Дело № 2-2847/2020 25 ноября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Свиридовой С.А.
при секретаре Херел Ч.О.
с участием
истца ФИО1
представителя истца ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда в городе Магадане 25 ноября 2020 года, гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям о нарушении трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился с иском в Магаданский городской суд к ответчику Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям с требованиями о взыскании денежной компенсации, предусмотренной при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 29 июня 2005 года замещал должности государственной гражданской службы в Управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ от 17 февраля 2020 года № 213 назначена реорганизация Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области путем присоединения к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Поскольку по истечении трехмесячного срока с момента предупреждения о сокращении иная должность государственной гражданской службы предложена не была, истец на основании ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обратился с заявлением на имя руководителя о расторжении служебного контракта по п. 8.2. ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе.
Приказом от 09 июня 2020 г. № 114 л/с истец освобожден от должности государственной гражданской службы 30 июня 2020г. по п. 8.2. ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, без выплаты выходного пособия.
В день увольнения денежная компенсация в связи с увольнением по сокращению в размере 249 752 руб. 16 коп. истцу не выплачена.
С 25 июня 2020г. правопреемником Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области стало Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям, которое письменно отказалось производить истцу дальнейшие выплаты.
15 июня 2020 года истец получил от ответчика сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 55 679 руб. 45 коп.
Поскольку денежную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренную при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в размере 249 752 руб. 16 коп. истцу не выплачена, он обратился в суд и просил взыскать с ответчика названную сумму, а так же проценты за задержку выплаты заработной платы, морального вреда в размере 250 000 рублей.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что по состоянию на день рассмотрения дела от ответчика каких либо денежных средств не поступало, с приказом ответчика о внесении изменений в формулировку увольнения и отмене денежной компенсации предусмотренной при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы не согласен, считает приказ незаконным так как издан ответчиком спустя 3 месяца со дня увольнения.
Представитель истца в судебном заседании заявленные истцом требования поддержал, суду пояснил, что приказ об увольнении издан уполномоченным лицом и подлежит исполнению в том числе и в части причитающихся истцу выплат, которые до настоящего времени ответчиком не произведены. Так же выразил несогласие с изданным спустя несколько месяцев после увольнения истца приказом ответчика об изменении формулировки увольнения, полагая его незаконным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Предоставил суду мотивированные возражения, в которых подробно обосновал свою позицию по заявленным иском требованиям, с которыми не согласился по мотивам, изложенным в названных возражениях. В частности указав, что согласно приказу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17 февраля 2020 года № 213 осуществлена реорганизация Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области путем присоединения к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной области.
Предупреждение о сокращении должности вручено истцу за подписью и.о. руководителя Ратушной Т.А., с указанием, что в период действия предупреждения истцу будут предложены имеющиеся вакантные должности, в случае непоступления такого предложения или письменного отказа сотрудника от предложений, служебный контракт будет расторгнут в день прекращения деятельности Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области. Увольнение в связи с сокращением должности является инициативой работодателя.
Штатное расписание Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям введено в действие с 08 июля 2020г.
В период предупреждения истец от предложенных ему должностей в области ветеринарного надзора: старшего государственного инспектора, государственного инспектора, главного специалиста-эксперта, ведущего специалиста – эксперта, старшего специалиста 1 разряда отказался.
Должность старшего государственного инспектора отдела ветеринарного надзора, которую замещал истец в новом штатном замещении, сохранена, поэтому увольнение истца до введения штатного расписания является неправомерным и основания для произведения выплат компенсации у ответчика отсутствуют. Считает, что приказ от 09 июня 2020 г. № 114 л/с об увольнении истца издан в нарушение действующего законодательства, в связи с чем ответчиком издан приказ от 29 сентября 2020 года № 264/л о внесении изменений в приказ от 23 июня 2020 г. № 125 л/с, согласно которому внесены изменения в формулировку увольнения: истец считается уволенным с государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с реорганизацией, без выплаты единовременной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Абзац 3, касающийся выплат истцу компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, из приказа № 114 л\с от 09 июня 2020 года, исключен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, и оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 2 Закона).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Закона).
В силу п. 8.2 ч. 1 ст 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6).
Судом установлено, что истец проходил государственную гражданскую службы в Управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области с 29 июня 2005 года, последняя занимаемая истцом должность – старший государственный инспектор ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ от 17 февраля 2020 года Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области реорганизовано путем присоединения к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, а также утвержден план мероприятий по реорганизации.Согласно пункту 7 указанного плана уведомление сотрудников реорганизуемого территориального управления должно быть осуществлено в течении месяца с даты приятия решения о реорганизации и возложено на и.о. руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области Ратушной Т.А.
05 марта 2020г. истцу вручено уведомление о предстоящей реорганизации Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области.
14 апреля 2020г. истец предупрежден о сокращении должности гражданской службы – старшего государственного инспектора земельного надзора на Государственной границе РФ и транспорте, ему разъяснены положения ст. 37, 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так же до истца доведено, что в период действия предупреждения ему будут предложены имеющиеся вакантные должности, в случае непоступления такого предложения или письменного отказа истца от предложений, служебный контракт будет расторгнут в день прекращения деятельности Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области.
14 апреля 2020 года истец ознакомлен с выпиской из штатного расписания создаваемого Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям, утвержденного 03 марта 2020 г., в котором отсутствовала должность старшего государственного инспектора земельного надзора на Государственной границе РФ и транспорте.
