ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284 от 18.11.2011 Гавриловского районного суда (Тамбовская область)

                                                                                    Гавриловский районный суд Тамбовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Гавриловский районный суд Тамбовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-284/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«18» ноября 2011 года с.Гавриловка 2-я

Гавриловский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Рыжова Н.М.

при секретаре Шлыковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Самодуровой В.А., Петровой Т.И., Плаксину В.Е., Карпову С.А., Касимовской З.Ф., Копырюлиной Т.Ф., Крючковой Е.И., Крючковой М.В., Морозову Н.П., Надежкиной А.В., Синичкиной А.А., ТОлстолобову В.С., Чернышову А.А., Шаровой В.Ф. о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей,

У С Т А Н О В И Л :

  Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.92. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01.01.1993 осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О

предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

На протяжении последних (более 10) лет многие из собственников земельных долей не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с использованием этих участков, является Федеральный закон от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Часть 5 статьи 13 вышеназванного Закона определяет, что субъект Российской Федерации вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации на этот земельный участок.

Ст.44 Земельного кодекса в качестве одного из оснований прекращения права собственности на земельный участок устанавливает принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствие со ст. 284 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка у собственника может быть осуществлено в случае не использования его для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Порядок выделения земельных участков в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии со ст.13, п.З ч.1.2 ст.14 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно вышеназванным положениям Закона, образование земельного участка, выделяемого в счет земельных долей, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности, а информация о невостребованных земельных долях с указанием их собственников должна быть опубликована в средствах массовой информации с предоставлением последним права в течение девяноста дней после опубликования заявить о своем желании воспользоваться правами участника долевой собственности.

Данные требования законодательства были выполнены: общим собранием собственников земельных долей в границах СПК «Русь» было определено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которого находятся невостребованные земельные доли (протокол от 29.01.07). Далее администрацией Гавриловского района в газетах «Сельские новости» от 29.05.2008 и «Тамбовская жизнь» от 10.06.2008 был опубликован список граждан, которые не распорядились земельными долями. В сообщении собственникам невостребованных земельных долей предлагалось заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности.

Согласительной комиссией принято решение считать невостребованными 62 земельные доли, т.к. по истечении 90 дней 62 собственника не заявили о желании воспользоваться своим правом участника долевой собственности (протокол от 19.09.2008).

Протоколом заседания согласительной комиссии от 22.09.2008 было определено окончательное местоположение земельных участков.

В настоящее время ст. 16 ЗК РФ предусматривает презумпцию государственной собственности на землю, в силу которой в пределах страны нет и не может быть земли, у которой отсутствует собственник или собственник которой неизвестен.

В дальнейшем были проведены землеустроительные работы по закреплению в установленном порядке границ, определению площади выделенных в счет невостребованных земельных долей земельных участков.

На основании вышеизложенного администрацией Тамбовской области было издано постановление «Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей земельных участков на территории Гавриловского района» от 14.07.2009 № 835 (в ред. От 11.05.2010 № 538). В том числе на территории СПК «Русь» в счет 62 невостребованных земельных долей образованы земельные участки общей площадью 448,88 га, в том числе пашня 396,8 га, сенокосы 4,96 га, пастбища 47,12 га.

Отношения по использованию земли в Тамбовской области регулируются Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007 № 316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области», ст. 14 которого определяет порядок принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Тамбовской области, и закрепляет преимущественное право администрации Тамбовской области на обращение в суд с заявлением о передаче в собственность Тамбовской области ненадлежащее используемых и неиспользуемых в соответствии с целевым назначением земельных участков.

Одной из основных задач комитета по управлению имуществом Тамбовской области, действующего на основании Положения о комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 14.03.2006 №226, является осуществление эффективного управления, рационального использования и распоряжения собственностью Тамбовской области.

Исходя из п. 3.1.87 того же Положения комитет по управлению имуществом Тамбовской области проводит работу по признанию права собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные за счет невостребованных земельных долей граждан.

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит признать право государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, общей площадью 448,88 га, в том числе пашня 396,8 га, сенокосы 4,96 га, пастбища 47,12 га расположенные в кадастровых кварталах 68№ в границах СПК «Русь» Гавриловского района Тамбовской области.

