Дело № 2-2845/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием истца ФИО1, одновременно являющегося представителем истца ФИО2, представителя ответчика КУ ЧР «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ФИО3, при секретаре судебного заседания Петровой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 и ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности поставить на учет малоимущих семей с дата по дата, назначить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата, назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста
установил:
ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения Ленинского района г.Чебоксары КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии о признании отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения со дня обращения путем повторного рассмотрения поданных истцами заявлений с принятием решения в установленный законом срок.
В ходе производства по делу истцы требования уточнили, указали ответчиком КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии и окончательно просили суд о признании отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности поставить на учет малоимущих семей с дата по дата, назначить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата, назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста.
Исковые требования мотивированы следующим.
дата ФИО2 обратилась в отдел социальной защиты населения адрес КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка (далее-ЕДВ) и приложением необходимых документов в соответствии с п. 1.3 Порядка и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - КМ ЧР) от 28.12.2012 № 608 (в ред. от 10.12.2014 № 422) и Закона ЧР от 04.12.2012 № 82. На истицу было продолжено персональное дело -----. Подтверждающих расписок о принятии заявления от дата и документов к нему ответчиком выдано не было.
Кроме того, дата ФИО2 одновременно обратилась к ответчику с заявлением о регистрации малоимущей семьи и приложением необходимых документов в соответствии с п.4 Порядка регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, утвержденного Постановлением КМ ЧР от 13.08.2001 г. № 180 «О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан» (в ред. от 06.03.2013 г.) (далее – Порядок, утвержденный Постановлением КМ ЧР № 180). На истицу не было оформлено персональное дело, а продолжено персональное дело ФИО1 -----. Подтверждающих расписок о принятии заявления от дата и документов к нему ответчиком выдано не было.
дата ФИО1 обратился к ответчику с заявлениями о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и приложением необходимых документов в соответствии с п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в ред. от 24.12.2014 г. № 1469) (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 761). На истца было продолжено персональное дело № ----- Факт принятия заявления и необходимых документов от ФИО1 подтверждается распиской-уведомлением ----- от дата.
дата ФИО1 был получен от ответчика предварительный ответ (исх.----- от дата, приложение 2) о том, что в соответствии с п. 4, п. 7 Порядка, утвержденным Постановлением КМ ЧР № 180 ответчиком направлены запросы в Отделение пенсионного фонда РФ по г. Чебоксары и в Федеральную налоговую службу России по г. Чебоксары для проведения дополнительной проверки и подтверждения достоверности сведений.
Ответом из Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары от дата и ответом из Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от дата в предоставлении запрашиваемой информации ответчику отказано.
дата истцом был получен один письменный отказ (от дата) по всем трем обращениям истцов (от дата и дата). Ответчиком были направлены ответы об отказе в признании семьи малоимущей, об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об отказе в назначении ЕДВ в связи с рождением третьего ребенка, по основаниям непредоставления сведений обо всех фактически имеющихся доходах.
В конце дата года истица ФИО2 получила от ответчика с нарушением всех законных сроков для принятия решения обычной почтой письменный отказ от дата аналогичного содержания.
дата истица ФИО2 вновь обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ЕДВ и
приложением необходимых документов в соответствии с п. 1.3 Порядка, утвержденного Постановлением КМ ЧР от 28.12.2012 г. № 608. По данному заявлению было продолжено персональное дело -----, истице была выдана расписка о принятии заявления и документов.
Истец ФИО1 дата также обратился к ответчику через МФЦ с заявлением о регистрации семьи в качестве малоимущей, с приложением документов, предусмотренных п. 4 Порядка, установленного Постановлением КМ ЧР № 180. По указанному обращению было продолжено персональное дело ФИО1 -----, о принятии документов в МФЦ истцу была выдана расписка.
Также дата истец ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением необходимых документов. В соответствии с п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761, на истца было продолжено персональное дело -----. Факт принятия заявления и необходимых документов через МФЦ подтверждается распиской ----- от дата.
