Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2016 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Нурмухановой-Дускалиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Муниципального образования «Город Астрахань» о предоставлении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Муниципального образования «Город Астрахань» о предоставлении земельного участка, указа в заявлении, что она является матерью ребенка-инвалида и в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на первоочередное предоставлении бесплатно земельного участка для садоводства в собственность, в связи с чем она 15.09.2014 обратилась в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении земельного участка. Однако до настоящего времени земельный участок не предоставлен. В связи с чем истец просит суд с учетом уточнения обязать администрацию Муниципального образования «Город Астрахань» предоставить ей в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для садоводства.
В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО2 исковые требования подержали.
Представитель ответчика при надлежащем извещении не явился, причины неявки суду неизвестны. В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя Б. В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком - инвалидом.
15.09.2014 года законный представитель Б. В.Ю. – мать ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении бесплатно земельного участка для садоводства в собственность.
В соответствии с ч.1 ст.39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что ФИО1 включена в реестр лиц, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства (постановление администрации МО Город Астрахань от 21.01.2015 года №232)
Согласно п.3 ч.1 ст.3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно инвалидам первой, второй групп для индивидуального жилищного строительства в границах сельских населенных пунктов Астраханской области, для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства.
Администрацией МО «Город Астрахань» в целях реализации указанного Закона Астраханской области принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков (Постановление администрации г.Астрахани от 04.12.2012 № 10486).
Установлено, что ФИО1 со своей дочерью Б. В.Ю. проживают на территории города Астрахани, относятся к числу лиц, которым в силу п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для садоводства.
Управлением муниципального имущества на обращение истца сообщено, что на основании ранее поданного заявления принято решение о включении его в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков для садоводства.
Не оспаривая право истца на предоставление земельного участка, управление в письме от 03.02.2015 года сообщило о проводимых мероприятий по изысканию земельных участков на территории города, возможных для предоставления льготным категориям граждан. По мере формирования земельных участков, при условии достижения соответствующего номера очередности будет направлено письмо о наличии земельного участка для бесплатного предоставления в собственность.
Согласно ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу ст.45 кодекса органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 № 7/2008-03 администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков.
Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Закон Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» не предусматривает внеочередное представление земельного участка категории граждан, к которым относится истица.
Несоблюдение этого условия получения земельного участка бесплатно помимо общей очереди, установленных Порядком организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, приведет к несоблюдению принципа равенства прав иных претендентов на получение в собственность такого земельного участка.
Установление порядка очередности не нарушает права истца на получение земельного участка в соответствии с положениями Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области».
Между тем, согласно ч. 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
При этом суд исходит из принципов разумности сроков, который включает в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления – сентябрь 2014 года до момента обращения в суд прошло почти два года; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истице, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен. Исходя из чего, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию МО «Город Астрахань» предоставить ФИО1 в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для садоводства.
Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» предоставить ФИО1, матери ребенка-инвалида в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для садоводства.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: