ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/14 от 11.07.2014 Обской городского суда (Новосибирская область)

 Дело 2-284\14

 Поступило 21.04.2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     11.07.2014 г.                                                                                                                                                                                           г.Обь

 Обской городской суд Новосибирской области в составе:

 Председательствующего судьи Захарова А.Ю.,

 При секретаре Красновой О.А.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Оби Новосибирской области к ОАО «Новосибирскэнергосбыт» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

          Прокурор г. Оби Новосибирской области обратился в Обской городской суд Новосибирской области с иском к ОАО «Новосибирскэнергосбыт» о признании незаконными и нарушающими права неопределенного круга лиц действия данного общества, выразившиеся в начислении и взимании платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды жителям г. Оби, выбравшим способ управления многоквартирными домами ООО «Управляющая компания дирекция единого заказчика -2» с 01.06.2013 года по 30.09.2013 года, а также о возложении на это общество обязанности не начислять и не взимать плату за потребление электроэнергии на общедомовые нужды с указанных выше жителей г. Оби за этот период. В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой г. Оби по жалобе ФИО3 проведена проверка соблюдения законодательства о ЖКХ в части начисления и взимания платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Установлено, что в газете «Аэро-Сити» от 26.03.2014 №12 опубликовано обращение ОАО «Новосибирскэнергосбыт», в котором сообщено о том, что по состоянию на 25.03.2014 между ООО «Управляющая компания Дирекция единого заказчика - 2» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» не заключен договор ресурсоснабжения на поставку в жилые дома г. Оби электрический энергии с 1 октября 2014 года. В связи с этим ОАО «Новосибирскэнергосбыт» начислена и истребуется с жителей многоквартирных жилых домов г. Оби плата за потребление электрической энергии на общедомовые нужды с июня 2013 года по сентябрь 2013 года. По мнению прокурора, данные действия ОАО «Новосибирскэнергосбыт» являются незаконными по следующим основаниям. В прокуратуру города представлены протоколы общих собраний собственников жилых помещений и бюллетени заочного голосования, которые свидетельствуют о том, что в марте - апреле 2013 года собственники жилых помещений приняли решения о расторжении договоров управления многоквартирными жилыми домами с ООО «УК ДеЗ» и о выборе новой управляющей компании - ООО «УК ДеЗ-2». Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «УК ДеЗ-2» зарегистрировано 29.06.2011г., в штатном расписании данного общества имеется необходимый персонал для обслуживания жилищного фонда (слесари-сантехники, электромонтёры, техники и проч.). Решения общих собраний собственниками жилых помещений не оспаривались, вопрос о законности проведенных общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов и заключенных по результатам таких собраний договоров управления многоквартирными домами с ООО «Управляющая компания Дирекция единого заказчика - 2» в судебном порядке не проверялся. Таким образом, в настоящее время под управлением ООО «УК ДЕЗ-2» в г. Оби находится около 200 многоквартирных жилых домов. В июне - сентябре 2013 года управление многоквартирными домами в г. Оби также осуществляло ООО «УК ДЕЗ-2». Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В развитие названной статьи закона, Правительством РФ издано постановление от 06.05.2011 №354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В соответствии с п.п.а п.9 Правил №354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. Пунктом 14 Правил определено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Как следует из письма ОАО «Новосибирскэнергосбыт» от 11.04.2014, договор энергоснабжения между ООО «УК ДЕЗ-2» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» подписан 03.04.2014 с условием его применения к отношениям, возникшим с 01.10.2013. При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с граждан г. Оби возложена на ресурсоснабжющую организацию - ОАО «Новосибирскэнергосбыт», которая, в данном случае, с июня по октябрь 2013 года являлась исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению. До июня 2013 года начисления за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды осуществлялись в рамках договора с предыдущей управляющей компанией МБУ «ДЕЗ УК». Действия ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в части предъявления гражданам начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01.06.2013 по 30.10.2013 обоснованы и правомерны, так как в указанный период ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в рамках действующего законодательства выступало в качестве исполнителя этой коммунальной услуги. Вместе с тем, в силу требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Из пунктов 2 и 9 статьи 161, п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что на управляющую компанию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений в таком доме, и пользующимся помещениями в этом доме лицами, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей компанией. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, являются исполнителями услуг (п.2 Правил №354). В соответствии с п. 6 Правил №354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Следовательно, исполнителем коммунальных услуг может быть, в том числе, и управляющая компания. Непосредственно абонентом в отношениях электроснабжения дома собственники помещений многоквартирного дома являются только в одном случае - при выборе ими непосредственного способа управления домом (ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Во всех остальных случаях абонентом в договоре энергоснабжения такого дома является товарищество собственников жилья, кооператив либо управляющая компания. В пункте 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 закреплено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. №124. Как предусмотрено п. 2 Основных положений, потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, является бездоговорным потреблением электрической энергии. Согласно п. 2 и п. 127 Основных Положений, если потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд, который или в интересах которого заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), до заключения и начала исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии приступил к потреблению электрической энергии, то такой потребитель несет ответственность за бездоговорное потребление электрической энергии. Потребитель обязан компенсировать стоимость оказанных сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. Однако, в данном случае, электрическая энергия на общедомовые нужды не использовалась жителями г. Оби для собственных бытовых нужд. При этом бездоговорное потребление электрической энергии возникло в силу противоправного поведения ООО «УК ДЕЗ-2», а не потребителя, и именно ООО «УК ДЕЗ-2» должно нести ответственность в данном случае. Противоправность поведения ООО «УК ДЕЗ-2» в части незаключения договора энергоснабжения установлена судом. Решением Обского городского суда от 20.12.2013 действия ООО «УК ДЕЗ-2», выразившиеся в неисполнении обязанности заключить договор на потребление коммунального ресурса (электроэнергии) для предоставления потребителям коммунальных услуг по электроснабжению признаны незаконными, нарушающими права неопределенного круг лиц. Следовательно, действия ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по начислению и взиманию платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды с 01.06.2013 по 30.09.2013 является незаконным и нарушает жилищные права граждан. Согласно ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Одним из способов защиты гражданских прав, в силу ст.12 ГК РФ, является признания недействительным акта органа местного самоуправления. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Действие ОАО «Новосибирскэнергосбыт», выразившиеся в начислении и взимании за потребление электроэнергии на общедомовые нужды с 01.06.2013 по 30.09.2013, нарушает права неопределенного круга лиц. Кроме того, в соответствии с абз.1 ст.37 Закона Российской Федерации от 0702.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Договорные отношения между потребителями г. Оби и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» на энергоснабжение мест общего пользования отсутствуют, следовательно, действия ресурсоснабжающей организации по начислению и взиманию платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды с 01.06.2013 по 30.09.2013 с граждан является незаконным и нарушает их права, как потребителей коммунальных ресурсов.

