Дело № 2-316/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года город Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,
при секретаре Касторновой О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указано, что 23.05.2018 ФИО1 обратился в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 в СПМК-3 треста «СЭМА», впоследствии переименованном в СПМК «Электромонтаж» треста «Центрагромонтажспецстрой». Однако в удовлетворении его заявления было отказано по тем причинам, что документов, подтверждающих расположение данной организации на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не имеется. Истец полагает данный отказ незаконным, в связи с чем, просил суд признать за ФИО1 право на назначение досрочной пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год, обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии ФИО1 со дня обращения за указанной пенсией - с 23.05.2018.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель адвокат ФИО4 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что истец в период с 12.04.1984 по 16.01.1991 работал монтажником 4 разряда в Орловском СПМК-3 треста «СЭМА», которое в последующем переименовано в СПМК «Электромонтаж». Организация фактически располагалась на землях Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области по адресу: Орловская область, Орловский район, Платоновское <...>, в районе населенного пункта дер. Конёвка, т.е. по адресу, который отнесен к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Оспаривая обоснованность предъявленных требований, представитель ответчика УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО5 в судебном заседании указала на то, что документально не подтверждена работа истца на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем, права на уменьшение общеустановленного возраста на 1 год для назначения пенсии досрочно он не имеет, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) и другими федеральными законами.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 – 10, 16 – 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 – 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №-237-р, действовавшем до 01.02.1998, в перечне, установленном Постановлением Правительством РФ от 18.12.1997 №-1582, действующем с 01.02.1998 г., а также в перечне, действующем с 21.10.2015, утвержденным Постановлением Правительства РФ №-1074 от 08.10.2015, указан населенный пункт – д. Конёвка Орловского района, Орловской область, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
При разрешении спора судом установлено, что 23.05.2018 ФИО1 обратился в УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно.
Решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) от 18.07.2018 ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости (л.д. 10).
Письмом УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) № 27-5189 от 19.07.2018 ФИО1 разъяснено, что согласно трудовой книжке в период с 12.04.1984 по 16.01.1991, он работал в СПМК «Электромонтаж», при этом документов, подтверждающих, что данная организация расположена на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не имеется. Работа на загрязненной территории не подтверждена данными выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 не имеет (л.д. 9).
Проверяя законность и обоснованность отказа пенсионного органа в назначении пенсии истцу, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки ФИО1, (дата обезличена) года рождения, следует, что 12.04.1984 он был принят в МЗУ эл. монтажником 4 разряда Орловская СПМК-3 треста «СЭМА», 01.08.1985 переведен замерщиком 4 разряда в ГПП, 31.07.1986 переименовано в СПМК «Электромонтаж» треста «Центрагромонтажспецстрой», 01.06.1988 переведен маляром 5 разряда, 03.05.1989 переведен инженером 2 категории, 16.01.1991 по собственному желанию (л.д. 11-15).
Согласно постановлению главы администрации Орловского района от 31.10.2000 №652 организация ОАО «Спецмонтаж» до 31.10.2000 находилась по адресу: <...> (л.д. 20-21).
Из архивной справки от 31.07.2018 №17-А/М следует, что в документах архивного фонда ОАО «Спецмонтаж» Орловского района Орловской области в расчетно-платежных ведомостях и лицевых счетах по заработной плате работников СПМК-3 «Спецмонтаж» с апреля 1984 года по январь 1991 года включительно без указания даты рождения значится ФИО1, однако расчетно-платежные ведомости и лицевые счета по заработной плате на работника СПМК-3 «Спецмонтаж» ФИО1 за спорный период суду не представлены (л.д. 40).
