Дело № 2-2840/2019
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 июня 2019 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска
в лице судьи Кишенской Н.А.,
при секретаре судебного заседания Хазиповой С.А.,
с участием прокурора Романова И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к Костровскому Иосифу Иосифовичу о запрете эксплуатировать судно,
р е ш и л:
прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском, просил запретить ответчику эксплуатацию судна карчеподъемницы <данные изъяты>, бортовой номер №, до прохождения судном технического освидетельствования в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» и признания судна годным к эксплуатации.
Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания судовладельцами, осуществляющими отстой судов на территории Яренского затона, установлен факт эксплуатации ответчиком маломерного судна, не зарегистрированного в установленном порядке.
Установлено, что судно состоит на учете в государственном органе, однако заявление на освидетельствование несамоходного судна от судовладельца не поступало, заключение о годности судна к эксплуатации не выдавалось.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом по адресу регистрации. Судебные повестки, направленные в его адрес посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением, вернулись в связи с истечением срока хранения.
Применительно к правилам пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в получении почтовой корреспонденции следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Суд, руководствуясь частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам
В части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством РФ, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания судовладельцами, осуществляющими отстой судов на территории Яренского затона, в ходе которого установлен факт эксплуатации ФИО1 маломерного суда карчеподъемницы <данные изъяты>, бордовый номер №, принадлежащего ему на праве собственности, не зарегистрированного в установленном законом порядке.
Согласно статье 2 Кодекса внутреннего водного транспорта законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции РФ, ГК Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте РФ, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
В соответствии с абзацем пятым статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»
Пункт 81 Технического регламента установлено, что на стадии эксплуатации оценка соответствия производится в форме технического освидетельствования и классификации. Порядок проведения процедур оценки соответствия объектов регулирования, находящихся в эксплуатации, а также формы документов о подтверждающих соответствие требованиям к объектам регулирования, находящимся в эксплуатации, устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.
В силу пункта 2.11 указанных Правил, технические осмотры маломерных судов проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе судовладельца.
Согласно пункту 2.4 названных Правил, ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование: при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года; в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит карчеподъемница ЛС-41А, (грузоподъемность 4 тонны, заводской №№, год постройки 1988), регистрационный №.
В материалах дела имеются сведения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО» от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что указанное судно состоит на учете в государственном органе, однако заявления на освидетельствование несамоходного суда от судовладельца не поступало, заключение о годности судна к эксплуатации не выдавалось.
Из объяснений ответчика следует, что он систематически эксплуатирует судно «23-38 НБ» для собственных нужд. В навигацию 2018 судно эксплуатировалось для оказания помощи в ремонте судна «Зонд», принадлежащего ФИО5 Ответчик не исключает факт его использования в ближайшее время. Освидетельствование в установленном порядке маломерное судно не прошло.
Согласно пункту 8 Правил пользования, управление маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, не прошедшим технического освидетельствования
(осмотра) запрещается.
В ходе рассмотрения дела установлено, что маломерное судно, не зарегистрировано в установленной законом порядке, судно не годно к эксплуатации, однако оно фактически эксплуатировалось.
Обеспечить безопасную практику эксплуатации судна без предъявления его органами технического надзора и классификации судов в отсутствие заключения компетентного органа о годности судна к плаванию, невозможно. Эксплуатация такого судна создает потенциальную опасность судоходства, угрозу жизни и здоровья судового экипажа, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор вправе обратиться в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком возражений относительно иска и доказательств, их подтверждающих, суду не представлено.
Частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Проанализировав по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в целях защиты неопределенного круга лиц в сфере безопасности судоходства, законодатель установил обязанность судовладельцев по обеспечению безопасной эксплуатации судов.
Руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
иск прокурора удовлетворить.
Запретить Костровскому Иосифу Иосифовичу эксплуатировать маломерное судно карчеподъемницы <данные изъяты>, бортовой номер № до признания его годным к плаванью по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчик заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение принято 5.07.2019.
Судья (подпись) Н.А. Кишенская
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2840/2019, хранящемся в Ленинском районном суде города Новосибирска.