Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Воробьевой Н.А.,
при секретаре Холодовой О.С.,
с участием представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о защите прав потребителей,
Установил:
Истец ФИО1 обратилась с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 10.05.2018 года к ней домой пришла почтальон из отделения № ФГУП «Почта России» и сообщила, что на ее имя поступили 2 письма: №, но она их не отдаст. Оставила извещение на группу почтовых отправлений и ушла. 15.05.2018 года истец обнаружила в почтовом ящике 2 извещения на письма: №. Формы извещений не соответствовали ф. 22, утвержденной Приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п. 16.05.2018 года, когда истец пришла в отделение 606019 и предъявила данные извещения и паспорт, оператор <данные изъяты>. отказалась ей выдать письма. 17.05.2018 года истец обратилась в ФГУП «Почта России» с письменной претензией о досудебном урегулировании, в которой просила устранить выявленные нарушения и передать истцу письма до 20.05.2018 года. Ответчик письма в срок не передал. 23.05.2018 года истец обратилась в УФАС по Нижегородской области с заявлением о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Только после этого ответчик выдал ей письма. 29.05.2018 года истец обратилась к ответчику с претензией о досудебном урегулировании, в которой просила ответчика в досудебном порядке уплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 35000 рублей. Ответчик до настоящего времени деньги не уплатил. Действия ответчика считает незаконными. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 35 000 рублей, судебные расходы в сумме 111 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Суду представила заявление, согласно которому просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд полагает возможным, и поддержании заявленных требований.
Представитель ответчика ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что по факту обращения истца была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что нарушений со стороны ФГУП «Почта России» нет. Почтальон принес на дом истцу письма, однако истец отказалась их принимать из-за отсутствия весов, чтобы проверить соответствие веса письма. В связи с отказом от принятия, почтальон 14.05.2018 года оставила истцу два извещения на получение заказных писем в почтовом отделении. Однако истец по указанным извещениям на почту не явилась. 20.05.2018 года в почтовый ящик истца повторно были опущены извещения на получение заказных писем. По вторичному извещению истец явилась в почтовое отделение 23.05.2018 года и получила письма. Факт нарушения оказания услуг отсутствует, поскольку по первичному извещению истец сама не явилась за получением, обязанности доставки заказных писем у ответчика нет, письма утрачены не были и были вручены истцу при явке по повторному извещению. Истец указывает, что она обращалась в УФАС, однако никакого решения УФАС принято не было, и 23.05.2018 года истец письма уже получила. Письма истцом были получены, услуга соответственно была оказана в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234 (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13.02.2018 № 61), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами, или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Пользователь услугами почтовой связи вправе отказаться от направления в его адрес извещений, предусмотренных подпунктами «б» и «в» настоящего пункта, заменив их на иной способ извещения, в случае, если оператор почтовой связи предоставляет такую возможность, посредством совершения пользователем услугами почтовой связи действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения. Извещение осуществляется не позднее следующего рабочего дня за днем поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
В соответствии с пунктом 33 Правил оказания услуг почтовой связи, вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
Согласно пункту 34 Правил оказания услуг почтовой связи, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012 года № 114-п утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, согласно пункту 20.2, регистрируемое почтовое отправление (далее - РПО) доставляются по указанным на них адресам (кроме дефектных почтовых отправлений и РПО с описью вложения) или выдаются на объектах почтовой связи. Доставке по адресу, указанному на почтовом отправлении, подлежат:
- почтовые отправления и уведомления о вручении категории «Заказное»;
- письменная корреспонденция с объявленной ценностью (в том числе почтовые отправления «Отправления 1-го класса» с объявленной ценностью);
- письменная корреспонденция с наложенным платежом до 20 000 рублей (в том числе почтовые отправления «Отправления 1-го класса» с наложенным платежом);
- отправления EMS;
- почтовые отправления «Отправления 1-го класса».
Пунктом 20.3 предусмотрено, что при обращении получателя в ОПС за получением РПО без извещения ф. 22, но при условии сообщения номера ШПИ (ШИ) работники обязаны проверить поступление почтового отправления и при наличии выдать его.
В соответствии с пунктом 20.4 извещения ф. 22 на РПО, подлежащие выдаче в ОПС, опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов, почтовые абонентские ящики.
Пунктом 20.5 Порядка предусмотрено, что вторичные извещения ф. 22-в доставляются по адресу, указанному на извещении, и вручаются под расписку на отрывной части извещения с указанием даты вручения. При невозможности вручить извещение ф. 22-в под расписку его можно опустить в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, при этом на отрывной части извещения делается отметка «Опущено в абонентский почтовый ящик», проставляется дата, подпись почтового работника.
Заказные и с объявленной ценностью письма и бандероли, а также заказные уведомления о вручении выдаются адресатам под расписку на извещении ф. 22. Вручение РПО производится при предъявлении документов, удостоверяющих личность (пункт 20.6).
В соответствии с пунктом 20.15 Порядка возвращенные в ОПС (отделение почтовой связи) почтальоном неврученные РПО (регистрируемое почтовое отправление) передаются на хранение. Хранение РПО осуществляется в отделении почтовой связи в течение месяца (30 календарных дней со дня поступления почтового отправления в ОПС).
Пунктом 20.17 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений установлено, что при неявке адресатов за РПО в течение 5 рабочих дней после доставки первичных извещений ф. 22 им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения ф. 22-в. На оборотной стороне РПО или сопроводительного адреса к посылке делается отметка о дате и времени выписки вторичного извещения, которая подписывается почтовым работником.
