ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284 от 29.06.2010 Зарайского городского суда (Московская область)

                                                                                    Зарайский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Зарайский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2010 г. г. Зарайск

Зарайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гориной Р.М., при секретаре судебного заседания Суторшиной В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-284/10 по иску Зарайского городского прокурора в интересах Михеевой А. В. к Администрации сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области о признании Михеевой А. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Зарайский городской прокурор обратился в суд в интересах Михеевой А.В. с иском к Администрации сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области о признании Михеевой А. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав исковом заявлении на следующие обстоятельства.

Зарайской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Михеевой А.В. по вопросу улучшения ее жилищных условий как участника Великой Отечественной войны.

Проверкой установлено, что Михеева А.В. является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом --- группы, ей --лет. В настоящее время находится в тяжелой жизненной ситуации, вынуждена проживать у родственников, поскольку (Адрес), в котором она одна зарегистрирована, является для нее неблагоустроенным, требует капитального ремонта. В доме нет водоснабжения, до ближайшего источника воды, пригодного для употребления в пищу, не менее -------метром, отопление печное, дом без ванны, туалета и без всяких удобств.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным гражданам, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Вместе с тем, ст. 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданам права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Пунктом 1 ст. 672 ГК РФ предусмотрено, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. При этом основания, условия и порядок заключения договора социального найма жилого помещения устанавливаются нормами жилищного законодательства (п. 3 ст. 672).

Ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам войны предоставляются меры социальной поддержки, в частности, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещении на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, спадающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Из материалов проверки следует, что --------года межведомственной комиссией администрации Зарайского муниципального района обследован жилой дом (Адрес). Согласно акта обследования от------г. № ---- жилой дом представляет собой бревенчатый дом, три холодные кирпичные пристройки, четвертая пристройка деревянная, в доме имеется печное отопление, газ баллонный, на цоколе, стенах, перекрытии трещины и дефекты отсутствуют. На основании акта обследования помещения от -------г. межведомственная комиссия приняла решение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания.

Согласно справки Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области жилой дом (Адрес), где проживает Михеева А.В., требует капитального ремонта. Михеева А.В. по возрасту (-------- лет) и по состоянию здоровья (инвалид ---- группы) нуждается в постоянном постороннем уходе и улучшения санитарных коммунальных условий. Учитывая, что Михеева А.В. страдает рядом заболеваний, по состоянию здоровья она нуждается в благоустроенном жилом помещении, поскольку проживает в помещении, которое не отвечает требованиям, установленным законодательством, для ее проживания (ч.2 ст. 16 ЖК РФ), не может в настоящее время обслуживать себя и поддерживать в надлежащем состоянии дом.

Зарайский городской прокурор считает, что из-за отсутствия водопровода, водоснабжения, газоснабжения и канализации, (Адрес) не предназначен для удовлетворения Михеевой А.В. бытовых и иных нужд, связанных с ее проживанием в таком доме, поскольку в силу возраста (---------лет) и по состоянию здоровья (инвалид -----------группы), она должна лежать на кровати и ждать когда ее накормят, принесут воды, натопят дом, нагреют воду и помоют ее, вернее оботрут влажной тряпкой, так как возможности помыться в доме не имеется. Михеева А.В. участник Великой Отечественной Войны вынуждена просить помощи о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения (квартиры) с подключенными к ней инженерными сетями (газа, воды горячей и холодной, канализации), для того, чтобы хотя бы немного пожить достойно.

Принимая во внимание особую заботу государства об участниках Великой Отечественной войны, обязанность государства предоставлять им меры социальной поддержки, прокурор считает необходимым признать ее нуждающейся в жилом помещении (улучшении ее жилищных условий).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 3 данного Закона формирование списков граждан, указанных в статье I настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 4.2 Закона после поступления средств федерального бюджета на счет бюджета Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, и течение 3 дней уведомляет уполномоченный орган о поступлении средств. Уполномоченный орган в течение 5 дней в соответствия с очередностью, установленной Сводным списком 1 и Сводным списком 2, в пределах размеров субвенций муниципальным образованиям, утвержденных бюджетом Московской области на соответствующий финансовый год, распределяет средства федерального бюджета между муниципальными образованиями и направляет в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, проводящий государственную политику в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, предложения по перечислению средств федерального бюджета муниципальным образованиям.

В соответствии со ст. 5 Закона жилые помещения или социальные выплаты предоставляются гражданам в соответствии с очередностью, установленной Сводным списком 1 и Сводным списком 2, указными в ст. 3 Закона.

В силу ст. 6 Закона средства федеральною бюджета, направленные на реализацию государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления ежеквартально предоставляют в уполномоченный орган отчеты о расходовании предоставленных в соответствии со ст. 4 настоящею Закона субвенций.

