РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Дикаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2840/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки. В обоснование исковых требований указал, что является ветераном труда и имеет права на льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с соответствующим заявлением по вопросу предоставления мер социальной поддержки в виде назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО. Однако решением № 30-3/749 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер социальной поддержки отказано по тем основаниям, что истец не достиг возраста 60-ти лет, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости согласно ст. 3 Закона Тульской области от 03.12.2012 № 1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области». Считал, что такие основания отказа противоречат действующему законодательству и полагал, что он имеет права на льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном Законом Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Просил обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить истцу ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а также выдать справку на льготный проездной билет.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, указанным в принятом решении ответчика.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» ФИО1 было выдано удостоверение ветерана труда Тульской области серии № от <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением, в котором просил предоставить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией лицам, признанным ветеранами труда Тульской области.
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении меры социальной поддержки истцу отказано со ссылкой на положения ст. 3 Закона Тульской области от 03.12.2012 № 1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области» по тем основаниям, что ФИО1 не достиг общеустановленного для мужчин предельного возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии, то есть 60-ти лет.
Суд принимает во внимание, что согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда, Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Статьей 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 закреплены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с названным Законом. Право на меры социальной поддержки имеют: лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 по 09.05.1945 не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004; реабилитированные лица; лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов; семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых не превышает 7000 руб.; граждане, не достигшие возраста 18 лет по состоянию на 03.09.1945.
В силу ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с названным Законом утвержден Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В свою очередь, Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 03.12.2012 № 1835-ЗТО «О ветеранах труда Тульской области».
Согласно ст. 1 Закона Тульской области № 1835-ЗТО от 03.12.2012, ветеранами труда Тульской области признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Тульской области (далее - область), которые: имеют суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности на территории области не менее 25 календарных лет для мужчин и не менее 20 календарных лет для женщин (стаж работы) и награждены одной из следующих наград области: медалью «За особый вклад в развитие Тульской области»; медалью «Трудовая доблесть»; медалью «Честь и мужество»; награждены Почетным знаком Тульской области «Материнская слава» (в ред. Закона Тульской области от 27.06.2013 № 1955-ЗТО).
В соответствии со ст. 3 Закона Тульской области № 1835-ЗТО от 03.12.2012 ветеранам труда Тульской области при достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, федеральное законодательство и законодательные акты Субъекта Российской Федерации предусматривают как различные категории ветеранов труда и основания для присвоения соответствующих званий, так и условия предоставления соответствующих мер социальной поддержки.
Судом отмечено, что истец ФИО1 является ветераном труда Тульской области, и в связи с этим, имеет право на получение мер социальной поддержки в порядке, предусмотренном именно Законом Тульской области № 1835-ЗТО от 03.12.2012 «О ветеранах труда Тульской области».
Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дату обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией лицам, признанным ветеранами труда Тульской области, не достиг возраста 60-ти лет.
Данное обстоятельство препятствует назначению истцу названной меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Тульской области № 1835-ЗТО от 03.12.2012, и отказ Государственного органа является правомерным.
Нормы материального закона истцом истолкованы неверно.
Кроме того, доказательств, что истцу было присвоено звание «Ветеран труда» в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», истец обращался в уполномоченный орган за предоставлением соответствующей меры социальной поддержки и ему в назначении выплаты было отказано, ФИО1 в суд не представлено.
Что касается исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета, то правовых оснований для их удовлетворения суд также не усматривает.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки. Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу. Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Однако, из представленных в материалы дела документов следует, что истец с заявлением о выдаче ему справки установленного образца для приобретения единого месячного проездного билета в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» не обращался. Согласно Решению № № от ДД.ММ.ГГГГ, истцом было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Доказательств тому, органом социальной защиты было отказано истцу в выдаче такой справки, суду не представлено. Следовательно, требования о выдаче справки для приобретения льготного проездного билета не подлежат удовлетворению, поскольку назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Громов