ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/16 от 30.03.2016 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2-284/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2016 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Макаровец О.Н., при секретаре Попугаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РЭК № 22 Cоветского района» о признании незаконными действий управляющей организации по начислению платы за обслуживание домофонов,

установил:

ФИО4 В.И. обратился в суд с иском к ООО «УК РЭК № 22 Советского района» о признании действий незаконными действий управляющей организации по начислению платы за обслуживание домофонов, указывая, что он является собственником <адрес> по <адрес>. Деятельность по управлению их домом в спорный период, а также по настоящее время осуществляло ООО «УК РЭК ». В подъезде их дома в 2012 г. был установлен домофон, приобретенный на средства отдельных жителей их подъезда. ДД.ММ.ГГГГ между группой жителей их подъезда, включая его, истца, и ИП ФИО1 был заключен договор . Соглано п.1.1 вышеназванного договора исполнитель (ИП ФИО1) приняла на себя по поручению заказчиков обязательства по техническому обслуживанию подъездного домофона по адресу: <адрес> подъезд. Оплата по индивидуальному договору на ремонт и обслуживание домофонов осуществлялась им (ФИО5) в пользу третьего лица в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ по общей квитанции за жилищно-коммунальные услуги, выпускаемой расчетно-кассовым центром. В соответствующем разделе единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг в графе получателя денежных средств по услуге домофон значилась ИП ФИО1, что подтверждается копией ЕПД за расчетные периоды – декабрь, январь 2015 <адрес> с февраля 2015 г. из раздела получателей ЕПД в качестве получателя за услуги домофон исключается ИП ФИО1 При этом сама плата за домофон продолжает начисляться в тех же размерах. ДД.ММ.ГГГГ он, истец, в письменной форме обратился в ООО «УК РЭК » с просьбой о предоставлении со стороны ответчика письменных объяснений по оплате за услугу домофон, исключении оплаты за домофон из общей квитанции и перечислении незаконно полученных денежных средств ответчиком в пользу надлежащего контрагента – ИП ФИО1 В ответ на его обращение со стороны ООО «УК РЭК » поступило письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее фактический отказ в удовлетворении его требований. Ни одна из сторон договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между жителями их подъезда и ИП ФИО1 не заявляла о его расторжении. Указанный договор в суде не оспорен, исполняется сторонами. Более того, он, ФИО5, не вступал с ООО «УК РЭК » в правоотношения, предметом которых является ремонт и обслуживание домофонов. При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для начисления ему платы за ремонт и обслуживание домофонов. Фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик незаконно начислил ему, истцу, <данные изъяты> рублей за ремонт и обслуживание домофонов из расчета <данные изъяты> руб. ежемесячной оплаты. В связи с чем, истец просит признать незаконными действия ООО «УК РЭК » по начислению платы за ремонт и обслуживание домофонов по <адрес> по ул.<адрес>, взыскать с ООО «УК РЭК » в его, истца, пользу <данные изъяты>., начисленных ответчиком по услуге «домофон» по <адрес> по ул.<адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Впоследствии истец уточнил исковые требования, представив уточненное исковое заявление, в котором указал, что он считает, что домофон не относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку согласно пункту 6.1.3 Рекомендаций по проектированию и монтажу систем охранного телевидения и домофонов, утвержденных ГУВО МВД России ДД.ММ.ГГГГ Р 78.36.008-99 в общем виде в состав домофонов входят: внешний блок (или блок вызова), абонентский (внутренний) блок, процессорный блок; контрольное оборудование; основной блок питания; резервный блок питания; коммуникационные линии; дистационно управляемый электрозамок; доводчик двери. Назначение домофона заключается в осуществлении аудио-видео связи посетителей с абонентом, дистационное открывание двери, а также ограничение доступа посторонних посредством кодовых комбинаций и электронных цифровых идентификаторов. Домофон не является автоматически запирающим устройством, выполняет функции аудиоконтроля и управления доступа. Данное мнение подкрепляется актом экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого, домофонное оборудование не является автоматическим запирающим устройством. Домофон является сложным многофункциональным устройством, основными функциями которого является осуществление аудио/видео связи посетителей с абонентом, дистационное открытие двери, а также ограничение доступа посторонних лиц посредством кодовых комбинаций и электронных цифровых идентификаторов (ключей).