09 июня 2020 года истец обратился с заявлением о расторжении служебного контракта в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, с предоставлением выплат и компенсаций, предусмотренных п. 8.2 и 8.3 ч.1, ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом в заявлении истец отказался от всех предложенных должностей, указанных в выписке из штатного расписания создаваемого Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям от 03 марта 2020 г.
Приказом от 09 июня 2020 г. № 114 л/с истец освобожден от должности государственной гражданской службы 14 июня 2020 г. по п. 8.2. ч. 1. ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, с выплатой единовременной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В трудовую книжку истца внесена соответствующая запись.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что реорганизация Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям завершена 25 июня 2020 г.
От предложенных представителем нанимателя должностей, указанных в выписке из штатного расписания, истец отказался.
Служебный контракт с истцом расторгнут 09 июня 2020 года с начислением денежной компенсации в размере 313 751 руб. 61 коп., из которых 63 999 руб. компенсация за неиспользованный отпуск и 249 752 руб. единовременная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, что следует из расчетного листка за июнь 2020 г. (л.д.35).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Из расчетного листка истца за июнь 2020г. следует, что истцу начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 249 752 руб. 16 коп. Сведений о выплате истцу названной суммы материалы дела не содержат. Ответчик по делу оспаривает право истца на получение названной выплаты.
Согласно возражениям представителя ответчика действия и.о. руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области Ратушной Т.А. по изданию приказа от 09 июня 2020 г. № 114 л/с о расторжении служебного контракта с истцом является незаконными.
Названный довод суд находит несостоятельным, поскольку и.о. руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области Ратушная Т.А. в период издания приказа об увольнении истца действовала на основании приказа Минсельхоза России от 31 января 2020г. № 18-кр «О Ратушной Т.А.». в пределах своих полномочий, установленных пунктом 14.3 Положения об Управлении федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области. Доказательств обратного ответчиком не представлено, сведения об оспаривании ответчиком в судебном порядке приказа от 09 июня 2020 г. № 114 л/с в материалах дела отсутствуют.
Оценивая представленный ответчиком приказ от 29 сентября 2020 года № 264/л о внесении изменений в приказ и.о. руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Магаданской области Ратушной Т.А. от 09 июня 2020 г. № 114 л/с, согласно которому внесены изменения в формулировку увольнения: истец считается уволенным с государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с реорганизацией, без выплаты единовременной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суд приходит к следующему.
Статьей 381 Трудового кодекса РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Исходя из положений ст. 381 Трудового кодекса РФ, с учетом возражений истца и прекращением трудовых правоотношений сторон, издание приказа об изменении формулировки и основания увольнения в одностороннем порядке нарушает трудовые права истца и свидетельствует о наличии индивидуального трудового спора, поскольку по истечении более чем трех месяцев после издания приказа об увольнении сотрудника по инициативе представителя нанимателя и ознакомления с ним государственного служащего, основания такого увольнения изменению не подлежат.
По изложенным основаниям приказ ответчика от 29 сентября 2020 года № 264/л суд полагает недопустимым доказательством по делу.
Поскольку причитающаяся истцу компенсация, предусмотренная п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» до настоящего времени не выплачена, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о взыскании денежной компенсации, предусмотренной при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма в размере 249 752 руб. 16 коп.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязан своевременно и в полном объеме выплачивать госслужащему денежное содержание. За нарушение сроков выплаты установлена ответственность, предусмотренная положениями ст. 236 ТК РФ в виде процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Поскольку доказательств своевременной, не позднее дня увольнения, выплаты истцу причитающейся при увольнении суммы ответчиком не представлена, суд находит требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за нарушение сроков выплаты подлежащими удовлетворению в размере 11 328 руб. 75 коп. за 162 дня задержки исходя из расчета 4,25 % : 150 х 162 х 249 752 руб. 16 коп. = 11 328, 75.
Так же подлежащими удовлетворению суд находит требования истца о взыскании с ответчика суммы компенсации морального вреда, право на взыскание которого предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" в соответствии с которой регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, другими федеральными законами. Поскольку взыскания компенсации морального вреда законом 79-ФЗ не предусмотрена, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы трудового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2 указанной статьи).
Таким образом, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством.
Поскольку в судебном заседании установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика в виде задержки выплаты причитающихся ему при увольнении сумм, учитывая принцип справедливости, разумности и соразмерности, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6112 руб. 86 коп. ( 5 812 руб. 86 коп. по имущественным требованиям и 300 руб. по требованиям о взыскании компенсации морального вреда
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям о взыскании денежной компенсации, предусмотренной при увольнении, в связи с сокращением должностей гражданской службы, процентов за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда, удовлетворить.
Взыскать с Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в пользу ФИО1 денежную компенсацию, предусмотренную при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в размере 249 752 (двести сорок девять тысяч семьсот пятьдесят два) руб. 16 коп., проценты за задержку причитающихся выплат в сумме 11 328руб.75 коп. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а всего взыскать 271 080 (двести семьдесят одна тысяча восемьдесят) руб. 91 коп.
Взыскать с Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 6112 (шесть тысяч сто десять) руб. 86 коп.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Установить день составления мотивированного решения суда – 02 декабря 2020 г.
Судья С.А. Свиридова