 В судебном заседании помощник прокурора г. Оби Федосеев С.С. данные требования поддержал в полном объеме при аналогичной аргументации, дополнительно указав, что из п.п. 2 и 9 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на управляющую компанию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуги и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, осуществлению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей компанией. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, являются исполнителями услуг. Таким образом, исполнителем услуг может быть в том числе и управляющая компания.

 В силу ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентом в отношениях электроснабжения дома собственники помещений многоквартирного дома являются только в том случае, если ими был избран непосредственный способ управления домом. Применительно к рассматриваемой ситуации собственниками жилых помещений многоквартирных домов был избран способ управления домами через управляющую компанию ООО "УК ДЕЗ-2", а следовательно, исходя из смысла ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации они не могут рассматриваться как непосредственные абоненты ресурсоснабжающей организации ОАО "Новосибирскэнергосбыт". Фактически в спорный период времени имели место бездоговорные отношения электроснабжения между ответчиком и управляющей компанией, поскольку, и это не оспаривается ответчиком, стороны длительное время не могли придти к соглашению о заключении договора по заявленным сторонами условиям. Противоправность действий ООО "УК ДЕЗ-2", выразившихся в незаключении в установленном законом порядке договора с энергоснабжающей организацией получила судебную оценку. Решение Обского городского суда действия управляющей компании признаны незаконными. Таким образом, задолженность за потребленную электроэнергию в оспариваемый период времени подлежит взысканию не с граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, а с управляющей компании ООО "УК ДЕЗ-2" в установленном законом порядке. Не согласившись с доводами прокурора ответчик указал, что в период с 01.06.2013 по 30.09.2013 он являлся исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, выбравших способ управления в виде управляющей компании ООО "УК ДЕЗ-2". С указанной позицией ответчика нельзя согласиться, поскольку гражданами фактически реализовано право управления многоквартирными домами посредством управляющей компании. Несмотря на то, что управляющей компанией был нарушен порядок приступления к предоставлению коммунальных услуг, фактически ей осуществлялось управление многоквартирным домом, в том числе предоставление коммунальной услуги электроснабжения без договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией. Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков. В пределах компетенции Правительство Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Этими правилами предусмотрено, что реализация электроэнергии на розничном рынке производится на основании договоров, заключаемых субъектами розничного рынка (энергоснабжение, купля-продажа, поставка, оказание услуг по передаче электрической энергии и др.).В силу п. 2 Основных положений, потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии является бездоговорным. Ответственность за бездоговорное потребление электрической энергии несет потребитель. Учитывая, что при избранном способе управления многоквартирными домами обязанность заключить договор электроснабжения в силу норм жилищного законодательства лежала на управляющей компании, виновное бездействие которой установлено вступившим в законную силу решением суда, именно она должна нести ответственность за бездоговорное потребление электрической энергии в спорный периоде времени. Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Таким образом, в силу закона обязанность по начислению платы за коммунальные услуги, в том числе за потребляемую электроэнергию, при избранном способе управления многоквартирным домом в виде управляющей организации, лежит на последней, а следовательно начисление платы за потребленную электроэнергию гражданам ресурсоснабжающей организацией, тем более спустя продолжительный период времени после фактического оказания коммунальной услуги, является неправомерным. Исходя из презумпции добросовестности жителей города Оби, возможно полагать, что ими в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации производилась оплата за коммунальные услуги согласно представленным управляющей компанией платежным документам, а следовательно их виновное поведение отсутствует, поскольку граждане в указанный выше период самостоятельно не могли исчислить и произвести оплату указанных выше услуг.