Как итог, домофонное оборудование не может являться автоматически запирающим устройством, назначение домофона заключается в осуществлении аудио-видео связи посетителей с абонентом, дистационное открывание двери, соответственно домофон не входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

Прокуратурой Советского района г.Воронежа дан ответ от ДД.ММ.ГГГГж-2015, в котором пояснила, что домофоны, как оборудование в составе единой системы автоматических запирающих устройств, размещены в местах общего пользования многоквартирных домов и отвечают признакам общего имущества. В случае если домофон предусмотрен проектом многоквартирного дома, он автоматически вносится в состав общего имущества, если же домофон установлен позднее непосредственно собственниками, как в целом по дому, так и отдельно по подъездам, то для взимания платы за его обслуживание данное имущество должно быть включено в состав общедомового.

Фактически ООО «УК РЭК № 22 Советского района» в нарушение требований Прокуратуры Советского района г.Воронежа выставляет дополнительную плату за содержание домофонного оборудования по настоящий момент. Мнение о том, что ответчик взимает плату за обслуживание домофонного оборудования незаконно, совпадает с мнением Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.

Собственниками домофон не включен в состав общего имущества многоквартирного <адрес> по ул.<адрес>. При этом в договоре управления и обслуживания общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии в составе общего имущества многоквартирного дома домофона отсутствуют. Фактически в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик незаконно начислил ему, истцу, <данные изъяты> рублей за ремонт и обслуживание домофонов из расчета <данные изъяты> руб. – размер ежемесячной платы. На основании изложенного истец просит признать незаконными действия ООО «УК РЭК » по начислению платы за ремонт и обслуживание домофонов по <адрес> по ул.<адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ООО «УК РЭК » в его, истца, пользу <данные изъяты>., начисленных ответчиком по услуге «домофон» по <адрес> по ул. <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.91-98 т.1)

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФАС по ВО.(л.д.118 т.1) Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле третьего лица привлечено ООО «Домофон-Ресурс». (л.д.171 т.1)

В судебное заседание истец ФИО5 не явился, о времени месте слушания дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме. (л.д.192,193 т.1)

Представитель истца по доверенности (л.д.24 т.1) ФИО6 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «УК РЭК № <адрес>» по доверенности (л.д.85 т.1) ФИО7 в судебном заседании не признала исковые требования. Представила суду письменные возражения на исковое заявление и дополнительные возражения, в которых указала, что ООО «УК РЭК » осуществляет управление многоквартирным жилым домом по ул.ФИО4 в соответствии с ч.3 ст.161 ЖК РФ согласно протоколу общего собрания собственников помещений указанного МКД от ДД.ММ.ГГГГ Согласно действующему законодательству, домофоны, как оборудование, размещенное в местах общего пользования многоквартирных домов, входит к состав общего имущества многоквартирного дома, их содержание, обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей компании. ООО «УК РЭК » заключило договор на техническое обслуживание оборудования домофонов с подрядными организациями, которыми были предложены выгодные условия договора на обслуживание домофонов, приемлимые тарифы, имеется вся разрешительная документация, материально-техническая база, работают грамотные, обученные специалисты со стажем. Управляющие организации вправе выбрать подрядчика, который предложит наилучшее коммерческое предложение и готов обслуживать все виды домофонов. На основании заключенных договоров происходит качественное и своевременное, как показывает практика, обслуживание всех домофонных систем, которые находятся в общедомовой собственности. Иные организации, не заключившие договор с ООО «УК РЭК », не имеют правовых оснований для осуществления обслуживания общего имущества. Более того, действующим законодательством не предусмотрено право собственников жилых помещений МКД заключать какое-либо договора на обслуживание и ремонт общего имущества напрямую с какими-либо организациями, минуя управляющую организацию. Вследствие чего, заключенный между жильцами многоквартирного <адрес> по ул.ФИО4 и ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ договор технического обслуживания домофонов является незаконным и противоречит нормам действующего жилищного законодательства.

ООО «УК РЭК » при принятии на себя обязательств по обслуживанию домофонного оборудования не нарушало действующее законодательство, а напротив, привело свою деятельность в соответствие с жилищным законодательством и судебной практикой, поскольку ООО «УК РЭК » с момента начала управления многоквартирным домом по ул. ФИО4 не осуществляло обслуживание домофонного оборудования, что являлось нарушением жилищного законодательства и могло быть препятствием к получению лицензии на управление многоквартирными домами, требование о наличии которой стало обязательным в 2015 году.