дата через МФЦ истцами были получены ответы по трем обращениям от дата - об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основаниям непредоставления сведений обо всех имеющихся доходах, об отказе в признании семьи малоимущей и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что самостоятельно продекларированные ФИО1 доходы не подтверждены декларацией, на которой должна быть отметка налогового органа о её получении.
дата ФИО2 обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, приложив необходимые документы, на неё было продолжено персональное дело -----.
дата ФИО1 также обратился к ответчику с заявлениями о регистрации семьи как малоимущей (продолжено персональное дело -----) и назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (персональное дело -----), приложив необходимые документы.
В конце дата истцами были получены ответы об отказе в назначении ежемесячных выплат, в признании семьи малоимущей и в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что ФИО1 не представлены сведения обо всех фактически имеющихся доходах.
Однако такое основание для отказа не предусмотрено п. 1.16 Порядков, утвержденных постановлением КМ ЧР № 608 и № 180 и Правил, утвержденных постановлением правительства РФ № 761, также этими нормативными актами не предусмотрены требования к форме и содержанию справок о доходах членов семьи. Обязательные справки о доходах истцы представили, а сведения из Пенсионного фонда РФ и налоговых органов не входят в перечень документов, необходимых для назначения соответствующих выплат.
В судебном заседании истец ФИО1, одновременно являющийся представителем истицы ФИО2, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его уточнения.
Истица ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя ФИО1
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, указав на законность отказов в назначении мер социальной поддержки. Дополнительно указала, что истец ФИО1 не представил сведений обо всех имеющихся доходах, а декларирование «нулевых» доходов не признано как декларирование в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Минтруда и соцзащиты РФ от 30 декабря 2016 года, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявлений истцов. Наличие у истцов имущества, в том числе и недвижимого, которое в силу закона требует содержания, отсутствие долгов по квартплате и коммунальным платежам, отсутствие данных об иных источниках дохода, свидетельствует о том, что истцы представили не все сведения о своих доходах и имуществе.
Представитель третьего лица ИФНС по г. Чебоксары, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что истцы ФИО2 и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке, имеют на иждивении троих несовершеннолетних детей (ФИО4дата г.р., ФИО5дата и ФИО6дата), зарегистрированы и проживают совместно, что подтверждается свидетельствами о браке и о рождении детей, справками о составе семьи.
Изложенные истцами в исковом заявлении факты обращения к ответчику за мерами социальной поддержки и наличие отказов в предоставлении мер социальной поддержки по основаниям, изложенным истцами, полностью подтверждаются представленными ответчиком и исследованными судом материалами по заявлениям истцов: ФИО2 - персональное дело ----- о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка; ФИО1 - персональное дело ----- о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, персональное дело ----- о регистрации семьи в качестве малоимущей.
Как следует из содержания писем с отказами в предоставлении мер социальной поддержки, основаниями для отказов послужило предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах.
Анализируя законность отказов, суд исходит из следующих положений нормативных актов, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки, о применении которых заявлено истцами.
Согласно ст.2 Закона ЧР от 04.12.2012 № 82 «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей», ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается лицам, указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи (далее также - получатель), если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленную Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти по статистике.
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.12.2012 № 608 утвержден Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей» (далее – Порядок), регламентирующий процедуру предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка (последующих детей), имеющего(их) гражданство Российской Федерации и постоянно проживающего(их) на территории Чувашской Республики, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленную Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти по статистике (далее также - семья, ежемесячная денежная выплата).
В п. 1.3 Порядка указан перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты, в том числе, в п. 8 данного перечня указано предоставление справок о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествовавших месяцу обращения.
Пунктом 1.6 Порядка отделу Центра предоставления мер социальной поддержки при рассмотрении заявления и документов предоставлено право проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.
