ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2846/2023 от 21.07.2023 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Силаевой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен>RS0<Номер обезличен>-37 (2-2846/2023) по исковому заявлению ФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населенияг. Иркутска», заместителю директора ФИО4 о признании незаконными действия по снятию с учета в качестве ищущего работу, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратился ФИО2 с иском к ОГКУ «Центр занятости населения <адрес обезличен>» (далее ОГКУ ЦЗН <адрес обезличен>).

В обоснование иска указано, что <Дата обезличена>ФИО2 с целью подбора подходящей работы подал заявление <Номер обезличен> в электронной форме через портал «Госуслуги» в ОГКУ ЦЗН <адрес обезличен>. <Дата обезличена> заявление зарегистрировано на портале. <Дата обезличена> по заявлению сформирован приказ от <Дата обезличена> об отказе в признании безработным. <Дата обезличена> от ответчика по электронной почте поступило письмо, к которому приложен приказ от <Дата обезличена> «Об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным», а соответствие с которым ФИО2: а. отказано в признании безработным, в связи с тем, что гражданин относится к категории занятых; установлено, что право на повторное обращение для решения вопроса о признании безработным наступает с <Дата обезличена>. После отказа в признании безработным заявитель продолжал состоять на учете как ищущий работу. Служба занятости за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> предложила истцу ряд вакансий, на которые он откликнулся, обратившись к работодателю в целях прохождения собеседования. Работодатель отказался рассматривать кандидатуру ФИО2, отказался встречаться и проводить собеседование. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> со стороны ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» каких-либо активностей не проявлялось, никаких предложений, уведомлений о необходимости явки в адрес заявителя не поступало, писем на электронную почту, по месту регистрации не направлялось. Связь с заявителем не поддерживалась. В связи с бездействием по поиску работы ответчика ФИО2 направлялись многочисленные обращения в ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>», в Министерства труда и занятости <адрес обезличен> посредством интерактивного портала в ИТКС «Интернет», в органы прокуратуры. Согласно полученному посредством электронной почты ответу ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>», постановка ФИО2 на регистрационный учет в качестве безработного не представляется возможным в связи с состоянием на учете в качестве ищущего работу. Рекомендовано отозвать заявление о постановке на учет в качестве ищущего работу и повторно подать заявление о признании безработным. Заявитель полагает, что действия ответчика по принуждению к отказу от заявления противоречат основам правопорядка и нравственности, ничтожны и аморальны. <Дата обезличена> посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» получено уведомление о снятии с учета по поиску работа по причине длительного (более месяца) отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения в электронной форме. Считает действия ответчика по снятию с регистрационного учета незаконными в силу следующего. Никаких уведомлений о явке в целях оказания ФИО2 государственной услуги заявитель от центра занятости не получал, ни по электронной почте, ни в Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России». При этом от посредничества с учреждением службы занятости не отказывался, с заявлением о снятии с регистрационного учета не обращался. Заявитель был заинтересован в поиске подходящей работы при содействии центра занятости населения, в связи с чем совершал активные действия путем обращений как в ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>», так и в Министерство труда социальной защиты населения <адрес обезличен>, органы прокуратуры. Ответчик немотивированно отказал в предоставлении государственной услуги. Фактически, служба занятости бездействовала в течение месяца, только <Дата обезличена> предложила заявителю вакансии, на которые он откликнулся, и только <Дата обезличена> стала их «анализировать», более повторно ничего не предлагала, ничего через электронную цифровую платформу не направляла. Таким образом, ответчик лишает ФИО2 и его малоимущую семью средств к существованию.

В связи с чем истец просит суд:признать незаконным действия ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>»по отказу в предоставлении государственной услуги, как равно приказ ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» от <Дата обезличена> по снятию ФИО2 с регистрационного учета в качестве ищущего работу; возложить на ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» обязанность восстановить ФИО2 на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, о чем внести соответствующие сведения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения с <Дата обезличена>; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, судебные расходы в размере 55000 рублей.

В судебное заседание истец ФИО2, представитель истца ФИО6 не явились, извещены надлежащим образом, ранее просили о рассмотрении дела в их отсутствие, направили в суд дополнительные письменные пояснения по иску, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд поступило заявление ФИО4, которым она просила рассматривать дело в отсутствие ответчика. Ранее в суд были предоставлены возражения на исковое заявление, согласно которым по заявлению истца от <Дата обезличена>, по которому при рассмотрении вопроса о признании безработным истцу было отказано, ФИО2 был поставлен на учет в качестве ищущего работу. При оказании услуг в данном направлении истцу был осуществлен подбор подходящих вариантов работы по указанной им должности. На Единой цифровой платформе подбор работы ФИО2 осуществлен и уведомление об отсутствии вариантов подходящей работы направлено ФИО2<Дата обезличена>. <Дата обезличена> специалистом ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» ФИО2 подобран перечень вариантов работы, назначено собеседование в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». По результатам анализа резюме работодателем в трудоустройстве ФИО2 отказано, о чем в личном кабинете гражданина зафиксирован отказ. <Дата обезличена>ФИО2 снят с регистрационного учета в качестве ищущего работу по причине длительного (более месяца) отсутствия взаимодействия гражданин с центром занятости в электронной форме. Данное уведомление размещено в личном кабинете ФИО2 на ЕЦП. На протяжении нахождения истца на учете в качестве ищущего работу специалистом ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» неоднократно осуществлялись звонки, на которые ФИО2 не отвечал, на обратную связь не выходил. Таким образом, нарушения порядка предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в отношении ФИО2 не имеется. Представитель не согласен с заявленным истцом размером компенсации морального вреда, поскольку отсутствует вина ответчика, а также доказательств причинения нравственных страданий истцом не представлено. Также возражала против взыскания судебных расходов.

