ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2843/2015 от 27.01.2016 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело №***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Назаровой В.А.,

при секретаре Кенаревском С.С.,

с участием прокурора Чурсина Д.В.

представителей ответчика Василевской Т.Н.

Колесниковой Е.Н.

Болотовой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ФИО10№***ФИО11N..., ФИО12N... о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

у с т а н о в и л :

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ФИО13 по N... образуются отходы производства и потребления. ФИО14 по N... имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере ............. копеек. Невнесение платы повлекло недополучение денежных средств бюджетами соответствующих уровней, что не позволило увеличить расходы на природоохранные мероприятия. Просил суд взыскать с ФИО15 по N... в пользу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Липецкой области, г. Ельца задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ............. рублей.

Определением Елецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству заявление об увеличении размера исковых требований о взыскании с ФИО16 по N... задолженности в сумме ............. рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор полностью поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении, указав, что взыскание денежных средств должно производиться с ФИО17 по N..., поскольку оно является самостоятельным юридическим лицом.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО18 по N..., действующая на основании доверенности Василевская Т.Н. возражала против заявленных исковых требований, указав, что ФИО19 является казенным учреждением, поскольку у него отсутствуют денежные средства, то по его обязательствам должно отвечать ФИО20 по N.... Факт осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду не оспаривает. Расчет задолженности не оспаривает.

Представитель ответчика ФИО21 по N..., действующая на основании доверенности Колесникова Е.Н. объяснила, что является главным бухгалтером предприятия, предприятию не были выделены денежные средства для оплаты образовавшейся задолженности. Расчет задолженности не оспаривает, она образовалась за счет осуществления хозяйственной деятельности, поскольку учреждение осуществляет помывку осужденных в бане, котельная которой нагревается за счет угля.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО22 по N... не оспаривая факт ведения ФИО23 хозяйственной деятельности и расчет задолженности, полагала необходимым взыскать образовавшуюся задолженность с ФИО24, которое является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, в материалах дела имеется ходатайство представителя третьего лица с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании ст. 3 указанного Закона, Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 года N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО25 по N... зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д., л.д. 93 – 115), выпиской из устава учреждения (л.д., л.д. 136 138), не оспаривалось сторонами по делу.

Факт осуществления ФИО26 по N... хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду не оспаривался сторонами по делу, подтверждается имеющимися в материалах дела сообщением Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области (л.д. 38), расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду, техническим отчетом по обращению с отходами.

Из сообщения Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО27 по N... имеет задолженность за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 10, 11), из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность составляет ............. рублей. (л.д., л.д. 38 – 39), из сообшения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная задолженность сложилась за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 92).

Расчет задолженности не оспаривался представителями сторон, подтверждается представленными в материалы дела состоянием расчетов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), ежеквартальными расчетами платы (л.д., л.д. 40 – 66, 116 - 128), техническим отчетом (л.д., л.д. 67 – 75, 129 - 133).

Из постановления №*** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что главный бухгалтер ФИО28 по N... Колесникова Е.Н. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. (л.д., л.д. 22 – 23, 24 – 26).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО29 по N... в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды не вносит платежи за негативное воздействие на окружающую среду в пользу федерального бюджета, бюджета N... и бюджета муниципального образования городской округ город Елец.

Соответственно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о взыскании суммы задолженности с конкретного ответчика, суд приходит к выводу о необходимости взыскания данной суммы с ФИО30 по N..., поскольку хозяйственная деятельность осуществляется именно этим учреждением, которое является самостоятельным юридическим лицом, в силу норм действующего гражданского законодательства должно самостоятельно отвечать по своим обязательства.

Между тем, согласно п. 5.8, 5.9., 5.12 Устава ФИО31 по N... следует, что данное учреждение финансируется из средств федерального бюджета и иных поступлений, разрешенных законодательством РФ. Доходы, полученные Учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФИО32 по N... в порядке, установленном действующим законодательством.

В соответствии с п. 40 приказа Министерства финансов РФ от 22.09.2008 № 99н «Об утверждении административного регламента исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», при отсутствии или недостаточности бюджетных средств и остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование.

Таким образом, при недостаточности денежных средств ФИО33 по N... на момент его исполнения, решение суда должно быть исполнено за счет средств ФИО34 по N....

Имеющая в материалах дела справка Управления Федерального казначейства по Липецкой области об отсутствии денежных средств на лицевом счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не может повлечь иное решение суда, поскольку не отражает наличие (отсутствие) денежных средств на момент вынесения решения суда и его исполнения.

Разрешая вопрос о порядке взыскания задолженности, суд руководствуется положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которого неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов (п.1 ст.51); неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов (ст.57); В бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов (ст.62).

В силу абз. 1, 2 ч. 2 ст. 160.1 БК РФ, администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 мая 2013 года № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» в перечень территориальных органов службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета включено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 995 утвержден порядок осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"

При таких обстоятельствах, взысканные денежные средства подлежат перечислению на счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области.

Поскольку прокурор в силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Размер подлежащей с ответчика взысканию в силу п. 2 ст. 61.1 БК РФ в доход муниципального бюджета государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет ............. рублей, исходя из того, что заявлены требования имущественного характера.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора к ФИО35№***ФИО36N..., ФИО37 по N... о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду - удовлетворить.

Взыскать с ФИО38№***ФИО39N... в пользу Российской Федерации, субъекта РФ Липецкой области, муниципального образования городской округ город Елец задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме ............. копейки.

Вышеуказанную сумму перечислить на счет получателя:

ИНН №***

УФК по Липецкой области (Управление Росприроднадзора по Липецкой области, л/с №***)

БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ:

ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области г. Липецк

РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ: №***

БИК №***

Коды бюджетной классификации, действующие с ДД.ММ.ГГГГ:

№*** – Плата за размещение отходов производства и потребления. Назначение платежа: Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с ФИО40№***ФИО41 в пользу бюджета муниципального образования городской округ город Елец государственную пошлину в размере ............. копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.А. Назарова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.