАО компенсацию морального вреда по рублей с каждого. Требования обосновала тем, что является военнослужащей в/ч №, на данный момент находится на пенсии, исключена из списков личного состава с 19.03.2022 года, пенсию еще не получала. Обратилась в военкомат с. Ленинское с заявлением на постановку на учет, но сотрудники военкомата пояснили, что пока нет денежного аттестата, заявление о начислении пенсии писать не надо, о поступлении аттестата сообщат. Неоднократно обращалась в военкомат, чтобы узнать, поступил или нет денежный аттестат, отвечали, что аттестата пока нет. Это продолжалось длительное время. Позвонила в ФКУ «ЕРЦ», чтобы узнать сумму своего расчета, спросила, когда направят денежный аттестат в военкомат, в ответе услышала, что аттестат уже направлен в г. Тюмень. Также неоднократно обращалась в военкомат, чтобы узнать о денежном аттестате, но постоянно отвечали «ждите», просила сделать запросы, почему денежный аттестат был направлен в г. Тюмень, но ничего по этому поводу не пояснили. 22 июля 2022 позвонил сотрудник военкомата и пояснил, что денежный аттестат прибыл в с. Ленинское в апреле месяце 2022 года, а передали сотруднику только в июле 2022 года. Написала заявление на выплату пенсии, которое принял сотрудник военкомата Богданова В., которая просила не указывать дату в заявлении, но дату, в которую обратилась, а именно 09.08.2022 года.
Представитель истца Косичкина О.А. пояснила, что Даскаль С.А. неоднократно обращалась в военкомат Ленинского района и военкомат ЕАО, где сотрудники военкомата ей сказали, что денежный аттестат отсутствует, как только он поступил в военкомат, то ее об этом известят. Имеется справка № 218, выданная военкоматом Ленинского района, которая подтверждает, что Даскаль обращалась в военкомат в июле 2022 года. Кроме того, в уточненных исковых требованиях приведены нормы закона, на основании которых можно сделать вывод, что были нарушены права Даскаль С.А. на оформление пенсии. Считает, что наличие вины военкомата усматривается по непредоставлению точной информации, неоформлению документов для получения пенсии Даскаль. Просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика военного комиссариата ЕАО по доверенности Мухаметзянов Ю.А. по делу пояснил, что в удовлетворении заявленных требований военкомат просит отказать. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» назначение пенсии носит заявительный характер, то есть гражданину необходимо предоставить заявление о назначении пенсии и необходимый пакет документов. Исходя из материалов дела, Даскаль написала заявление 09.08.2022, в связи с чем 09.08.2022 была организована работа по назначению пенсии. Военным комиссариатом ЕАО направлено указание в банк. Также Даскаль С.А. могла подать заявление и ранее, документов об отказе в принятии заявления о назначении пенсии не представлено. Если бы Даскаль написала заявление ранее, то оно пошло бы в работу с момента поступления денежного аттестата. Поэтому без заявления сотрудники не могли организовать работу по выплате пенсии Даскаль. Обязанности звонить гражданам и звать написать заявление на оформление пенсии у сотрудников военкомата нет. Законом не предусмотрено возмещение моральной компенсации за неоформление пенсии. Оснований для компенсации морального ущерба нет. При отсутствии денежного аттестата сотрудники военкомата при предъявлении заявления на оформление пенсии обязаны его принять и организовать работу. Указанная Справка № 218, выданная военкоматом Ленинского района, была выдана Даскаль С.А. о том, что она не состоит на учете в военкомате. Конституционные права Даскаль С.А. в связи с несвоевременным оформлением пенсии, не нарушены. В соответствии с действующим законодательством выплата пенсии носит заявительный характер. Выплата пенсии начинается с момента обращения, но производится со дня увольнения военнослужащего. Сотрудники военкомата, действительно, позвонили Даскаль для написания заявления, это была их инициатива. Ранее Даскаль не звонили, так как военкомат проводит большую работу в связи со Специальной Военной Операцией.
Представитель ответчика военного комиссариата Ленинского и Октябрьского районов Еврейской АО Ворончихин А.Е. пояснил, что с требованиями Даскаль С.А. не согласен, Даскаль С.А. в военкомат встала на учет 22.03.2022, личное дело прибыло 01.04.2022, денежный аттестат поступил 19.04.2022. Пенсию истец не получает, так как заявление о назначении и выплате пенсии было написано 09.08.2022. Сотрудник военкомата должен отслеживать, когда приходит дело военнослужащего, после чего отобрать заявление о назначении пенсии. Но сотрудник утверждает, что она приходила к Даскаль на работу и сообщала, что поступил денежный аттестат и необходимо написать заявление на оформление пенсию и предоставить полный пакет документов к нему.
Представитель ответчика федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в поступивших возражениях просил рассмотреть дело без его участия, отказать Даскаль С.А. в удовлетворении заявленных требований, так как денежный аттестат Даскаль С.А. был направлен в военный комиссариат ЕАО 15.03.2022 года исх. № №. В город Тюмень, как утверждает Даскаль, денежный аттестат не направлялся. Даскаль С.А. в заявлении не указала, какого рода физические и нравственные страдания были причинены действиями руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и не указано какими именно виновными действиями нарушены ФКУ ЕРЦ права свободы и законные интересы заявителя.