Определением Гавриловского районного суда Тамбовской области от 15.07.2011г. Петрову А.С. заменен его правопреемницей Самодуровой В.А., Павловой А.П. заменена ее правопреемницей Синичкиной А.А., Копырюлину П.Г. заменен его правопреемницей Копырюлиной Т.Ф., Юмашевой А.Ф. заменена ее правопреемницей Шаровой В.Ф..

В судебное заседание представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в своем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Ответчики : Самодурова В.А., Плаксин В.Е. иск не признали.

Ответчики: Карпов С.А., Копырюлина Т.Ф., Синичкина А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, не сообщив причин.

Ответчики: Петрова Т.И., Чернышов А.А., согласно записям актов о смерти, выданным отделом записи актов гражданского состояния Администрации Гавриловского района Тамбовской области, умерли, у них отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.

Согласно положениям ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется, кроме прочего, за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.

В соответствии с п.5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются используемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на этот земельный участок.

Из ст.ст. 4,6 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007года № 316-3 «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» (принятого Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 года) следует, что земельные участки, расположенные в пределах административно-территориальных границ Тамбовской области, отнесенные к фонду перераспределения земель Тамбовской области находятся в государственной собственности Тамбовской области: полномочия на утверждение порядка формирования земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области и их перечня, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тамбовской области, отнесены к полномочиям администрации Тамбовской области в вопросах регулирования земельных отношений как самостоятельно, так и через орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений.

Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество.

Поэтому иск Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Петровой Т.И., Чернышову А.А. о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, следует удовлетворить.

Представитель третьего лица - Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, в своем отзыве на исковое заявление указывает, что Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в суд с исковым заявлением к Акимову Г.М. и другим (всего 62 ответчика) о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, общей площадью 428,46 га, расположенные в границах СПК «Ира» Гавриловского района Тамбовской области.

В случае, если в ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом будет установлено, что часть собственников земельных долей умерли, в наследство никто не вступил и земельные доли являются выморочным имуществом, Территориальное управление обращает внимание суда на следующее.

В соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ:

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1.при добровольном отказе от земельного участка;

2.если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3.при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в соответствии со статьей 1151 части третьей Гражданского кодекса РФ:

1.В случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в по другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

2.Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

3.Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. ]

Соответственно любое имущество, расположенное на территории Российской Федерации, если на него отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, являются выморочным имуществом, которое в силу вышеуказанных норм права является собственностью Российской Федерации. Исключения установлены Гражданским кодексом РФ только для выморочного имущества в виде жилых помещений, которые переходят в муниципальную собственность.

Территориальное управление, действующее на основании положения, принимает в установленном порядке выморочное имущество (пункт 4.12 Положения о ТУ Росимущества Тамбовской области, утвержденном приказом № 63 от 05.03.09 г.).

Федеральная налоговая служба организует работу по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования в собственность государства.

Таким образом, налоговые органы при обнаружении выморочного имущества обращаются в нотариальные органы за получением свидетельства о праве государства на наследство и впоследствии передают выморочное имущество и документы на него в Росимущество (его территориальные органы).

Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области просит в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в отношении имущества умерших наследников земельных долей, которое будет признано выморочным имуществом, отказать.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в своем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, в своем отзыве на исковое заявление указывает, что Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 № 340 за налоговыми органами закреплена функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего в порядке наследования по закону к государству. Вместе с тем обязанности по выявлению выморочного имущества на налоговые органы не возложены.

Статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выморочное имущество, за исключением жилых помещений переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят.

В связи с изложенным, и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регламентируется специальными положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», налоговые Органы в настоящее время не осуществляют работу с выморочным имуществом в виде долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, относящиеся к выморочному имуществу, наряду с принудительно изъятыми земельными участками и участками, от которых отказались собственники, поступают в фонд перераспределения земель для их дальнейшего использования в соответствии с назначением.

