ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2843/19 от 27.05.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-2843/2019 Строка 2.095

УИД 36RS0004-01-2019-002591-89

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.05.2019 года Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Лисицкой Н.В.,

при секретаре Башкатовой К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коржовой Ирины Ивановны к Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Коржова Ирина Ивановна обратилась Ленинский районный суд г. Воронежа с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указывает, что в соответствии с законом Воронежской области от 14.11.2008 года №103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и постановлением Правительства Воронежской области от 05.05.2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей» приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 09.12.2016 Коржова И.И. с составом семьи 6 человек (она, дочь ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с 05.12.2016 года, в связи с усыновлением пятерых детей.

Письмом от 12.04.2019 года Коржова И.И. была извещена Департаментом социальной защиты Воронежской области о том, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области, глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривающая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено, в связи с чем, предоставить безвозмездную субсидию не представляется возможным.

Коржова И.И. данную позицию департамента считает незаконной и необоснованной и просит суд обязать ответчика предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения в связи с усыновлением пятерых детей.

Истица в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Юсифов Р.Н.оглы в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку с января 2017 г. закон, на основании которого был издан приказ, утратил силу.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в соответствии с законом Воронежской области от 14.11.2008 года №103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и постановлением Правительства Воронежской области от 05.05.2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей» приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 09.12.2016 Коржова И.И. с составом семьи 6 человек (она, дочь ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р.) была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с 05.12.2016 года, в связи с усыновлением пятерых детей.

Письмом от 12.04.2019 года Коржова И.И. была извещена Департаментом социальной защиты Воронежской области о том, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области, глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривающая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено, в связи с чем, предоставить безвозмездную субсидию не представляется возможным.

В силу ст.1 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» меры социальной поддержки - система государственных гарантий, предоставляемых населению в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно ч.1 ст.4 указанного Закона финансовое обеспечение расходных обязательств Воронежской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом Воронежской области, производится за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 11 ст.6 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в департамент социальной защиты Воронежской области и на момент вынесения приказа от 29.12.2016 года) право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют, в том числе, семьи в связи с рождением у них одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей.

Согласно ч.1 ст.7 указанного Закона для обеспечения реализации прав граждан на получение социальной поддержки, а также для качественного и эффективного расходования бюджетных средств, направленных на эти цели, осуществляется ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом Воронежской области.

Уполномоченным органом на ведение областного регистра является исполнительный орган государственной власти Воронежской области в сфере социальной защиты населения.

В соответствии со ст.58 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей устанавливаются меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям, проживающим на территории Воронежской области.

В силу ст.59 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) право на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения имеют следующие граждане: родители (либо один родитель, если семья является неполной) в связи с рождением у них одновременно трех и более детей и их дети, а также граждане в связи с усыновлением после 1 января 2014 года трех и более детей (либо один усыновитель, если семья является неполной) и их усыновленные дети, отвечающие следующим требованиям: являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие на территории Воронежской области.

Согласно ст.63 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) мера социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения предоставляется указанным в статье 59 настоящего Закона Воронежской области гражданам в порядке очередности, исходя из времени их включения в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения на территории Воронежской области, на основании решения уполномоченного органа в порядке, определяемом правительством Воронежской области.

В целях защиты прав и законных интересов детей, в том числе усыновленных, безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения не предоставляется в следующих случаях:

1) при лишении родителей родительских прав или отмене усыновления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если хотя бы один из детей, в том числе усыновленных, помещен на воспитание в государственную организацию на полное государственное обеспечение, за исключением случаев временного пребывания (периода реабилитации) детей в условиях полного государственного обеспечения;

3) если хотя бы один из детей, в том числе усыновленных, отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;

4) если хотя бы один из детей, в том числе усыновленных, вступил в брак или в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация) в соответствии с гражданским законодательством;

5) если хотя бы один из детей, в том числе усыновленных, умер или объявлен умершим.

Как установлено судом, Коржова И.И., зарегистрированная по адресу: <адрес>, на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 09.12.2016 года (л.д.8) принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи 6 человек с 05 декабря 2016 года, в связи с усыновлением (удочерением) пяти детей в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

На момент рассмотрения настоящего дела безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения Коржовой И.И. не предоставлена со ссылкой, что с 01.01.2017 года п.11 ст.6 и глава 15 Закона Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривающая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета не предусмотрено.

При этом, на момент вступления в силу Закона Воронежской области от 16.12.2016 №170-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области" (а именно, с 1 января 2017 года), на основании которого пункт 11 статьи 6 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" признан утратившим силу, у Коржовой И.И. имелось право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения (а именно, право возникло с 05 декабря 2016 года).

По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Аналогичные положения закреплены в ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

По существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.

По своей сути изложенные выше обстоятельства аналогичны нормативному положению, признанному не соответствующим Конституции Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П.

Таким образом, по смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, Коржова И.И. и члены ее семьи, состоявшие на учете в качестве имеющих право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, сохраняют право на получение указанной субсидии, поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, но по независящим от нее причинам субсидия ей предоставлена не была, в связи с чем, право на получение субсидии Коржовой И.И. и членами ее семьи должно быть реализовано.

Кроме того, доказательств, подтверждающих, что субсидия Коржовой И.И. и членам ее семьи не может быть предоставлена на основании ст.63 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в целях защиты прав и законных интересов детей в материалах дела не имеется. Решение (приказ) о том, что у Коржовой И.И. и членов ее семьи не имеется оснований на получение субсидии, исчерпывающий перечень которых изложен в ст.63 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) отсутствует.

С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования подтвержденными, нормативно обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент социальной защиты Воронежской области выплатить Коржовой Ирине Ивановне ДД.ММ.ГГГГ г.р. безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения составом семьи 6 человек – ФИО2ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья Н.В. Лисицкая

Решение в окончательной

форме изготовлено 03.06.2019 г.