Дело № 2-2842/2021
22RS0068-01-2021-002735-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Наконечниковой И.В.
при секретаре Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», Министерству социальной защиты Алтайского края о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2, обратилась в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», Министерству социальной защиты Алтайского края, просит признать незаконными действия КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу», Министерства социальной защиты Алтайского края, выразившиеся в отказе в назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на детей в возрасте с 3 до 7 лет включительно; обязать ответчика рассмотреть заявление ФИО1 от 10.09.2020г. №; возложить на ответчика обязанность произвести ФИО1 перерасчет и предоставить меры социальной поддержки путем назначения и осуществления ежемесячной выплаты на детей за период с 01.01.2020г. по 31.05.2021г.; взыскать в солидарном порядке с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины.
В обоснование иска указала, что 03.06.2020г. истцом через личный кабинет портала Госуслуги подано заявление № в региональные органы власти социальной защиты населения «О назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно». В период исполнения данного заявления истцу поступил звонок от работника социальной защиты. В ходе разговора работник социальной защиты пояснила, что по заявлению будет принято отрицательное решение, так как у истца отсутствует постоянная либо временная регистрация. По данному вопросу истец пояснила, что постоянно проживает в арендованной квартире по адресу: ...., на основании договора аренды. Истцу было предложено представить данные документы в отдел для подтверждения факта места жительства в ..... 03.07.2020г. в личном кабинете истцом получен отказ на данное заявление. В связи со снятием ограничения на прием граждан, 10.09.2020г. истцом через личный кабинет портала Госуслуги повторно было подано заявление № в региональные органы власти социальной населения «О назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», для предоставления документов и рассмотрения заявления на личном приеме. Не дождавшись от истца документов, аналогичных первому заявлению, истцом от службы социальной защиты получен отказ в предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании ч.1 ст.1 п.2 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.12.2017г. №889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка», поскольку заявитель не имеет документально подтвержденного постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Считает, что данный отказ нарушает ее права.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив, что в первый раз ей никто не разъяснил о необходимости обращаться в суд для подтверждения факта постоянного проживания в г. Барнауле. Только после второго отказа в письме об этом было указано.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ провозглашено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. ст. 38, 39)
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.06.2020г. истцом через личный кабинет портала Госуслуги подано заявление № в региональные органы власти социальной защиты населения «О назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».
03.07.2020г. истцом получен отказ на данное заявление.
10.09.2020г. истцом повторно через личный кабинет портала Госуслуги подано заявление № в региональные органы власти социальной защиты населения «О назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно».
22.09.2020г. распоряжением КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» отказано в назначении меры социальной поддержки со ссылкой на несоответствие условию, указанному в п.2.2 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020г. №54 (не имеет регистрацию по месту жительства и месту пребывания в г. Барнауле).
27.10.2020г. Минсоцзащитой Алтайского края в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение ( от 07.10.2020г.), из которого следует, что у истца отсутствует регистрация по месту жительства (пребывания), то есть не соблюдены все предусмотренные законодательством условия предоставления ежемесячной выплаты, в связи с чем управлением правомерно отказано истцу в предоставлении данной выплаты. Обращают внимание на подтверждение факта проживания истца на территории Алтайского края в судебном порядке.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие на ребенка является видом государственного пособия, порядок назначения и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее- ежемесячная выплата) регулируются Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 №54 (далее- Положение), принятым в рамках реализации Указа Президента РФ от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
В соответствии с п. 2.2 Положения ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края (далее - "заявитель"), на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713.
В соответствии со статьей 2 закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к месту жительства относится – жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно – исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В соответствии с положениями ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (абз. 1).
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2).
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - "заявление") подается по выбору: в краевые государственные казенные учреждения управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам (округам) по месту жительства (пребывания) заявителя, с которым проживает ребенок (далее - "управление социальной защиты населения"); в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - "многофункциональный центр") ( п.3.1 Положения).
Днем обращения за назначением ежемесячной выплаты считается: дата регистрации заявления в управлении социальной защиты населения либо многофункциональном центре; дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления, - при направлении заявления посредством почтовой связи; дата направления заявления в электронной форме (п. 3.6 Положения).
Основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является: несоответствие заявителя условию (условиям), указанному (указанным) в пункте 2.2 настоящего Положения (п.3.9 Положения).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31.12.2020 г. (п. 3.11 Положения).
Ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения (п.3.12 Положения).
В материалах дела имеется решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 28.12.2020г. (дело №2-4492/20), которым заявление ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО2 об установлении факта проживания удовлетворено, установлен факт проживания ФИО1, ФИО6, ФИО2 по адресу: .... с 01.01.2020г. по настоящее время.
Решение вступило в законную силу 12.02.2021г.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанное решение суда, которым подтвержден статус истца и ее ребенка как жителей Алтайского края, г. Барнаула, является обязательным для ответчика.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после вынесения решения суда от 28.12.2020г. жилищные условия истца изменились, и она выехала из указанного выше адреса на постоянное место жительства в иной субъект Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Поскольку указанные выплаты носят социальный характер, целью которых является поддержка семей с малолетними детьми, а право на них у истца возникло с 01.01.2020, то суд полагает, что вины истца нет в том, что ей поздно ответчиком было разъяснено право на обращение в суд за установлением факта проживания.
Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор, суд исходит из того, что установлен факт проживания истца и ее несовершеннолетних детей ФИО6, ФИО2 по адресу: .... с 01.01.2020г. по настоящее время, в связи с чем суд возлагает обязанность на КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить ФИО1 ежемесячную выплату на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 01.01.2020г. Срок выплаты устанавливается ответчиком.
Требование о признании незаконным решения об отказе в назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено излишне ( не КАС РФ).
Заявленное истцом требование о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление истца от 10.09.2020г. № суд считает не подлежащим удовлетворению, как излишне заявленное.
Требования к Министерству социальной защиты Алтайского края удовлетворению не подлежат, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В силу ст. ст.94, 98 ГПК РФ, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины 300 руб., почтовые расходы 142,18 руб., а всего 442,18 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить выплату ФИО1 ежемесячную выплату на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.01.2020 года.
В остальной части иска, в том числе к Министерству социальной защиты Алтайского края, отказать.
Взыскать с Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» в пользу ФИО1 расходы на оплату госпошлины 300 рублей, почтовые расходы 142 рубля 18 копеек, а всего 442 рубля 18 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Наконечникова