Свидетель Абраменкова Г.В. пояснила, что Даскаль С.А. знает, ранее проживала в воинской части с. , где Даскаль С.А. проходила военную службу. В конце марта, в начале апреля около военкомата ЕАО Даскаль С.А., говорила, что приехала искать свой денежный аттестат. Дала номер телефона ЕРЦ г. Москвы, Даскаль позвонила, оператор Центра сообщил, что денежный аттестат был направлен в г. Тюмень. Даскаль перезвонила еще раз на этот же номер ЕРЦ, ответил другой оператор, который сообщил, что её денежный аттестат направлен в г. Тюмень. Номер телефона ЕРЦ г. Москвы, на который звонила Даскаль - это оператор Расчетного Центра по денежному довольствию. Даскаль С.А. говорила, что она хотела подать заявление на оформление пенсии, но его не приняли, сказали, что сообщат когда прийти для оформления пенсии.
Выслушав пояснения истца Даскаль С.А., представителя истца Косичкину О.А., представителя ответчика военного комиссариата ЕАО Мухаметзянова Ю.А., редставителя ответчика военного комиссариата Ленинского и Октябрьского районов Еврейской АО Ворончихина А.Е., свидетеля Абраменкову Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах.
Согласно ст. 6 настоящего Закона лицам, указанным в статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В соответствии со ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 заявления о назначении пенсии представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Согласно статье 54 Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
Для назначения пенсии, уволенному с военной службы военнослужащему вместе с документами для назначения пенсии, представляется личное дело военнослужащего (с расчетом выслуги лет на пенсию, составленным соответствующим Управлением Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выписками из приказов об увольнении и об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части, поступившие из управлений (отделов) кадров или воинских частей).
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ № 941 от 22 марта 1993 года, пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Из материалов дела следует, что истец Даскаль С.А. проходила военную службу в должности старшего санитара отделения сбора и эвакуации раненных медицинского взвода пулеметного батальона 69 отдельной бригады прикрытия 35 общевойсковой армии Восточного военного округа, в войсковой части №(с., ЕАО).
Приказом командира № отдельной бригады прикрытия № № от 28.10.2021 года Даскаль С.А. уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Даскаль С.А. исключена с 19.03.2022 из списков личного состава воинской части. Продолжительность военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации по состоянию на 19.03.2022 года, которая составила в календарном исчислении 15 лет 05 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - 23 года 02 месяца 19 дней.
Согласно пояснений сторон следует, что после увольнения истец была поставлена на воинский учет в военном комиссариате Ленинского и Октябрьского районов Еврейской автономной области, куда было направлено ее личное дело.
С заявлением о назначении пенсии истец Даскаль С.А. обратилась 09.08.2022 года в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов Еврейской автономной области, что не оспаривалось сторонами.
Из выписки из журнала входящей корреспонденции военкомата ЕАО и списка внутренних почтовых отправлений № 395/724 следует, что 22.03.2022 денежный аттестат Даскаль С.А. был отправлен ФКУ «ЕРЦ МО РФ» заказным письмом в г.Биробиджан ЕАО ул.Карла Маркса 27/3 и получен 19.04.2022 вход. № 1187 военным комиссариатом ЕАО.
16.06.2022 Военный комиссар Ленинского и Октябрьского районов ЕАО Ворончихин А.Е. направил в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» подтверждение к денежному аттестату Даскаль С.А.
Согласно справки военного комиссариата ЕАО от 27.07.2022 № 218 следует, что Даскаль С.А. по состоянию на 27.07.2022 на пенсионном учете в военном комиссариате ЕАО не состоит, пенсию по линии МО РФ не получает.
Таким образом, доводы истца Даскаль С.А. о том, что денежный аттестат был необоснованно направлен ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в г. Тюмень суд считает не состоятельными, так как указанные доводы опровергаются материалами дела, а именно, выпиской из журнала о регистрации исходящей и входящей корреспонденции, из которой следует, что ФКУ «ЕРЦ МО РФ» 22.03.2022 денежный аттестат Даскаль С.А. направило заказным письмом в военный комиссариат ЕАО, который был получен 19.04.2022 вход. № 1187, далее денежный аттестат был направлен в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО. 16.06.2022 военный комиссар Ленинского и Октябрьского районов ЕАО направил ФКУ «ЕРЦ МО РФ» подтверждение к денежному аттестату о его поступлении.
Суд принимает во внимание, что до 09.08.2022года истец Даскаль С.А. за назначением пенсии с заявлением в военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов ЕАО не обращалась, назначение пенсии имеет заявительный характер, то что ФКУ «ЕРЦ МО РФ» направило 22.03.2022 денежный аттестат Даскаль С.А. в военный комиссариат ЕАО, поэтому исковые требования Даскаль С.А. о признании действий по не направлению денежного аттестата, по несвоевременному оформлению документов для получении пенсии незаконными, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления Даскаль С.А. к федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации, к военному комиссариату Ленинского и Октябрьского районов Еврейской АО к военному комиссариату Еврейской автономной области о признании действий по не направлению денежного аттестата, по несвоевременному оформлению документов для получении пенсии незаконными, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2022.
Судья А.В. Щиканов