В соответствии с п. 1.7 Порядка и условий при проведении дополнительной проверки достоверности сведений, содержащихся в предоставленных заявлении и документах, срок принятия решения может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
Согласно п.1.16 Порядка, отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты осуществляется по следующим основаниям:
1) отсутствие права на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Чувашской Республики;
2) непредставление документов, указанных в пункте 1.3 настоящих Порядка и условий;
3) наличие обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 2 Закона Чувашской Республики - в случае обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты женщин, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики;
4) наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 5 Закона Чувашской Республики.
Статья 5 Закона Чувашской Республики предусматривает основания прекращения ежемесячной денежной выплаты, в частности, непредоставления документов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики, в течение календарного месяца (п. 10), и предоставление получателем заведомо недостоверной информации в целях приобретения права на ежемесячную денежную выплату (п. 12)
В п. 2.4 названного порядка указывается, что перечень видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи.»
дата ФИО2 через представителя ФИО1 обратилась в отдел социальной защиты населения адрес КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, приложив следующие документы: справка о составе семьи, справка об отсутствии среднего заработка ФИО1 за шесть месяцев, предшествующих обращению к ответчику, справка о размере получаемых социальных выплат за период с дата года по дата года в сумме ------.
На истицу было продолжено персональное дело -----.
дата истцами был получен письменный отказ от дата по трем обращениям истцов за мерами социальной поддержки, в том числе, об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, по основаниям непредоставления сведений обо всех фактически имеющихся доходах.
В конце дата года истица ФИО2 получила от ответчика письменный отказ от дата аналогичного содержания.
дата истица ФИО2 через представителя ФИО1 вновь обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты с приложением документов: справки о составе семьи, копий свидетельств о рождении детей, копии доверенности, копий паспортов, свидетельства о браке, трудовых книжек, справки об отсутствии заработной платы за последние шесть месяцев, предшествующих обращению, по данному заявлению было продолжено персональное дело -----, истице была выдана расписка о принятии заявления и документов.
Также дата истец ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с приложением необходимых документов. В соответствии с п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 761, на истца было продолжено персональное дело -----. Факт принятия заявления и необходимых документов через МФЦ подтверждается распиской ----- от дата.
дата через МФЦ истцами был получены ответ от дата об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основаниям непредоставления сведений обо всех имеющихся доходах. дата ФИО2 через представителя ФИО1 обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, приложив документы: доверенность, справку о составе семьи, копии паспортов, копии трудовых книжек, заявление о декларировании ФИО1 доходов а сумме ------ руб. за период с дата по дата и нахождении ФИО2 в отпуске по уходу за ребенком и отсутствии у неё доходов, копии свидетельств о заключении брака, о рождении детей, на неё было продолжено персональное дело -----.
В конце дата года истцами были получен ответ от дата года об отказе в назначении ежемесячных по основаниям того, что ФИО1 не представлены сведения обо всех фактически имеющихся доходах.
Таким образом, ФИО2 не были представлены справки о размерах получаемых истцами социальных выплат, сведений о наличии (отсутствии) заработной платы, доходов в виде дивидендов как учредителей ООО «------», иных доходов.
И, соответственно, отказы в назначении ФИО2 этой меры социальной поддержки, являются законными и соответствуют положениям п. 1.16 вышеназванного Порядка.
Механизм регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для оказания им государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики предусмотрен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 года № 180 «О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан», которым утвержден Порядок регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан (далее – Порядок № 180).
Пунктом 2, 4 Порядка № 180 предусмотрено, что регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в отделе казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии при предоставлении документов: заявление установленного образца (форма 1) со сведениями о составе семьи, доходах, о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи за последние 3 месяца, предшествующие месяцу подачи заявления, а также документы, подтверждающие согласие лица, не являющегося заявителем, или его законного представителя на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
документы, содержащие сведения о составе семьи (в случае, если данная информация находится в распоряжении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами); копия паспорта или документа, удостоверяющего личность, для взрослых членов семьи; копия свидетельства о рождении для детей в возрасте до 14 лет.