        Представители ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в судебном заседании иск прокурора не признали, указав в письменном отзыве на то, что в период с 01.06.2013 по 30.09.2013 ответчик являлся исполнителем коммунальных услуг для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, выбравших способ управления в виде управляющей компании ООО «УК ДЕЗ-2». Собственники помещений в многоквартирных домах г.Оби в марте, апреле 2013 года реализовали свое право на выбор способа управления многоквартирным домом и выбрали способ управления - управляющую компанию ООО «УК ДеЗ-2». В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в п/п "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Согласно п. 14 Правил 354, управляющая организация, выбранная в установленном Жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации,     или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но в обоих случаях не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Поскольку договор ресурсоснабжения между ответчиком и ООО «УК ДЕЗ-2» был заключен с 01.10.2013г., приступить к предоставлению коммунальных услуг ООО «УК ДЕЗ-2» в силу закона имела право только с даты начала поставки коммунального ресурса по договору, т.е. с 01.10.2013г.. В целях заключения договора ресурсоснабжения, от ООО «УК ДЕЗ-2» в адрес ОАО «Новосибирскэнергосбыт» 31.05.2013г. поступила заявка на заключение договора. Однако заявка ООО «УК ДЕЗ-2» являлась ненадлежащей, т.к. в силу требований Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 124 от 14.02.2012г., к заявке не были приложены все необходимые для заключения договора документы, в связи с чем в соответствии с п. 14 Правил № 124 рассмотрение заявки было приостановлено. После предоставления со стороны управляющей компании полного пакета документов в адрес ООО «УК ДеЗ-2» со стороны ОАО «Новосибирскэнергосбыт» 07.10.2013г. была направлена оферта - проект договора ресурсоснабжения. В ходе согласования договора ресурсоснабжения стороны обменивались протоколами разногласий, и не могли прийти к согласию по существенному условию договора в части даты поставки коммунального ресурса. В силу положений ст. 425 ГК РФ, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. При этом распространение действий условий договора на отношения, возникшие до его заключения, является исключительно волеизъявлением обеих сторон. Договор о приобретении коммунального ресурса между управляющей организацией ООО «УК ДЕЗ-2» и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в итоге подписан 03.04.2014г. с условием его применения на отношения сторон возникших с 01.10.2013г., что подтверждается протоколом урегулирования разногласий к договору и сопроводительным письмом к нему. При этом, ответчик обращает внимание на то, что ООО «УК ДЕЗ-2» категорически уклонялось от заключения договора ресурсоснабжения и заключило этот договор только в результате того, что по иску прокурора решением суда г.Оби от 20.12.2013г. ООО «УК ДЕЗ-2» было обязано заключить этот договор. При этом, в процессе согласования разногласий по договору ресурсоснабжения ООО «УК ДЕЗ-2» категорически отказалось от распространения срока действия договора на отношения, возникшие с 01.06.2013г. Договоренность была достигнута только в отношении периода с 01.10.2013г.. Таким образом, к предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению ООО «УК ДЕЗ-2» приступило с 01.10.2013г., т.е. с даты заключения договора ресурсоснабжения о поставке коммунального ресурса. Отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения на поставку коммунального ресурса    в    многоквартирные    дома    свидетельствует    о    том,    что    ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в период с 01.06.2013г. по 30.09.2013г. обязано было приступить и приступило к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению потребителям многоквартирных домов, равно как и потребители коммунальных услуг обязаны в силу норм Жилищного кодекса РФ в этот период произвести оплату в адрес ресурсоснабжающей организации. Данный вывод подтверждается следующим:

 Пунктом 17 Правил № 354, предусмотрены три условия, когда ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

 1) в случае, если собственниками многоквартирного дома выбрана непосредственная форма управления таким домом;

 2)в случае, если собственниками многоквартирного дома способ управления не выбран, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил N 354;

 3) в случае первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети собственников и пользователей жилых домов (домовладений).