Учитывая, что Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена возможность отчуждения в пользу субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, в пользу муниципального образования земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, Управление не заявляет самостоятельных требований относительно предмета спора и оставляет разрешение дела на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Администрации Гавриловского района Тамбовской области Кожевников А.В. пояснил, что все земельные доли в границах СПК «Русь» обрабатываются.

Представитель третьего лица – глава Кондауровского сельсовета Гавриловского района Тамбовской области Зубехин А.В. пояснил, что после смерти Касимовской З.Ф. земельную долю оформили наследники, земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Крючковой М.В. земельную долю оформил сын Крючков А.П., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Морозова Н.П. земельную долю оформила Ермохина В.Н., земельная доля находится в аренде ИП главы КФХ «Котова», после смерти Надежкиной А.В. земельную долю оформила Чумакова, земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Синичкиной А.А. земельную долю оформила Чуканова З.Н., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Крючковой Е.И. ее земельную долю оформил сын Крючков А.Ф., после его смерти земельную долю оформляют Крючков А.А., Крючков О.А., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Толстолобова В.С. земельную долю оформил Толстолобов Н.Н., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», земельные доли Копырюлиной Т.Ф. и Карпова С.А. находятся в аренде ООО «СК Русь».

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из объяснений Самодуровой В.А., ее земельная доля находится в аренде ИП КФХ «Муравьева А.П.».

Как видно из объяснений Плаксина В.Е., он не распорядился своей земельной долей.

Как видно из объяснений Шаровой Л.В. – наследницы Шаровой В.Ф., она (Шарова В.Ф.) не оформила земельную долю после смерти сестры Юмашевой А.Ф..

Как видно из объяснений главы Кондауровского сельсовета Зубехина А.В., после смерти Касимовской З.Ф. земельную долю оформили наследники, земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Крючковой М.В. земельную долю оформил сын Крючков А.П., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Морозова Н.П. земельную долю оформила Ермохина В.Н., земельная доля находится в аренде ИП главы КФХ «Котова», после смерти Надежкиной А.В. земельную долю оформила Чумакова, земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Синичкиной А.А. земельную долю оформила Чуканова З.Н., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Крючковой Е.И. ее земельную долю оформил сын Крючков А.Ф., после его смерти земельную долю оформляют Крючков А.А., Крючков О.А., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», после смерти Толстолобова В.С. земельную долю оформил Толстолобов Н.Н., земельная доля находится в аренде ООО «СК Русь», земельные доли Копырюлиной Т.Ф. и Карпова С.А. находятся в аренде ООО «СК Русь».

Таким образом, ответчики: Касимовская З.Ф., Крючкова М.В., Морозов Н.П., Надежкина А.В., Синичкина А.А., Крючкова Е.И., Копырюлина Т.Ф., Карпов С.А., Самодурова В.А., Толстолобов В.С. распорядились своими земельными долями по их целевому назначению.

В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Касимовской З.Ф., Крючковой М.В., Морозову Н.П., Надежкиной А.В., Синичкиной А.А., Крючковой Е.И., Копырюлиной Т.Ф., Карпову С.А., Самодуровой В.А., Толстолобову В.С. о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей не подлежит удовлетворению.

Иск Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Плаксину В.Е., Шаровой В.Ф. подлежит удовлетворению, поскольку они в течение более трех лет не использовали свои земельные доли по их целевому назначению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать право государственной собственности Тамбовской области на четыре земельные доли, ранее принадлежавшие Петровой Т.И., Плаксину В.Е., Чернышову А.А., Шаровой В.Ф. (наследница Юмашевой А.Ф.), общей площадью 28,96 га, в том числе пашня – 25,6 га, сенокос – 0,32 га, пастбище – 3,04 га в кадастровых кварталах: №, образованные в границах земель бывшего СПК «Русь» Гавриловского района Тамбовской области.

В иске Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Самодуровой В.А. (наследница Петрову А.С.), Карпову С.А., Касимовской З.Ф., Копырюлиной Т.Ф. (наследница Копырюлину П.Г.), Крючковой Е.И., Крючковой М.В., Морозову Н.П., Надежкиной А.В., Синичкиной А.А. (наследница Павловой А.П.), ТОлстолобову В.С. о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тамбовский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Н.М.Рыжов