Прокурор считает, что участник Великой Отечественной войны Михеева А.В. в настоящее время нуждается в  улучшении жилищных условий, в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, имеет право на включение ее Администрацией сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и на предоставление ей в соответствии с данным списком за счет выделенных денежных средств из федерального бюджета благоустроенного изолированного жилого помещения (квартиры) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Михеева А.В. –------ года рождения, является инвалидом ------- группы. В силу возраста, состояния здоровья она не имеет возможности самостоятельно защищать свои интересы в суде.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 23,45,131 ГПК РФ, прокурор просит суд признать Михееву А. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий (в жилом помещении), обязать Администрацию сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области включить участника Великой Отечественной войны Михееву А. В. в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и предоставить ей и соответствии с данным списком благоустроенное изолированное жилое помещение (квартиру) по договору социального найма в Соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

В судебном заседании помощник Зарайского городского прокурора Дмитриенко Т.В. поддержала заявленные требования, изложенные в исковом заявлении, и просила удовлетворить их в полном объеме. Она дополнила, что Михеева А.В. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом ---- группы, в настоящее время вынуждена проживать у родственников, поскольку дом, где она проживает, неблагоустроенный, нет водопровода, отопления, канализации. По заключению КЭК она нуждается в постоянном уходе. Ей установлена индивидуальная программа реабилитации инвалида от ------- года, она пользуется инвалидным креслом- коляской, позволяющей ей передвигаться.

Администрация Струпненского сельского поселения не дала надлежащий ответ Михеевой А.В. на ее заявление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Письмо за подписью главы сельского поселения А.Е.В. является разъяснениями закона. Распоряжения главы сельского поселения Струпненское с учетом решения общественной комиссии об отказе Михеевой А.В. в постановке на учет для улучшения жилищных условий не выносилось.

П.54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 года № 47 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494, предусматривает, что для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения /квартира,комната/ по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.

Из справки № --------- следует, что у Михеевой А.В. имеются заболевания: ------------ Она нуждается в получении кресла-коляски в связи с заболеванием. В настоящее время пользуется креслом-коляской. В этой связи прокурор считает, что она нуждается в улучшении жилищных условий и ее необходимо поставить на учет.

Истец Михеева А.В. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья.

Представитель истицы по доверенности Петроченко С.В. в судебном заседании поддержала исковые требования. Дополнила, что по состоянию здоровья Михеева А.В. пользуется памперсами.

Представитель истицы по доверенности Петроченко К.К. в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что согласно ст.7 ч.1 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В развитие этой конституционной нормы законодатель предусмотрел ряд мер социальной поддержки для отдельной категории граждан РФ - ветеранов Великой Отечественной войны. Одной из таких мер согласно ст.ст.14, 15 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление жилья нуждающимся ветеранам в порядке улучшения жилищных условий.

Так, согласно п.З ч.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» нуждающиеся в улучшении жилищных условий участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. То есть все нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны вправе быть обеспечены государственным жильем по социальной норме в дополнение к имеющемуся у них недостаточно благоустроенному жилому помещению.

Механизм реализации права участников Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий - ни Жилищным кодексом РФ, ни федеральным законом «О ветеранах» -чётко не урегулирован.

Так, статьями 49-52 ЖК РФ предусмотрена процедура принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Позиция администрации сельского поселения Струпненское и администрации Зарайского муниципального района основана на вышеуказанных правовых нормах. Действительно, оснований для принятия Михеевой А.В. на учет как нуждающейся в жилом помещении - отсутствует.

В то же время правовое основание выделения жилья у Михеевой А.В. иное - она не просит выделять ей жилье по причине его отсутствия. Михеева А.В. просит выделить ей жилье в порядке улучшения уже имеющихся у неё жилищных условий. То есть по специальному основанию, которое предусмотрено нормами ФЗ «О ветеранах».

Фактические основания для удовлетворения просьбы Михеевой А.В. имеются. Она не является собственником жилых помещений, у неё отсутствуют права пользования жилыми помещениями, кроме имеющегося жилья. В её жилье из коммунальных услуг имеются только электричество и привозной газ в баллонах. Помимо ветеранских заслуг, Михеева А.В. является инвалидом ----й группы, нуждается в постоянном уходе.

Технические затруднения органов исполнительной власти по реализации закона на не могут умалять право ветерана на льготу, предусмотренную этим законом.

В сложившейся ситуации вышеуказанные органы исполнительной власти должны были как минимум поставить Михееву А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны. Вопрос же о выделении конкретного жилья должен был бы решаться уже во вторую очередь.

Смешивать две процедуры постановку ветерана на учет и выделение ветерану жилья необоснованно. Постановка на учет - это лишь подтверждение государством статуса нуждаемости лица.

В сложившейся ситуации действия администрации сельского поселения Струпненское и администрации Зарайского муниципального района, влекущие непринятие на учет Михеевой А.В., как нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны, противоправное действие.