Как следует из исторической справки по предприятию, Орловская СПМК-3 Воронежского треста Главспецстроймонтаж «Спецэлектромонтажавтоматика» (СЭМА) Росколхозстройобъединения была образована 01.01.1979, на основании постановления треста №29/2 от 15.12.1978. В соответствии с приказом №51 от 31.07.1986 Орловская СПМК-3 была переименована в Орловское СПМК Электромонтаж Треста «Центрагромонтажспецстрой». В соответствии с приказом № 33. от 07.02.1991 преобразовано в Государственное предприятие – Орловское специализированное производственно-механизированное подразделение (СПМП) «Электромонтаж». В процессе приватизации, на основании приказа №276 Комитета по управлению имуществом Орловской области от 23.12.1993 Государственное предприятие – Орловское специализированное производственно-механизированное подразделение (СПМП) «Электромонтаж», было создано АООТ «Спецмонтаж», которое располагалась по адресу: 302030, <...>, что также подтверждается Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 41, 64-68, 121-135, ).
Таким образом, согласно вышеуказанным документам организация, в которой работал истец в период с 12.04.1984 по 16.01.1991, зарегистрирована в г.Орле, фактическое место работы истца расположено на территории г.Орла, и не отнесено к населенному пункту с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист (юрист) администрации Платоновского сельского поселения ФИО2 суду показала, что в спорный период территория организации СПМК Электромонтаж треста «Центрагромонтажспецстрой», располагалась по адресу: <...>, территория которой не отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В 1997 году, после повторных исследований, некоторые населенные пункты из списка земель, относящихся к территории с льготным социально-экономическим статусом, исключили.
На основании ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Правовое значение для присвоения населенному пункту статуса зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом определяется фактом наблюдения значения средней плотности загрязнения территории населенного пункта цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и условием непревышения средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов дозового уровня 1 мЗв.
Данные критерии установлены в статье 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусмотрено, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов, и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 названного Закона).
Таким образом, установление границ зон радиоактивного загрязнения и перечня населенных пунктов, находящихся в них, отнесено законодателем исключительно к полномочиям Правительства Российской Федерации, которое утверждает такой перечень с учетом данных компетентных органов о плотности радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 и о среднегодовых эффективных дозах облучения жителей населенных пунктов.
Доказательства, подтверждающие факт размещения СПМК Электромонтаж треста «Центрагромонтажспецстрой» в населенном пункте д. Конёвка, а также свидетельствующие о наблюдении компетентными органами значения средней плотности загрязнения территории предприятия цезием-137 в интервале свыше 1,0 Ки/кв. км до 5,0 Ки/кв. км включительно и об определении средней годовой эффективной дозы облучения работников предприятия в которой работал ФИО1 в спорный период, истцом не представлены.
Таким образом, доказательства того, что территория СПМК Электромонтаж треста «Центрагромонтажспецстрой» находилась в пределах населенного пункта дер. Конёвка на землях Платоновского сельского поселения, и соответствовала критериям, приведенным в статье 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, и была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, по делу не представлены.
Кроме того, СПМК Электромонтаж треста «Центрагромонтажспецстрой» в спорный период размещался в промышленной зоне, которая в силу закона не могла быть отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Также в судебном заседании обозревалась карта Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, из которой следует, что СПМК Электромонтаж треста «Центрагромонтажспецстрой» территориально находится за пределами границы д. Коневка. Доказательств того, что производственная база, где работал истец, располагалась в населенном пункте д. Коневка, суду не представлено.
Доводы представителя истца о том, что выделенный в 1979 году земельный участок площадью 1,5 га, расположенный в районе нижней промышленной площадки за счет земель, принадлежащих Облмежколхозстройобъедитению под строительство производственной базы СПМК №3 относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является несостоятельным, так как данный участок выделялся до 26.04.1986, кроме того, на территории организации, в которой работал истец в спорный период, дозиметрические исследования не проводились.
Доводы представителя истца о том, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, не является исчерпывающим, основаны на неверном толковании правовых норм.
Ссылка истца на наличие судебных решений о признании права на досрочное назначение пенсии в отношении лиц, работавших в организациях, расположенных рядом с СПМК «Электромонтаж», судом не принимается, поскольку выводы суда по иным решениям, состоявшимся между иными лицами, в силу ст.61 ГПК РФ не имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Поскольку суду не представлено доказательств, подтверждающих факт работы истца в организациях, расположенных в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочное назначение пенсии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 22.01.2019.
Судья Е.В. Ендовицкая