В состав тарифа на «содержание и ремонт», утвержденного собственниками для управляющей компании в 2011 году, не включены затраты на услуги по обслуживанию домофонного оборудования.

После установки домофонного оборудования на входную дверь подъезда, собственниками помещений принято решение осуществлять плату за техническое обслуживание данного оборудования в размере 27,4 руб. с каждой квартиры (согласно предоставленному истцом договору на техническое обслуживание) и позже 30 руб. с квартиры. Однако данную плату собственники вносили не в управляющую организацию, а напрямую ИП ФИО1 Таким образом, собственниками принято решение утвердить тариф на оказание услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества управляющей организации без учета стоимости за обслуживание домофонного оборудования, что подтверждается условиями договоров управления, которые являются типовыми, и принято решение сверх данного тарифа платить за обслуживание домофонов.

В настоящее время расходы на содержание общедомового имущества сверх установленного тарифа оплачиваются собственниками по фактически оказанным управляющей организацией услугам.

ИП ФИО1 и ФИО4 В.И. не имели право заключать договор на техническое обслуживание от 20.03.2012г. в обход управляющей организации, так как домофон относится к общему имуществу многоквартирного дома, за содержание и ремонт которого в соответствии с действующим законодательством ответственность несет управляющая организация.

При обследовании домофонного оборудования МКД по ул. ФИО4, произведенного перед началом обслуживания домофонов управляющей организацией, установлено, что в подъезде указанного дома имеется следующие домофонные системы (оборудование): вызывной блок ФИО8, в каждом подъезде установлен абонентский коммутатор, электромагнитный замок, дверной доводчик, кнопка выхода, смонтированы кабельные трассы, блок питания, домофонное оборудование подключено к общедомовым электрическим сетям (акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ)

ФИО4 В.И. не имел права заключать договор на обслуживание имущества, которое находится в общей долевого собственности собственников помещений. И более того, в таком случае истцом нарушен порядок установки домофона, поскольку данное оборудование установлено в местах общего пользования с использованием общедомовых инженерных сетей, не говоря уже о замене двери подъезда и ограничении свободного доступа в подъезд, (для совершения всех этих действий в соответствии с жилищным и гражданским законодательством требуется согласие всех собственников: помещений многоквартирного дома, которое в рассматриваемом случае отсутствует).

Исходя из изложенного, ООО «УК РЭК » не произвело истцу незаконных начислений, а правомерно выставило плату за оказанные услуги по содержанию и ремонту домофонного оборудования, и основания для взыскания указанной истцом денежной суммы отсутствуют. (л.д.43-46, 196-199 т.1)

Представитель третьего лица ИП ФИО1 по доверенности (л.д.37 т.1) ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Представитель третьего лица УФАС России по <адрес> по доверенности (л.д.194 т.1) ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в компетенцию УФАС России по ВО входит выяснение вопроса о конкуренции, позиция по данному вопросу подробно изложена в решении К от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении антимонопольного законодательства.

Представитель третьего лица ООО «Домофон-Ресурс» по доверенности (л.д.195 т.1) ФИО4 в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что ООО «Домофон-Ресурс» и ООО «УК РЭК № <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на обслуживание домофонов, выбор их организации происходил на конкурсной основе.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО4 В.И. является собственником <адрес> по ул. <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6 т.1).

Из протокола внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном <адрес> по ул.ФИО4<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома избран способ управления многоквартирным жилым домом управление управляющей организацией ООО «Управляющая компания РЭК № <адрес>». (л.д.48-50 т.1)

ООО «УК РЭК № <адрес>» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по ул<адрес> что следует из договора управления и обслуживания общего имущества многоквартирного дома (л.д.51- 58 т.1)

Из договора на техническое обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жильцами <адрес> по ул.ФИО4 подъезд , в лице ФИО4 В.И., действующего на основании протокола общего собрания жильцов от ДД.ММ.ГГГГ, и ИП ФИО1 был заключен договор .(л.д.7-8,9 т.1)

Согласно п.1.1 вышеназванного договора исполнитель (ИП ФИО1) приняла на себя по поручению заказчиков обязательства по техническому обслуживанию подъездного домофона по адресу: <адрес>

Заказчик принял на себя обязательства оплачивать работу в размере и сроки, предусмотренные разделом 4 настоящего договора (п.3.1.)

