ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2848/18 от 28.08.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

Председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.

При секретаре Таимове У.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области о признании отказа в приеме на работу необоснованным и понуждении к заключению трудового договора

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области, обосновав свои требования тем, что в 2017 году из средств массовой информации она узнала о том, что Управлением Судебного Департамента в Астраханской области будет проводиться конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани. Так как истица обладает всеми требованиями, предъявляемыми к кандидатам на замещение данной должности, она обратилась в Управление Судебного Департамента в Астраханской области с соответствующим заявлением. В Департаменте пояснили, что для успешного прохождения конкурса она должна была пройти стажировку в Советском районном суде г. Астрахани. Стажировку истица проходила в Советском районном суде г. Астрахани с октября 2017 года по декабрь 2017 года. 24 апреля 2018 года состоялся конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани. 03 мая 2018 года в адрес истицы поступило уведомление о том, что решением Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы секретаря судебного заседания было отказано. Истица полагает решение конкурсной комиссии незаконным и необоснованным. Пройдя стажировку, она имеет необходимый опыт работы, у нее отсутствуют какие-либо ограничения, установленный ст. 16 Закона о государственной гражданской службе. Статья 64 Трудового кодекса РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора и дает право гражданам отказ в заключении трудового договора обжаловать в с уде. В связи с изложенным ФИО1 просит суд признать отказ в приеме ее на работу на должность федеральной государственной гражданской службы секретаря судебного заседания Советского районного суда г. Астрахани как необоснованный, не связанный с ее деловыми качествами. Восстановить ее нарушенные права, обязав Управление Судебного Департамента в Астраханской области заключить с ней трудовой договор с 24.04.2018 г., то есть, со дня вынесения Конкурсной комиссией незаконного решения.

ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Судебного Департамента в Астраханской области ФИО2 просила в иске отказать, представила письменное возражение.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно положениям п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Вопросы поступления гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Статьей 22 Закона установлено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия (п. 7. ст. 22 закона № 79-ФЗ), действующая на основании Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющего порядок и условия его проведения, которое утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 12 ст. 22 закона № 79-ФЗ).

В соответствии с п. 21 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Согласно п. 1 ст. 26 закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (п. 1 ст. 23 закона № 79-ФЗ).

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 6.2. Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, то есть является представителем нанимателя для государственных гражданских служащих суда - работников аппарата суда (п. 6 ст. 38 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Приказом Управления Судебного департамента в Астраханской области, Астраханского областного суда, Северо-Кавказского окружного военного суда и 3-го окружного военного суда от 19.04.2007 №№ 42 о/д / 144 о/д / 156 /45 создана Конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в управлении Судебного департамента, районных (городских), гарнизонных военных судах Астраханской области и утвержден Порядок ее работы.

Конкурс состоялся 24.04.2018, в нем приняли участие два кандидата: ФИО1 и ФИО3

Конкурс проводился методом индивидуального собеседования по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, на замещение которой претендовали кандидаты.

Согласно протоколу № 6 заседания конкурсной комиссии от 24.04.2018 участник конкурса ФИО1 дала неполный ответ на вопрос об основных должностных обязанностях секретаря судебного заседания, неверный ответ на вопрос о сроке сдачи дела в канцелярию суда, не дала ответа на вопрос о категории дел, решения которым подлежат немедленному исполнению.

Исходя из протокола, второй участник ФИО3 на эти же вопросы дала полные и развернутые ответы.

Исходя из протокола № 6 заседания конкурсной комиссии от 24.04.2018 участник конкурса председатель Советского районного суда г. Астрахани, являющийся членом конкурсной комиссии и представителем нанимателя просил поддержать кандидатуру ФИО3. Члены конкурсной комиссии единогласно проголосовали за кандидатуру ФИО3, которая решением Конкурсной комиссии признана победителем конкурса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.12.1999 года N 19-П, закрепленный ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не препятствует при осуществлении правового регулирования трудовых отношений устанавливать в федеральном законе особые условия замещения отдельных должностей, если вводимые тем самым различия в правовом статусе лиц объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, в соответствии с п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, являющейся в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, не считаются дискриминацией.

Факт соблюдения ответчиком установленного порядка проведения конкурсного отбора, нашел свое подтверждение в материалах дела.

Кроме того, Обязать Управление Судебного департамента в Астраханской области заключить с ФИО1 трудовой договор, как указано в исковом заявлении, либо служебный контракт, что предусмотрено законом № 79-ФЗ, суд не правомочен, поскольку управление не является в данных правоотношениях представителем нанимателя.

В судебном заседании ФИО1 предлагалось изменить состав лиц, участвующих в деле, однако она отказалась, полагая, что исковые требования предъявлены ею к надлежащему лицу.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к Управлению Судебного Департамента в Астраханской области о признании отказа в приеме на работу необоснованным и понуждении к заключению трудового договора оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: