ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2847/22 от 17.10.2022 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2-2847/22

07RS0001-02-2021-005668-66

Р ЕШ Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нальчик 17 октября 2022 года

Нальчикский городской суд в составе: председательствующего – Шапкиной Е.В., при секретаре – Кодзевой Л.Б., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности от 28.10.2021г., представителя ответчика ФИО3, действующей по доверенности от 24.05.2022г. №07-13/9645, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по КБР о взыскании невыплаченной суммы 44125руб. 02коп. за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2019 года и судебных расходов по оплате госпошлины,-

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по КБР (далее- ОПФР по КБР) с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ о взыскании невыплаченной суммы 44125руб. 02коп. (разницы между зачисленной суммой пенсии, социальной доплаты и прожиточным минимумом) за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2019 года и судебных расходов по оплате госпошлины, мотивируя следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее-Закон о прожиточном минимуме) прожиточный минимум - это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. Согласно статьи 4 Закона о прожиточном минимуме органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения дифференцировано с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации. В Кабардино-Балкарской Республике величину прожиточного минимума определяли на основании Закона Кабардино-Балкарской Республики № 30-Р3 от 18 мая 2005 года. По мнению ФИО1, за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2019 года ей начислена пенсия меньше, чем прожиточный минимум на общую сумму 44125 рублей 02 копейки. Расчет суммы социальной доплаты к пенсии, подлежащая взысканию до величины прожиточного минимума пенсионера, установленная в Кабардино-Балкарской Республике за период 2016-2019 г.г., ею приложены. 23 июня 2021 года она направила в адрес ОПФР по КБР заявление о предоставлении сведений о размере ежемесячно начисленной пенсии за спорный период, однако, ответа не получила. В соответствии со статьей 2 Федерального закона о прожиточном уровне-прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается, в том числе для: определения устанавливаемых размеров стипендий, пособий, и других социальных доплат; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам. Согласно расчету суммы социальной доплаты к пенсии за период с апреля 2016 года по июль 2019 года, ей как застрахованному лицу, начислены к выплате суммы меньше, чем прожиточный минимум. В этой связи, она считает, что по действующему законодательству Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики ей должны оказать государственную социальную помощь путем доплаты разницы между зачисленной пенсии и прожиточным минимумом на общую сумму 44125руб. 02коп..

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 поддержал уточненные требования и просил суд их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ОПФР по КБР – ФИО3 иск ФИО1 не признала, просила отказать в его удовлетворении за необоснованностью.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, а также пенсионное дело ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является получателем страховой пенсии на общих основаниях с 24 декабря 2015 года.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ), ч. 1 ст. 12.1 которого предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (в том числе, денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного) (ч. 2, 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в случае, если общая сумма материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, пенсионеру устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Данная доплата устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Как следует из материалов пенсионного дела, 21 августа 2017 года ФИО1 обратилась с заявлением в ОПФР по КБР о назначении ей федеральной социальной доплаты к пенсии. Доказательств того, что ФИО4 обращалась за назначением федеральной социальной доплаты ранее указанной даты ( с 01 апреля 2016 года- изначальная дата расчета по иску), суду не представлено и в материалах дела не содержится.

Заявление ФИО1 было рассмотрено, и с 01 сентября 2017 года ей была назначена федеральная социальная доплата.

Необходимо отметить, что в период до обращения с заявлением 21 августа 2017 года, как усматривается из материалов пенсионного дела, ФИО1 осуществляла трудовую деятельность.

Правительством Кабардино-Балкарской Республики установлена величина прожиточного минимума в Кабардино-Балкарской Республике для пенсионеров: в 3 квартале 2017 года - 8588руб., в 4 квартале 2017 года – 8019руб., в 1 квартале 2018 года – 8316руб., во 2 квартале 2018 года – 8559руб., в 3 квартале 2018 года – 8243руб., в 4 квартале – 8255руб., в 1 квартале 2019 года – 9124руб., во 2 квартале 2019 года - 9565руб. на основании соответствующих Постановлений.

Как следует из историй по выплате страховой пенсии и федеральной социальной доплаты ФИО1, ей ежемесячно в спорный период производились начисления, но с учетом удержаний, суммы к выплате были разные.

Согласно ч. 1 ст. 98 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

На основании ч. 2 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Из материалов дела следует, что удержания из начисленных ФИО1 выплат, производились на основании соответствующих постановлений судебных приставов-исполнителей и судебного приказа, при этом, размер всех удержаний составлял не более 50%.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 с заявлением о снижении взыскиваемых сумм не обращалась, действия судебных приставов ею не обжаловались.

Анализируя представленные доказательства, суд полагает, что федеральная социальная доплата определена ФИО1 в размере разницы между материальным обеспечением (страховой пенсией) и размером прожиточного минимума пенсионера в КБР, а также в соответствии с действующим законодательством в период с 01 сентября 2017 года по 30 июня 2019 года, оснований для назначения ФИО1 федеральной социальной доплаты до подачи ею соответствующего заявления, у ответчика не имелось.

В данном случае, ответчик ОПФР по КБР производил пенсионное обеспечение ФИО1 в период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2019 года в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По мнению суда, ФИО1 в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представила суду доказательств в обоснование своих доводов о том, что ей начислена пенсия меньше, чем прожиточный минимум на общую сумму 44125 рублей 02 копейки. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по КБР о взыскании невыплаченной суммы 44125 рублей 02копейки (разницы между зачисленной суммой пенсии, социальной доплаты и прожиточным минимумом) за период с 01 апреля 2016 года по 30 июня 2019 года и судебных расходов по оплате госпошлины, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда КБР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нальчикский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2022 года.

Председательствующий- Е.В. Шапкина