ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2840/2023 от 04.12.2023 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-2840/2023

УИД 22RS0067-01-2023-003190-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2023 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Бабаскиной Н.В.,

при секретаре Левкиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю о включении в выслугу лет периода работы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с уточненным иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю о включении в выслугу лет периода работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей канцелярии прокуратуры г.Барнаула.

В обоснование требований ФИО6 ссылалась на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она работала в органах прокуратуры, с ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в АГУ, с ДД.ММ.ГГГГ работала в органах прокуратуры, с ДД.ММ.ГГГГ проходила гражданскую службу в государственной инспекции труда в Алтайском крае, с ДД.ММ.ГГГГ в СУ СК РФ по Алтайскому краю. Общий трудовой стаж составил 44 года 08 месяцев 02 дня, из которых 13 лет 4 месяца 12 дней - выслуга лет в органах прокуратуры на должностях, предусматривающих присвоение классных чинов. Однако при исчислении выслуги ответчиком в выслугу лет не включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ

По мнению ФИО7., в соответствии со ст.35, ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 28.12.2010 N403-ФЗ "О Следственном комитете РФ", постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ", Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета РФ с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N411, в выслугу лет сотрудникам Следственного комитета РФ засчитывается время их службы в органах и учреждениях прокуратуры РФ, исчисленное (в том числе в льготном порядке) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям". Такой зачет следственным управлением Следственного комитета РФ по АК при увольнении истца со службы кадровым подразделением произведен не был.

Приказом генерального прокурора от 21.05.2012 №213 «Об утверждении положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры РФ» сохранен порядок определения выслуги лет для прокурорских работников в должностях, предусматривающих присвоение классного чина. А также предусмотрено, что выслуга лет сохраняется, если это не ухудшает положение работника. Тем более, приказом руководителя Следственного комитета РФ по АК от 02.06.2014 установлена доплата ФИО1 за выслугу лет в процентном отношении к должностному окладу и доплата за специальное звание в размере с 15.01.2011 – 55 %, с 24.09.2012 – 70 %.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица привлечена Прокуратура Алтайского края.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные уточненные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика СУ СК РФ по Алтайскому краю в судебном заседании возражал против иска по доводам представленного в материалы дела письменного возражения.

Представитель третьего лица прокуратуры Алтайского края в судебном заседании возражал против иска по доводам представленного в материалы дела письменного возражения.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО8. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принята с ДД.ММ.ГГГГ на работу заведующей канцелярией прокуратуры г.Барнаула. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволена из прокуратуры г. Барнаула.

В период с 07ДД.ММ.ГГГГФИО9 проходила обучение в Алтайском государственном университете.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО10. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность прокурора отдела в прокуратуру Алтайского края.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГФИО11. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность помощника прокурора Октябрьского района г. Барнаула, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведена с ДД.ММ.ГГГГ на должность прокурора отдела по надзору за предварительным расследованием преступлений.

ДД.ММ.ГГГГФИО12 освобождена от занимаемой должности из органов прокуратуры в связи с увольнением по собственному желанию (приказ от 05.10.1999 №270).

В период с ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу в СУ СК при прокуратуре РФ по Алтайскому краю (приказ от ДД.ММ.ГГГГ далее с ДД.ММ.ГГГГ в СУ СК РФ по Алтайскому краю.

Судом установлено, что приказом руководителя СУ СК РФ по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГк истец ФИО13 уволена по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, ч.2 ст.30 ФЗ от 28.12.2010 №403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» 26.04.2023, выслуга лет истца на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении – 20 лет 04 месяца 24 дня.

При этом, из расчета выслуги лет ФИО14А. следует, что период с 05ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей канцелярии прокуратуры г. Барнаула не включен ей в выслугу лет.

Отношения, связанные с прохождением службы в Следственном комитете РФ, регулируются Федеральным законом от 28.12.2010 N403-ФЗ "О Следственном комитете РФ" (далее - Федеральный закон от 28.12.2010 N403-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.45 Федерального закона от 28.12.2010 N403-ФЗ выслуга лет сотрудников Следственного комитета, исчисленная в органах прокуратуры РФ, засчитывается в выслугу лет в Следственном комитете РФ.