Гражданином могут быть представлены документы, содержащие сведения о составе семьи (в случае, если данная информация находится в распоряжении органов местного самоуправления) по собственной инициативе. В случае если гражданин не представил указанный документ по собственной инициативе, отдел для его получения направляет межведомственный запрос в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, а также виды их доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.( п. 3)
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности отдел по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в регистрации.
Отдел на основании документов и сведений, представленных заявителем, принимает решение о его регистрации.
В случае установления отделом факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на регистрацию на период, не превышающий период, в течение которого заявитель незаконно был зарегистрирован в качестве малоимущего. ( п. 4-6)
В соответствии с п. 7 Порядка № 180 отделы имеют право обращаться в организации, выдавшие документы, предусмотренные абзацами третьим и четвертым пункта 4 настоящего Порядка, для дополнительной проверки и подтверждения их достоверности.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) достоверности сведений заявителя ему в 10-дневный срок направляется предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ направляется заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
дата ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о регистрации семьи в качестве малоимущей и приложила документы: справку о составе семьи, объяснения о наличии в собственности семьи квартиры, справку о размере социальных выплат за период с дата года по дата года в сумме ------., справку об отсутствии у ФИО1 среднего заработка за последние 6 месяцев, копию трудовой книжки. На истицу было продолжено персональное дело ФИО1 -----.
дата истице был направлен ответ, в котором сообщалось об отказе в регистрации семьи в качестве малоимущей по основаниям непредоставления сведений обо всех фактически имеющихся доходах.
дата истец ФИО1 также обратился к ответчику через МФЦ с заявлением о регистрации семьи в качестве малоимущей, с приложением документов: заявления о наличии дохода в размере ------. за период с дата по дата, справки об отсутствии заработной платы за последние три месяца работы в ООО «------», справку о составе семьи, копии свидетельства о браке и о рождении детей, трудовых книжек. По указанному обращению было продолжено персональное дело ФИО1 -----.
дата истцами был получен ответ от дата об отказе в признании семьи малоимущей и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что самостоятельно продекларированные ФИО1 доходы не подтверждены декларацией, на которой должна быть отметка налогового органа о её получении.
дата ФИО1 также обратился к ответчику с заявлениями о регистрации семьи как малоимущей (продолжено персональное дело -----) и назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (персональное дело -----), приложив такие же документы, как к заявлению от дата.
дата ФИО1 был направлен ответ об отказе в регистрации семьи в качестве малоимущей по основаниям непредоставления сведений обо всех фактически имеющихся доходах.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.
Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных документов, в частности: документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения (пп. "д").
Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
В соответствии с п. 68 Методических рекомендаций по применению "Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 года N 56/403 к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы: от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, за исключением жилого помещения, транспортных и иных механических средств; от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства; в виде наследуемых и подаренных денежных средств; полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства; в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми); другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцам и их детям ФИО7 и ФИО8 на праве собственности принадлежит квартира N ----- общей площадью ------ кв. м в адрес по адрес на основании свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Согласно выписке из лицевого счета от дата, в квартире по адресу: адрес постоянно зарегистрированы с дата года и проживают: истцы, их дети ФИО5, ФИО4, ФИО6
дата ФИО1 обратился к ответчику с заявлениями о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и приложением необходимых документов в соответствии с п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в ред. от 24.12.2014 г. № 1469) (далее — Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ №761), в частности, согласие на обработку персональных данных, выписку из лицевого счета от дата, счет на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, кассовый чек об оплате услуг ЖКХ в сумме ------ руб. дата, справку об отсутствии задолженности за газ, справку об отсутствии задолженности за капитальный ремонт, копии паспортов истцов, свидетельств о рождении их детей, копии трудовых книжек истцов, свидетельство о браке, справку ООО «------» об отсутствии у ФИО1 среднего заработка за последние 6 месяцев работы, подписанную самим ФИО1 На истца было продолжено персональное дело -----. Факт принятия заявления и необходимых документов от ФИО1 подтверждается распиской-уведомлением ----- от дата.
дата ФИО1 был получен от ответчика предварительный ответ (исх.----- от дата, приложение2) о том, что в соответствии с п. 4, п. 7 Порядка, утвержденным Постановлением КМ ЧР № 180 ответчиком направлены запросы в Отделение пенсионного фонда РФ по г. Чебоксары и в Федеральную налоговую службу России по г. Чебоксары для проведения дополнительной проверки и подтверждения достоверности сведений.
дата истцом был получен один письменный отказ (от дата) по всем трем обращениям истцов (от дата и дата) ответчиком были направлены ответы об отказе в признании семьи малоимущей, об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об отказе в назначении ЕДВ в связи с рождением третьего ребенка, по основаниям непредоставления сведений обо всех фактически имеющихся доходах.
Также дата истец ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив аналогичные документы и, дополнительно, заявление, в котором декларировал доход в сумме ------ руб. Как указал истец, таким образом им была декларирована денежная сумма в размере ------ руб., найденная истцом на улице. По данному заявлению истца также было продолжено персональное дело -----.
дата через МФЦ истцом ФИО1 был получен ответ по его обращению - об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что самостоятельно продекларированные ФИО1 доходы не подтверждены декларацией, на которой должна быть отметка налогового органа о её получении.
дата ФИО1 также обратился к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (персональное дело -----), приложив аналогичные документы.
В конце дата истцом был получен ответ от дата об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что ФИО1 не представлены сведения обо всех фактически имеющихся доходах.
Отказывая в удовлетворении требований истцов по всем трем видам социальных выплат, ответчик исходил из того, что ими не представлены сведения обо всех фактически имеющихся доходах и представлены недостоверные сведения о доходах ФИО1
Оценивая отказы в предоставлении мер социальной поддержки, суд находит их законными, поскольку они полностью соответствуют фактическим обстоятельствам – из представленных истцами документов о заработной плате ФИО1 следует, что он не получал заработной платы и заявлял о доходе ------ руб., однако истцами представлены кассовые чеки об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в суммах от ------ руб. до ------ руб.), сведения о наличии в собственности жилого помещения. Также ответчиком в ходе производства по делу в порядке межведомственного взаимодействия получены и представлены суду сведения о наличии у истца ФИО1 нежилого помещения - ------ (право собственности зарегистрировано в дата года) и транспортного средства – автомобиля, указанное имущество предполагает расходы на его содержание. Кроме того, на иждивении истцов имеется трое несовершеннолетних детей, что, несмотря на получение истцами мер социальной поддержки, предполагает значительные расходы с учетом уровня действующих цен на товары и услуги.
Сопоставляя величину прожиточного минимума для взрослого населения и для детей с представленными ответчику данными о доходах истцов (о том, что они не имели доходов за расчетный период, и по существу проживали лишь на доходы в виде мер социальной поддержки), суд приходит к выводу о том, что неполнота и недостоверность представленных ответчику сведений о доходах истцов является очевидной.
Кроме того, истцами не было представлено ответчику сведений о наличии (отсутствии) доходов у истцов как учредителей ООО «------» не было представлено сведений о наличии (отсутствии) дивидендов по результатам работы общества. Сведения об отсутствии доходов общества истребованы и получены судом по ходатайству ответчика лишь в ходе производства по делу. Не представлено истцами по всем видам выплат и сведений о размере получаемых ими социальных выплат, которые входят в перечень видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи.» Не было представлено информации о наличии иных источников доходов и в ходе судебного разбирательства.
Ввиду предоставления неполных и недостоверных сведений о доходах у ответчика не имелось оснований для удовлетворения заявлений истцов, и требования истцов о признании отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности поставить на учет малоимущих семей с дата по дата, назначить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата, назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности поставить на учет малоимущих семей с дата по дата, назначить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с дата по дата, назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста отказать в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 09 декабря 2017 года.
Председательствующий судья Шопина Е. В.