Судом установлено, что 14.05.2018 года в почтовое отделение связи ФГУП «Почта России» № города Дзержинска Нижегородской области на имя истца ФИО1 поступило заказное письмо, имеющее номер почтового идентификатора №, от отправителя <данные изъяты>». 23.05.2018 года указанное заказное письмо вручено адресату ФИО1.
Кроме того, 14.05.2018 года в почтовое отделение связи ФГУП «Почта России» № № города Дзержинска Нижегородской области на имя истца ФИО1 поступило заказное письмо, имеющее номер почтового идентификатора №, от отправителя <данные изъяты>». 23.05.2018 года указанное заказное письмо вручено адресату ФИО1.
Указанные обстоятельства не оспариваются истцом ФИО1, соответствуют данным отчета официального сайта ФГУП «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений.
По заявлению истца, ответчиком ФГУП «Почта России» нарушены ее права на получение данных почтовых отправлений ввиду отказа их выдачи при ее явке по первичным извещениям 16.05.2018 года. 17.05.2018 года истец обращалась к ответчику с претензией об устранении допущенных нарушений и выдачей писем до 20.05.2018 года, однако письма были выданы истцу лишь после обращения 23.05.2018 года в УФАС по Нижегородской области.
Между тем, доказательств вышеуказанным обстоятельствам и нарушения прав истца на получение почтовых отправлений ФИО1 не представлено.
Так, как следует из проведенной ФГУП «Почта России» проверки, заказное письмо № прибыло в место вручения ОПС Дзержинск № (№) 14.05.2018 года, в тот же день выписано извещение ф. 22 и выдано в доставку почтальону с припиской к накладной ф. 16. Согласно объяснительной заместителя начальника отделения почтовой связи, почтальон доставил заказное письмо адресату, но адресат ФИО1 отказалась в его получении из-за отсутствия весов у почтальона для сравнения веса РПО, и извещение ф. 22 было опущено в почтовый ящик, а заказное письмо возвращено на кассу. 20.05.2018 года в почтовый ящик адресата доставлено вторичное извещение, 23.05.2018 года заказное письмо № <данные изъяты> получено в отделении почтовой связи адресатом лично.
В ходе проверки так же установлено, что заказное письмо № прибыло в место вручения ОПС Дзержинск №) 14.05.2018 года, в тот же день выписано извещение ф. 22 и выдано в доставку почтальону с припиской к накладной ф. 16. Согласно объяснительной заместителя начальника отделения почтовой связи, почтальон доставил заказное письмо адресату, но адресат ФИО1 отказалась в его получении из-за отсутствия весов у почтальона для сравнения веса РПО, и извещение ф. 22 было опущено в почтовый ящик, а заказное письмо возвращено на кассу. 20.05.2018 года в почтовый ящик адресата доставлено вторичное извещение, 23.05.2018 года заказное письмо № <данные изъяты> получено в отделении почтовой связи адресатом лично.
Объяснительная заместителя начальника отделения почтовой связи <данные изъяты> содержит аналогичные данные, доставка извещений на получение заказных писем №№, <данные изъяты> 14.05.2018 года и 20.05.2018 года подтверждается представленными накладными за подписью почтальона.
О проведенной проверке по претензии истца от 29.05.2018 года о компенсации морального вреда нарушением ее прав на получение заказной корреспонденции, включая заказные письма №№, <данные изъяты>, ФГУП «Почта России» ФИО1 дан ответ (исх. № № от 13.06.2018 года).
По объяснениям представителя ответчика, 16.05.2018 года ФИО1 по первичному извещению за получением почтовых отправлений не обращалась, доказательств обратного материалы дела не содержат и истцом не представлено, как не представлено и доказательств обращения ФИО1 17.05.2018 года с письменной претензией о передаче ей вышеуказанных заказных писем ввиду отказа их вручения в отделении почтовой связи.
Таким образом, из представленных доказательств с достоверностью не следует, что в отношении истца ответчиком ФГУП «Почта России» были нарушены правила оказания услуг почтовой связи, в том числе, созданы препятствия в получении подлежащей вручению истцу направленной в ее адрес вышеуказанной почтовой корреспонденции.
Ссылку истца на отсутствие вручения ей в месте жительства 10.05.2018 года иных писем (заказные письма №№, №) суд находит несостоятельной, так как Правилами оказания услуг почтовой связи и Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений обязательная доставка регистрируемых почтовых отправлений, к которым относятся заказные письма, по месту адресата не предусмотрена, вручение заказной корреспонденции возможно как по указанному на ней адресам, так как и выдаются на объектах почтовой связи по извещениям, доставленным лично либо в почтовой ящик адресату. Какой-либо договор между истцом и ответчиком об ином способе доставке корреспонденции не заключался. Доказательств неисполнения работниками ответчика по извещению истца о поступлении на ее имя регистрируемых почтовых отправлений материалы дела не содержат, и истец на них не ссылается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком ФГУП «Почта России» способы, а также сроки доставки почтовых отправлений не нарушены, действия сотрудников почтового отделения соответствуют Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 года №
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку материалами настоящего дела факт нарушения прав истца как потребителя в результате некачественно оказанной услуги не подтвержден, исковые требования ФИО1 о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также штрафа удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд в апелляционном порядке.
Судья п.п. Н.А.Воробьева
Копия верна:
Судья Н.А.Воробьева