Более того, законных ограничений на постановку Михеевой А.В. на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана ни в Жилищном кодексе РФ, ни в ФЗ «О ветеранах» не имеется.

Законодатель напрямую не связывает по срокам признание нуждаемости ветерана в улучшении жилищных условий и выделение ему жилья. То есть выделение жилья ветерану производится по мере получения соответствующим бюджетом необходимых средств.

Так, обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны происходит за счет федерального бюджета.

Для этого существует Федеральный фонд компенсаций. В нём предусмотрены субвенции субъектам РФ для социальной поддержки ветеранов. Субвенции поступают из расчёта ------ квадратных метров жилья на 1 человека, из расчёта средней цены жилья по субъекту РФ.

То есть деньги в федеральном бюджете на социальную поддержку ветеранов заложены по бюджетам субъектов РФ, распределяются, до муниципалитетов доводятся. Но для этого первично нужна обратная информация от муниципалитетов в субъекты РФ и далее в федеральный бюджет - о количестве принятых на учет ветеранов.

То есть сейчас вся процедура социальной поддержки государством ветерана Великой Отечественной войны Михеевой А.В. нарушается именно действиями местных органов исполнительной власти.

Смысл существования ст. 15 ФЗ «О ветеранах» это непосредственная реализация мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны органами государственной власти.

Какие бы то ни были недоработки в механизме обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, правовые пробелы и коллизии между Жилищным кодексом РФ и законодательством о социальном обеспечении (в частности - ФЗ «О ветеранах») не могут, и не должны влиять на сущность проводимой руководством государства социальной политики.

Может дом и пригоден для постоянного проживания, но Михеева А.В.сама себя в таком доме не может обслуживать из-за отсутствия водопровода, водоснабжения, газоснабжения и канализации, Ей ------ лет, она инвалид ------группы.

Представитель ответчика сельского поселения Струпненское –Глава сельского поселения Анохина Е.В. иск не признала и пояснила, что Михеева А.В. обращалась в сельское поселение Струпненское с заявлении о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ст. 51 ЖК РФ предусматривает основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке их на учет. Михеева А.В. не имеет права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку дом пригоден для проживания. Она обращалась в Администрацию Зарайского муниципального района для признания ее жилого помещения пригодным или не пригодным для проживания. Комиссия признала дом пригодным для проживания. Она дала ответ Михеевой А.В.после поступления к ней заключения по обследованию дома без учета мнения общественной комиссии по жилищным вопросам, так как комиссию не собирала.

По вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны заместитель министра регионального развития дал разъяснения, Он разъяснил, что если решением комиссии жилое помещение не будет признанным непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

Представитель Администрации Зарайского муниципального района Московской области по доверенности Косиков М.Ф. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Администрация Зарайского муниципального района М.О. в настоящее время не может по объективным причинам признать заявленные требования подлежащими удовлетворению. Позиция администрации основана на следующем. В рамках Указа Президента РФ от 2008 г. « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» и в силу закона РФ « О ветеранах», право на улучшение жилищных условий имеют ветераны, признанные в установленном порядке нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ст.51 ЖК РФ дает исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Закон не позволяет поставить Михееву А.В. на учет. Требования прокурора не основаны на законе.

Третье лицо представитель Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области по доверенности Лесников Н.В. исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что Михеева А.В., как ветеран Великой Отечественной войны состоит на учете в органах социальной защиты населения. Они регулярно посещают лиц, состоящих у них на учете, выслушивают их жалобы и пожелания. Затем эту информацию передают в Администрацию Зарайского муниципального района для принятия мер.

Свидетель М.Л.В. показала, что участник Великой Отечественной войны Михеева А.В. является инвалидом --- группы, нуждающейся в постоянном уходе. Ей выдана Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в связи с ухудшением состояния здоровья. Она страдает нарушениями -------------, не может ходить, у нее ---------------------. Ей рекомендовано выдать кресло –коляску и памперсы.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля М.Л.В., исследовав и юридически оценив представленные по делу доказательства, приходит к следующему выводу.

Михеева А.В., ----------- года рождения, является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением №-------- от ---------г. (л.д. 17).

Согласно справке №------- Михеева А.В. является инвалидом --- группы (л.д. 18).

Из справки -------- №------ следует, что Михеева А.В. нуждается в постоянном уходе./л.д.19/.

В судебном заседании установлено, что Михеева А.В. зарегистрирована по адресу: (Адрес). Собственником данного жилого помещения является ее сын К. В. Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от -------г.

Согласно справке Зарайского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области (Адрес), где проживает Михеева А.В., требует капитального ремонта (л.д. 39).

