ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2849-18 от 24.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2849-18Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

24 октября 2018 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Баташевой М. В.,

при секретаре судебного заседания Лисицыной М.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: МКУ «Управление благоустройства Железнодорожного района» о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность

У С Т А Н О В И Л:

ДИЗО г.Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что 23.05.2018 в газете «Ростов официальный» в № 22 (1227) Администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону было дано соответствующее объявление о начале процедуры приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры (копия газеты прилагается).

В объявлении предлагалось физическим и юридическим лицам, считающим себя собственниками вышеуказанного имущества или имеющим на него права, прибыть в МКУ «Управление благоустройства Железнодорожного района» города Ростова-на-Дону и представить документы на право собственности.

По истечении срока никто из юридических или физических лиц прав на указанные объекты не заявил, в связи с чем, в соответствии с п.2.1.2. Положения, 26.06.2018 Администрацией Железнодорожного района города Ростова-на-Дону был составлен акт о невозможности установления собственников объектов, после чего документы для включения объектов в реестр бесхозяйного имущества были переданы в МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» (письма от 29.06.2018 № 59-22.01/1488, от 16.07.2018 № 59-22.01/1671).

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 6 Положения «О порядке управления

и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 19.12.2017), МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» обеспечивает проведение организационных мероприятий по включению в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества.

После поступления информации от Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» были направлены запросы в МУПТИиОН, Минимущество Ростовской области, ТУ Росимущества в Ростовской области.

Письмом от 23.07.2018 № 19.5.5/1925 Минимущество Ростовской области сообщило, что в реестре государственного имущества Ростовской области объекты не числятся.

Письмом от 25.07.2018 № 2373 МУПТИиОН сообщило, что сведения о правовой принадлежности объектов отсутствуют.

Письмом от 20.07.2018 № 08-7826/04 ТУ Росимущества в Ростовской области сообщило, что сведения об объектах отсутствуют.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 19.12.2017), бесхозяйное имущество принимается на учет МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" путем включения в реестр бесхозяйных объектов.

Распоряжением МКУ «Управление казной города Ростова-на-Дону» от 10.08.2018 № 164 объекты были включены в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на- Дону.

В соответствии с п.3.2. Положения после выхода соответствующего распоряжения о включении объекта движимого имущества в реестр бесхозяйного имущества города Ростова-на-Дону временное управление объектом возлагается на соответствующий отраслевой орган управления Администрации города или муниципальную организацию, эксплуатирующую данный вид объектов, в соответствии с п. 2.1.6 Положения.

16.08.2018 МКУ «Управление благоустройства Железнодорожного района» города Ростова-на-Дону был составлен акт принятия объектов к забалансовому учету.

Согласно п.3.3. Положения после подписания актов приема-передачи объектов движимого имущества во временное управление ДИЗО обращается в суд с иском о признании права муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на объекты движимого имущества.

Таким образом, учитывая, что в период после обнаружения объектов и передачи их на учет никто не заявил о своих правах на данные объекты, есть основания полагать, что объекты не имеют собственника или собственник отказался от права собственности на объекты.

На основании изложенного просят суд:

Признать движимые вещи - объекты дорожно- транспортной инфраструктуры- расположенные на территории Железнодорожного района города Ростова-на-Дону:

Участок автодороги по <адрес>), протяженностью- 530 м, ширина- 9 м, площадью- 4770 кв. м, тип покрытия- грунт;

Участок автодороги по <адрес>), протяженностью- 290 м, ширина- 5 м, площадью- 1450 кв. м, тип покрытия- 120 м- асфальтобетонное, 170 м- грунт;

Участок автодороги по <адрес>, протяженностью- 310 м, ширина- 6 м, площадью- 1860 кв. м, тип покрытия- 140 м- асфальтобетонное, 170 м- грунт;

Участок автодороги по <адрес>, протяженностью- 140 м, ширина- 4 м, площадью- 560 кв. м, тип покрытия- асфальтобетонное, бесхозяйным имуществом.

Передать движимые вещи - указанные выше объекты дорожно-транспортной инфраструктуры- расположенные на территории Железнодорожного района города Ростова-на-Дону: в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону.

Представитель ДИЗО г. Ростова-на-Дону в судебное заседание явилась, требования поддержала, просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо МКУ «Управление благоустройства Железнодорожного района» своего представителя не направили, извещались о времени и месте судебного заседания.. Дело рассмотрено в отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей регламентируется Положением, утвержденным Постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830 (ред. от 19.01.2016)

Настоящее Положение разработано на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, «Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, а также «Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону», принятого решением городской Думы от 21.06.2011 № 123 (ред. от 19.12.2017).

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель просит признать участки автомобильной дороги как движимое имущество – бесхозяйным, ссылаясь при этом на порядок, установленный Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 20.08.2008. №830, в части, регламентирующей порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйного движимого имущества.

Между тем, заявителем не учтено то обстоятельство, что согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Автомобильные дороги являются объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В то же время в силу функционального предназначения это имущество прочно связано с землей, и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, т.е. участок автодороги является недвижимым имуществом.

Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.9 указанного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Из материалов дела следует о том, что заявителем не проведены мероприятия по постановке на учет участков автомобильных дорог, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", сведений о том, что имело место обращение в Управление Росреестра РФ по Ростовской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, а именно участков автомобильных дорог, и, как следствие, произведена постановка на соответствующий учет объекта недвижимого имущества, материалы дела не содержат, что исключает возможность определить объекты как бесхозяйные, т.е. не имеющие собственника, балансодержателя.

Таким образом, суд без соблюдения указанных законоположений, а именно порядка постановки на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, до истечения годичного срока, установленного положениями ст.225 ГК РФ, не усматривает оснований для признания вещи бесхозяйной и передачи ее в муниципальную собственность, поскольку для решения вопроса о передаче бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность необходимо проведения рядка указанных выше мероприятий, настоящие требования заявлены преждевременно, соответственно удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании движимой вещи

– Участок автодороги по <адрес> протяженностью- 530 м, ширина- 9 м, площадью- 4770 кв. м, тип покрытия- грунт;

Участок автодороги по <адрес>), протяженностью- 290 м, ширина- 5 м, площадью- 1450 кв. м, тип покрытия- 120 м- асфальтобетонное, 170 м- грунт;

Участок автодороги по <адрес>, протяженностью- 310 м, ширина- 6 м, площадью- 1860 кв. м, тип покрытия- 140 м- асфальтобетонное, 170 м- грунт;

Участок автодороги по <адрес> протяженностью- 140 м, ширина- 4 м, площадью- 560 кв. м, тип покрытия- асфальтобетонное, бесхозяйным имуществом - бесхозяйным имуществом и передаче в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 октября 2018 года.

Председательствующий