Ответчик заместитель директора ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассматривать дело в ее отсутствие.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, ответчика - заместителя директора ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" ФИО4

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, <Дата обезличена>ФИО2 посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений Работа в России» (далее - ЕЦП) обратился в ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" о содействии в поиске работы с выплатой пособия по безработице. Приказом ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" <Номер обезличен> ПО-0001 от <Дата обезличена> в признании безработным ФИО2 отказано, что не отрицается и подтверждается пояснениями сторон.

При этом, ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" ФИО2 был поставлен на учет в качестве ищущего работу, что подтверждается сведениями о проводимыми мероприятиями по поиску подходящей работы, имеющимися в представленных скрин-образов с ЕЦП с уведомлениями ответчика.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с <Дата обезличена>) решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа (ч. 4 ст. 3).

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что порядок регистрации граждан, обратившихся в центры занятости населения, включает в себя постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан (далее - регистрационный учет) (п. 2).

Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, центром занятости населения направляются уведомления о ходе постановки на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета, а также иные предусмотренные настоящими Правилами уведомления. Указанные уведомления осуществляются: а) в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление) с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) - путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении; б) в случае направления заявления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) - через единый портал; в) в случае направления заявления с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) - через региональный портал (п. 3).

В силу п. 18 вышеуказанного постановления Центр занятости населения осуществляет информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, о ходе и последовательности действий, необходимых для постановки на регистрационный учет и получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в том числе о сроках направления такому гражданину соответствующих уведомлений. Информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, осуществляется непосредственно при личном посещении им центра занятости населения или путем направления уведомлений, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствие с п. 26 зарегистрированному гражданину каждый следующий перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется с использованием единой цифровой платформы не позднее одного рабочего дня после поступления на единую цифровую платформу информации о дне и результатах проведения переговоров с работодателем по 2 ранее выбранным гражданином вариантам подходящей работы или представления таким гражданином направления с отметкой работодателя о дне явки зарегистрированного гражданина и причине отказа в приеме на работу в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе. В случае направления заявления через единый портал или региональный портал перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется зарегистрированному гражданину также на единый портал или региональный портал с использованием единой цифровой платформы.

Согласно пп. б п. 28 снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется центрами занятости населения, в том числе, случаях длительного (более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой зарегистрированный гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения) отсутствие взаимодействия зарегистрированного гражданина с центром занятости населения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал.

Из личного дела <Номер обезличен>ФИО2, представленного ответчиком, а именно, из скрин-образов уведомлений, размещенных на ЕЦП, усматривается, что <Дата обезличена> статус заявления ФИО2<Номер обезличен> изменен на «Зарегистрирован в целях поиска работы».

<Дата обезличена>ФИО2 назначена явка в ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" на <Дата обезличена> для принятия решения о признании в качестве безработного.

<Дата обезличена>ФИО2 ответчиком предложено пройти профилирование с целью подбора перечня услуг для оказания эффективной помощи при содействии в трудоустройстве.

<Дата обезличена> статус заявления <Номер обезличен> изменен на «отсутствуют варианты подходящей работы».

<Дата обезличена> заявителю рекомендовано ознакомиться с индивидуальным планом рекомендуемых мероприятий.

<Дата обезличена> ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" сформирован приказ об отказе в признании безработным, а также изменен статус заявления <Номер обезличен> на «ожидайте нового подбора вариантов подходящей работы или предложения других государственных услуг в сфере занятости населения».

<Дата обезличена> статус заявления <Номер обезличен> изменен на «отсутствуют варианты подходящей работы».

<Дата обезличена> статус заявления <Номер обезличен> изменен на «ожидайте нового подбора вариантов подходящей работы или предложения других государственных услуг в сфере занятости населения».

<Дата обезличена> статус заявления <Номер обезличен> изменен на «подобраны вакансии». Рекомендовано по предложенным вакансиям расставить приоритеты не позднее <Дата обезличена>. Данный статус в течение дня был изменен на «идет подтверждение вакансий».