 Только в этих случаях на ресурсоснабжающую организацию распространяются нормы действующего законодательства, относящиеся к исполнителю коммунальных услуг.

 Это же подтверждается и п.8 Правил 354, в соответствии с которым исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

 В данном случае способ управления многоквартирными домами избран, но не наступили события, предусмотренные п. 14 Правил № 354 - а именно заключение договора ресурсоснабжения. Следовательно, ответчик как ресурсоснабжающая организация, в период с июня по октябрь 2013 обязан был приступить к предоставлению коммунальных услуг по электроснабжению в силу закона, что он и сделал, что подтверждается тем, что электроэнергия в многоквартирные дома подавалась. Вместе с тем, к отношениям по снабжению электрической энергии потребителей коммунальных услуг Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г., применяются в части, не противоречащей жилищному законодательству. В исковом заявлении истец в обоснование своих доводов ссылается на Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г.. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо руководствоватьсянормативными актами жилищного законодательства: Жилищным кодексом РФ, Правилами № 354, Правилами № 124, которые имеют приоритет в отношении иных нормативно-правовых актов. С учетом изложенного, норны Основных положения № 442 в рассматриваемом случае не применимы.    Прокурор полагает, что со стороны ООО «УК ДЭЗ-2» имеет место бездоговорное потребление электроэнергии. Между тем, из системного толкования всех вышеприведенных нормативных актов следует, что в отношении многоквартирных домов вообще не может быть бездоговорного потребления: договор ресурсонабжения заключается либо с управляющей организацией, либо - в случае непосредственной формы управления - с собственниками МКД, а в период, когда собственниками МКД выбран способ управления, но управляющая организация не приступила к оказанию коммунальных услуг, поскольку ею не заключен договор ресурсоснабжения, договорные отношения существуют между ресурсоснабжающей организацией и собственниками МКД вне зависимости оттого, заключен такой договор в письменном виде или нет. При этом, прокурор в отсутствие правовых оснований фактически просит освободить потребителей от оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. В иске прокурор указывает, что электрическая энергия на общедомовые нужды жителями г.Оби не используется и оплату за эту электроэнергию жители производить не должны. Данные доводы полностью противоречат положениям законодательства, согласно которому потребители, при наличии выбранного способа управления и заключенного договора ресурсоснабжения, должны производить оплату за коммунальные услуги, в т.ч. потребленные на общедомовые нужды, в адрес управляющей организации, а последняя должна оплачивать за полученный коммунальный ресурс в адрес ресурснабжающей организации, а при отсутствии заключенного договора между ресурсонабжающей и управляющей организациями до заключения такого договора - в адрес ресурснаснабжающей организации.

        Представители заинтересованного лица – ОАО «Районные электрические сети» в судебном заседании также просили суд оставить требования прокурора без удовлетворения, подтвердив изложенное в письменном отзыве, согласно которому в соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в п.п. "б" п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. В период с марта по апрель 2013 г. собственники жилых помещений г. Обь на общих собраниях приняли решения о выборе в качестве управляющей компании Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика - 2». Пункт 14 Правил № 354 предусматривает, что управляющая организация, выбранная в установленном Жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме либо с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, либо с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но в любом случае, не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по заключенному договору ресурсоснабженния. В силу положений ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, кроме того, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Согласно ст.ст. 539, 540 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию; в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Жилые дома в спорный период были подключены к системе электроснабжения, следовательно, даже не смотря на отсутствие договора ресурсоснабжения с новой управляющей компанией, электроэнергия непрерывно поставлялась потребителям. В качестве ресурсоснабжающей организации в спорный период выступало ОАО «Новосибирскэнергосбыт». Договор ресурсоснабжения между ОАО «Новосибирскэнергосбыт» и ООО «УК ДЕЗ-2» был заключен только 03.04.2014 г. Стороны распространили действие указанного договора на отношения, возникшие с 01.10.2013 г.. Таким образом, ООО «УК «ДЕЗ-2» приступило к предоставлению коммунальных услуг ТОЛЬКО с 01.10.2013г.. Пункт 17 Правил N 354, предусматривает, что ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если:

 собственниками многоквартирного дома выбрана непосредственная форма управления таким домом;

 собственниками многоквартирного дома способ управления не выбран, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил N 354;

 в случае первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения.

