ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2840/19 от 19.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-2840/2019

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июня 2019 года город Новосибирск

Ленинский районный суд города Новосибирска

в лице судьи Кишенской Н.А.,

при секретаре судебного заседания Хазиповой С.А.,

с участием прокурора Романова И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора к Костровскому Иосифу Иосифовичу о запрете эксплуатировать судно,

р е ш и л:

прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с указанным иском, просил запретить ответчику эксплуатацию судна карчеподъемницы <данные изъяты>, бортовой номер , до прохождения судном технического освидетельствования в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России» и признания судна годным к эксплуатации.

Иск мотивирован тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности плавания судовладельцами, осуществляющими отстой судов на территории Яренского затона, установлен факт эксплуатации ответчиком маломерного судна, не зарегистрированного в установленном порядке.

Установлено, что судно состоит на учете в государственном органе, однако заявление на освидетельствование несамоходного судна от судовладельца не поступало, заключение о годности судна к эксплуатации не выдавалось.

Прокурор ФИО4 в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом по адресу регистрации. Судебные повестки, направленные в его адрес посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением, вернулись в связи с истечением срока хранения.

Применительно к правилам пункта 35 Правил оказания услуг почтовой связи и части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ в получении почтовой корреспонденции следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Суд, руководствуясь частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам

В части 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством РФ, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.

Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания судовладельцами, осуществляющими отстой судов на территории Яренского затона, в ходе которого установлен факт эксплуатации ФИО1 маломерного суда карчеподъемницы <данные изъяты>, бордовый номер , принадлежащего ему на праве собственности, не зарегистрированного в установленном законом порядке.

Согласно статье 2 Кодекса внутреннего водного транспорта законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции РФ, ГК Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте РФ, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.

В соответствии с абзацем пятым статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»

Пункт 81 Технического регламента установлено, что на стадии эксплуатации оценка соответствия производится в форме технического освидетельствования и классификации. Порядок проведения процедур оценки соответствия объектов регулирования, находящихся в эксплуатации, а также формы документов о подтверждающих соответствие требованиям к объектам регулирования, находящимся в эксплуатации, устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами.

В силу пункта 2.11 указанных Правил, технические осмотры маломерных судов проводятся после ремонта, переоборудования и аварии маломерных судов, а также по просьбе судовладельца.

Согласно пункту 2.4 названных Правил, ежегодное техническое освидетельствование проводится до начала пользования маломерного судна в текущем году, как правило, до открытия навигации. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. Маломерные суда, прошедшие первичное техническое освидетельствование: при первой государственной регистрации до 31 декабря года, следующего за годом постройки, представляются на ежегодное техническое освидетельствование через 3 года; в текущем году, на ежегодное техническое освидетельствование в этом году не представляются.

Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит карчеподъемница ЛС-41А, (грузоподъемность 4 тонны, заводской , год постройки 1988), регистрационный .

В материалах дела имеются сведения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по НСО» от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что указанное судно состоит на учете в государственном органе, однако заявления на освидетельствование несамоходного суда от судовладельца не поступало, заключение о годности судна к эксплуатации не выдавалось.

Из объяснений ответчика следует, что он систематически эксплуатирует судно «23-38 НБ» для собственных нужд. В навигацию 2018 судно эксплуатировалось для оказания помощи в ремонте судна «Зонд», принадлежащего ФИО5 Ответчик не исключает факт его использования в ближайшее время. Освидетельствование в установленном порядке маломерное судно не прошло.

Согласно пункту 8 Правил пользования, управление маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, не прошедшим технического освидетельствования
(осмотра) запрещается.

В ходе рассмотрения дела установлено, что маломерное судно, не зарегистрировано в установленной законом порядке, судно не годно к эксплуатации, однако оно фактически эксплуатировалось.

Обеспечить безопасную практику эксплуатации судна без предъявления его органами технического надзора и классификации судов в отсутствие заключения компетентного органа о годности судна к плаванию, невозможно. Эксплуатация такого судна создает потенциальную опасность судоходства, угрозу жизни и здоровья судового экипажа, сохранности перевозимых грузов, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор вправе обратиться в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком возражений относительно иска и доказательств, их подтверждающих, суду не представлено.

Частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Проанализировав по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в целях защиты неопределенного круга лиц в сфере безопасности судоходства, законодатель установил обязанность судовладельцев по обеспечению безопасной эксплуатации судов.

Руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора удовлетворить.

Запретить Костровскому Иосифу Иосифовичу эксплуатировать маломерное судно карчеподъемницы <данные изъяты>, бортовой номер до признания его годным к плаванью по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчик заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение принято 5.07.2019.

Судья (подпись) Н.А. Кишенская

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2840/2019, хранящемся в Ленинском районном суде города Новосибирска.