--------г. межведомственной комиссией Администрации Зарайского муниципального района обследован (Адрес). Согласно акту обследования помещения № ---- от ----- г. жилой дом представляет собой бревенчатый дом, три холодные кирпичные пристройки, четвертая пристройка деревянная, в доме имеется печное отопление, газ баллонный, на цоколе, стенах, перекрытии трещины и дефекты отсутствуют. На основании акта, составленного по результатам обследования помещения от -------г., межведомственная комиссия приняла заключение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания (л.д. 31-35).

В целях признания в нуждающейся в улучшении жилищных условий как проживающая в неблагоустроенном жилье Михеева А.В. --------г. обратилась в Администрацию сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области с соответствующим заявлением.

Главой сельского поселения Струпненское Зарайского района Московской области----------г. Анохиной Е.В. на основании заключения межведомственной комиссии Администрации Зарайского муниципального района Московской области о признании жилого дома (Адрес) пригодным для постоянного проживания дан ответ Михеевой А.В. об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.3 ч.4 ст.36 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ч.1 ст.30 Устава сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий должен быть облечен в форму правового акта( постановления либо распоряжения) главы администрации сельского поселения Струпненское. Письмо за подписью главы сельского поселения Анохиной Е.В. является разъяснениями закона. Распоряжения же главы сельского поселения Струпненское с учетом мнения общественной комиссии об отказе Михеевой А.В. в постановке на учет для улучшения жилищных условий не выносилось.

Суд считает, что Администрация Струпненского сельского поселения не дала надлежащий ответ Михеевой А.В. на ее заявление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Прокурорской проверкой установлено, что Михеева А.В. является участником Великой Отечественной Войны, инвалидом-------- группы, ей ------- лет. В настоящее время находится в тяжелой жизненной ситуации, поскольку вынуждена проживать у родственников, так как дом (Адрес), в котором она одна зарегистрирована, является для нее неблагоустроенным, требует капитального ремонта. В доме нет водоснабжения, до ближайшего источника воды, пригодного для употребления в пищу, не менее -------метров, отопление печное, дом без ванны, туалета и без всяких удобств. Михеева А.В. по возрасту (------------лет) и по состоянию здоровья (инвалид ----- группы) нуждается в постоянном постороннем уходе и улучшении санитарных коммунальных условий. Учитывая, что Михеева А.В. страдает рядом заболеваний, по состоянию здоровья она нуждается в благоустроенном жилом помещении, поскольку проживает в помещении, которое не отвечает требованиям, установленным законодательством для ее проживания, не может в настоящее время обслуживать себя и поддерживать в надлежащем состоянии дом.

Заключение межведомственной комиссии Администрации Зарайского муниципального района, которая обследовала жилой дом (Адрес) ---------- года и признала дом пригодным для проживания, дано без учета положений п.54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01. 2006 года № 47 в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 № 494, предусматривает, что для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения /квартира, комната/ по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей.

Учитывая те обстоятельства, что участник Великой Отечественной войны Михеева А.В. страдает рядом заболеваний, по состоянию здоровья нуждается в благоустроенном жилом помещении, проживает в помещении, которое не отвечает требованиям, установленным законодательством, для ее проживания, не может в настоящее время обслуживать себя, принимая во внимание особую заботу государства об инвалидах, участниках Великой Отечественной войны, обязанность государства предоставлять им меры социальной поддержки, суд считает необходимым признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно ст. 3 данного Закона формирование списков граждан, указанных в статье I настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 5 Закона жилые помещения или социальные выплаты предоставляются гражданам в соответствии с очередностью, установленным Сводным списком 1 и Сводным списком 2, указными в ст. 3 Закона.

В силу ст. 6 Закона средства федерального бюджета, направленные на реализацию государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления ежеквартально предоставляют в уполномоченный орган отчеты о расходовании предоставленных в соответствии со ст. 4 настоящею Закона субвенций.

Судом установлено, что участник Великой Отечественной войны, инвалид -----группы Михеева А.В. в настоящее время нуждается в улучшении жилищных условий, в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, имеет право на включение ее Администрацией Зарайского муниципального района в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и на предоставление ей в соответствии с данным списком за счет выделенных денежных средств, из федерального бюджета благоустроенного изолированного жилого помещения (квартиры) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Зарайского городского прокурора в интересах Михеевой А. В. к Администрации сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области о признании Михеевой А. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать Михееву А. В. нуждающейся в улучшении жилищных условий(в жилом помещении).

Обязать Администрацию сельского поселения Струпненское Зарайского муниципального района Московской области включить Михееву А. В, участника Великой Отечественной войны, инвалида ----группы в список на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета и предоставить ей в соответствии с данным списком за счет выделенных денежных средств, из федерального бюджета благоустроенного изолированного жилого помещения (квартиры) по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления жилой площади, предусмотренными законом, отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, подключенное к инженерным сетям - электроэнергии, газоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и канализации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Зарайский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Р.М. Горина