           Следовательно, пункт 17 Правил № 354 предусматривает, что ресурсоснабжающая организация должна приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, в том числе, в случае, если собственниками жилых помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14, 15 Правил № 354. Таким образом, в спорный период с 01.06.2013 г по 30.09.2013 г., не смотря на отсутствие письменного договора ресурсоснабжения, ответчик в силу закона был обязан осуществлять энергоснабжение потребителей, равно как и потребители должны были оплачивать предоставленные услуги. В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что в период с 01.06.2013 по 30.09.2013 г. ООО «УК «ДЕЗ - 2» допустило бездоговорное потребление электроэнергии. Этот довод представляется неверным по следующим основаниям. Согласно п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей. Таким образом, в отношении многоквартирных домов вообще не применимо понятие бездоговорного потребления, так как договор ресурсонабжения заключается либо с управляющей компанией, либо - в случае непосредственной формы управления - с собственниками жилых помещений многоквартирных домов. В период, когда собственниками выбран способ управления, но управляющая компания не приступила к оказанию коммунальных услуг, поскольку ею не заключен договор ресурсоснабжения, договорные отношения возникают между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах в силу закона, вне зависимости от того, заключен договор в письменном виде или нет. Ст. 158 Жилищного кодекса РФ устанавливает обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Пунктом 40 Правил № 354 закреплена обязанность каждого потребителя коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Истец без каких либо правовых оснований освобождает потребителей от оплаты электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Следовательно, на стороне потребителей возникает неосновательное обогащение. Таким образом, предъявление ОАО «Новосибирскэнергосбыт» гражданам начислений за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды за период с 01.06.2013г. по 30.10.2014г. обосновано и правомерно, так как в указанный период ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в рамках действующего законодательства являлось исполнителем коммунальных услуг для потребителей данных многоквартирных домов.

       Представитель заинтересованного лица – ООО «Управляющая компания Дирекция единого заказчика -2», просил суд рассмотреть заявленное требование без его участия, указав на то, что в спорный период с 01.06.2013 года по 30.09.2013 года ООО «УК ДЕЗ-2» начислений на граждан за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, не производило, платы за это от граждан не принимало.

       Выслушав стороны, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о необходимости заявленное прокурором требование оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

 Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).

 Из содержания приведенных норм следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе откатываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами, в том числе указанными в оспариваемом заявителем пункте 14.

 Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

 В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил №354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

 Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил №354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

 Пункт 30 Правил №354 предписывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.

 Согласно пункту 19 Правил №354, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.

 С учетом изложенного, нормативное предписание, закрепляя правило о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, основывается на носящих специальный характер положениях части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, и какой либо неопределенности не порождает, при том, что ч.7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги как управляющей организации, так и ресурсоснабжающим организациям.

 Пункт 8 Правил №354, конкретизируя указанные законоположения, предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.

 В силу пункта 30 Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил. Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил. Таким образом, вопросы, связанные с внесением платы за потребленные коммунальные услуги в случае, предусмотренном пунктом 14 Правил, то есть когда управляющая компания выбрана, но договор не заключен, урегулированы приведенными нормативными положениями Правил №354, согласно которым оплата в эти периоды производится ресурсоснабжающей организации.

 Рассматривая довод прокурора в той части, что граждане в указанный выше период не могли выполнить свою обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, суд приходит к выводу о том, что он заслуживает внимания лишь в части длительности такого периода, который, в данном случае, составил 11 месяцев, что не может быть признано разумным, поскольку привело к одномоментному начислению платы за длительный период времени. Вместе с тем, это обстоятельство не опровергает вывод суда о том, что в спорный период времени ОАО «Новосибирскэнергосбыт», как ресурсоснабжающая организация, имела права на такое начисление, являясь фактическим поставщиком такого ресурса. При этом суд исходит из того, что ООО «УК ДЕЗ-2» платы за него не взимала, двойной оплаты не произошло, согласно справки ОАО «Новосибирскэнергосбыт» пеня на граждан за спорный период времени также не начислялась.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

          Иск прокурора г.Оби Новосибирской области к ОАО «Новосибирскэнергосбыт» оставить без удовлетворения.

          Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Судья                                                                ПОДПИСЬ                                              А.Ю. Захаров

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.