Статьей 41 Закона РФ от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре РФ" было предусмотрено, что прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам органов и учреждений прокуратуры.

Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ (ст.38 Закона РФ от 17.01.1992 N2202-1).

Постановлением президиума Верховного Совета РФ от 28.06.1993 N5275-1 (утратившим силу со дня вступления в силу Федерального закона от 10.02.1999 N31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре РФ") утверждено Положение о классных чинах работников прокуратуры РФ, норм выдачи и описания форменной одежды для прокурорских работников, которым установлен классный чин для заведующих канцелярией городских, районных прокуратур, специализированных приравненных к прокуратурам районов (юрист 3 класса).

Согласно ч.13 ст.35 Федерального закона от 28.12.2010 N403-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч.2 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N411 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета РФ с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете РФ, подп. "б" п. 2 которых предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с п. "а" ч.1 ст.13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается время службы (работы, обучения) в органах и учреждениях прокуратуры РФ, исчисленное (в том числе в льготном исчислении) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям" (далее - постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N942).

Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N942 (с последующими изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N244) утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение об исчислении выслуги лет).

В п.1.1 Положения об исчислении выслуги лет (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N566) указаны периоды службы (работы, учебы) которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п."а" ст.13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" на день увольнения из системы органов и учреждений прокуратуры РФ, в частности к ним отнесены периоды службы (работы) в должностях, указанных в п.3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей.

В п.3 Положения об исчислении выслуги лет приведен перечень лиц, имеющих право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением.

Должность заведующей канцелярии в данном перечне отсутствует.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что периоды работы сотрудников Следственного комитета в органах прокуратуры могут быть зачтены в выслугу лет для назначения пенсии только тем сотрудникам, работа которых осуществлялась в должностях, указанных в п. 3 Положения об исчислении выслуги лет.

Исходя из приведенного правового регулирования отношений по пенсионному обеспечению сотрудников Следственного комитета, у ФИО15. не возникло право на включение в выслугу лет, дающую право на льготное исчисление пенсии, периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей канцелярией в органах прокуратуры, поскольку данная должность в п.3 Положения об исчислении выслуги лет не названа.

Кроме того, ФИО16 зачтен в выслугу лет период ее обучения в АГУ с ДД.ММ.ГГГГ с коэффициентом 0,5, частично совпадающий со спорным периодом.

Доводы стороны истца о том, что поскольку должность заведующей канцелярии в органах прокуратуры в спорный период предусматривала присвоение классного чина, то выслуга лет исчисляется с даты назначения на соответствующую должность, предусматривающую присвоение классного чина, основаны на неверном толковании закона.

Нормами действующего законодательства предусмотрено различное правовое регулирование при исчислении выслуги лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры РФ для установления доплаты за выслугу лет, куда включаются периоды работы в органах и учреждениях прокуратуры РФ в должностях, предусматривающих присвоение классных чинов, и при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, куда включаются периоды работы в должностях, указанных в пункте 3 Положения об исчислении выслуги лет.

При этом, присвоение на основании приведенных выше норм истцу классного чина в период службы не может расширить круг лиц, предусмотренных пунктом 3 Постановления от 12.08.1994 N942, который содержит исчерпывающий перечень должностей, служба на которых дает право на пенсию, назначаемую в соответствии с настоящим Положением.

Кроме того, впервые ФИО17 классный чин - младший юрист - присвоен приказом Генерального прокурора РФ от 19.01.1998 N5-а.

С учетом изложенного, исковые требования ФИО18 о включении в выслугу лет, дающую право на льготное исчисление пенсии, периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей канцелярией в органах прокуратуры суд находит не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО19 (ИНН ) к Следственному управлению Следственного комитета России по Алтайскому краю (ИНН ) о включении в выслугу лет периода работы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Бабаскина