20.03.2023статус заявления <Номер обезличен> изменен на «проведение переговоров», в течение дня измене на «анализ результатов переговоров».

<Дата обезличена> в адрес ФИО2 ответчиком направлено письмо исх. № (<Номер обезличен> об осуществлении подбора вариантов подходящей работы в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Центром занятости согласованы дата и время прохождения собеседования, о чем ФИО2 был проинформирован. Также истцу предложено лично посетить Центр занятости для консультации по подготовке к переговорам с работодателем.

Письмом ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" от <Дата обезличена> исх. № (<Номер обезличен>, имеющимся в материалах дела, ФИО2 приглашается лично посетить Центр занятости, для консультации по подготовке к переговорам с работодателем в любой рабочий день работы Центра занятости с понедельника по пятницу в 15.00 часов. Также указано, что ЕЦП позволяет самостоятельно распечатать направление на работу посредством личного кабинета соискателя, и на возможность обратиться за выдачей направления на работу на бумажном носителе в Центр занятости. ФИО2 данным письмом также проинформирован о том, что работодатель ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» <Дата обезличена> отказал заявителю в приеме на работу, указав причину отказа, а также сведения о направлении данного отказа на ЕЦП в личный кабинет ФИО2

<Дата обезличена> в адрес ФИО2 ответчиком направлено письмо исх. № (<Номер обезличен> с разъяснением порядка проведения Центром занятости процедуры переговоров с работодателем о возможном трудоустройстве гражданина.

<Дата обезличена>ФИО2 был снят с учета по поиску работы в связи с отсутствием взаимодействия гражданина с центром занятости населения в электронной форме, о чем ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" отражено посредством размещения на ЕЦП.

Из ответа министерства труда и занятости <адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что ФИО2 обращался в министерство с обращением по вопросу признания безработным.

Ответом прокуратуры <адрес обезличен> подтверждается обращение ФИО2<Дата обезличена> в данный орган по вопросу отказа в постановке на учет в качестве безработного.

Таким образом, материалы дела не содержат доказательств обращения ФИО2 в Центр занятости по вопросу трудоустройства в рамках нахождения на учете в качестве ищущего работу. Имеющиеся ответы подтверждают обращения ФИО2 в указанные инстанции по вопросу отказа Центра занятости в постановке на учет его в качестве безработного.

Ответов на направленные ОГКУ "Центр занятости населения <адрес обезличен>" в адрес ФИО2 письма с предложениями посетить Центр занятости для консультации по подготовке к переговорам с работодателем, направление ответов через Интерент-ресурс, в материалы дела истцом не представлено. Доказательств направления ФИО2 за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> электронных писем по вопросу его трудоустройства, ответов на направленные в его адрес письма, заявителем не представлено.

Рассматривая заявление истца об исключении из числа доказательств представленные ответчиком скрин-образы с Интернет-ресурса, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, поскольку представленные Центром занятости документы заверены данным органом, имеют все необходимые реквизиты для их идентификации, подтверждены иными собранными по делу доказательствами. Кроме того, в соответствие с ч. 5 ст. 10 ГПК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Проведя анализ представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца опризнании незаконными действия ответчика по снятию с учета в качестве ищущего работу, поскольку материалами дела подтверждаются активные действия по поиску работы со стороны ответчика, переписка с ФИО2 посредством ЕЦП, предложение соискателю посетить Центр занятости по вопросу его трудоустройства, а также с целью консультации по подготовке к переговорам с работодателем. Вместе с тем, истцом не представлено доказательств его активного сотрудничества с Центром занятости по вопросу трудоустройства, в том числе, в течение месяца с момента последнего события, что и явилось основанием для снятия его с учета. Из представленных ответов на обращения ФИО2 усматривается, что им были обжалованы действия ответчика об отказе в признании его безработным, по вопросам трудоустройства сведений об обращении ФИО2 не представлено.Так, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> не имеется сведений об обращении ФИО2, имеющего статус «ищущего работу», к ответчику по вопросу его трудоустройства. В связи с вышеизложенным, суд не усматривает в принятом ответчиком решении нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца о признании незаконнымидействий ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>», ФИО4по отказу в предоставлении государственной услуги, как равно приказ ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» от <Дата обезличена> по снятию ФИО2 с регистрационного учета в качестве ищущего работу, не подлежащими удовлетворению.

Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения требованияо признании незаконнымидействий ответчиков, то отсутствуют и основания для удовлетворения производных от него требований о возложении на ОГКУ «ЦЗН <адрес обезличен>» обязанностивосстановить ФИО2 на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, о чем внести соответствующие сведения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения с <Дата обезличена>, а также производного требования о компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требованияФИО2 к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения <адрес обезличен>», заместителю директора ФИО4 о признании незаконными действия по снятию с учета в качестве ищущего работу, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.А. Лазарева

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.