Оплата по индивидуальному договору на ремонт и обслуживание домофонов осуществлялась ФИО5 в пользу третьего лица в период с 2012 г. по ДД.ММ.ГГГГ по общей квитанции за жилищно-коммунальные услуги, выпускаемой расчетно-кассовым центром.

В соответствующем разделе единого платежного документа на оплату жилищно-коммунальных услуг в графе получателя денежных средств по услуге домофон значилась ИП ФИО1, что усматривается из копий ЕПД за расчетные периоды – декабрь, январь <данные изъяты> г. (л.д.10,11 т.1)

С февраля 2015 г. истцу ФИО5 стали поступать платежные документы, в которых из раздела получателей ЕПД в качестве получателя за услуги «домофон» исключена ИП ФИО1 При этом сама плата за домофон продолжала начисляться в тех же размерах.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО5 в письменной форме обратился в ООО «УК РЭК » с просьбой о предоставлении со стороны ответчика письменных объяснений по оплате за услугу домофон, исключении оплаты за домофон из общей квитанции и перечислении незаконно полученных денежных средств ответчиком в пользу надлежащего контрагента – ИП ФИО1 (л.д.21т.1)

В ответ на данное обращение истца ФИО5 ООО «УК РЭК » направило письменный ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), в котором со ссылкой на нормы жилищного законодательства, указало, что ООО «УК РЭК № <адрес>» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Следовательно, на данную управляющую организацию законом возложена обязанность по ремонту и обслуживанию домофонов как общего имущества многоквартирного дома. Поэтому исключение из платежного документа оплаты по услуге «ремонт и обслуживание домофона» не представляется возможным. (л.д.22-23 т.1).

Считая, что у ответчика отсутствовали правовые основания для начисления ему платы за ремонт и обслуживание домофонов, истец обратился с данным иском в суд.

Согласно п. 2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из Договора на управление и обслуживания общего имущества многоквартирного дома следует, что ООО «УК РЭК № <адрес>» по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. (п.1.1)

В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пп. «д» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в состав общего имущества включается, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Пунктом 7 вышеназванных Правил также предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Из системного толкования данных норм следует, что домофонное оборудование в составе единой системы автоматического запирающего устройства дверей является принадлежностью общего имущества жилого дома, содержание которого, его обслуживание и ремонт относятся к обязанности управляющей организации жилым домом.

В своих возражениях представитель ООО «УК РЭК № <адрес>» по доверенности ФИО7 указала, что ООО «УК РЭК » заключило договор на техническое обслуживание оборудования домофонов с подрядными организациями, которыми были предложены выгодные условия договора на обслуживание домофонов, приемлемые тарифы, имеется вся разрешительная документация, материально-техническая база, работают грамотные, обученные специалисты со стажем. Управляющие организации вправе выбрать подрядчика, который предложит наилучшее коммерческое предложение и готов обслуживать все виды домофонов. На основании заключенных договоров происходит качественное и своевременное, как показывает практика, обслуживание всех домофонных систем, которые находятся в общедомовой собственности.(л.д.45 т.1)

Согласно п.1.1 заключенного договора управления между ООО «УК РЭК № <адрес>» и собственниками помещений многоквартирного <адрес>, Управляющая компания обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, указанным в п.1.2 настоящего договора, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, состав которого определяется в соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51-58 т.1)

В соответствии с п.2 вышеназванных Правил, в состав общего имущества включается, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно вышеназванному договору управления, управляющая организация имеет право заключать от своего имени и в интересах жильцов договоры на оказание услуг, связанных с надлежащим управлением МКД, управляющая компания имеет право самостоятельно определять контрагентов и условия договоров, заключаемых ею в целях исполнения своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества и исполнению договора управления. (п.2.1.3; 2.2.1) (л.д.51-58)

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК РЭК № <адрес>» и ООО «Домофон-Ресурс» был заключен договор на техническое обслуживание оборудования домофонов, что следует из копии договора. (л.д.59-65 т.1)

В связи с чем, ООО «УК РЭК № <адрес>» выставляет собственнику <адрес> ФИО5 счет на оплату домофона, размер которых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей.(л.д.12,13,15-20 т.1)

В своих пояснениях в судебном заседании и письменных возражениях представитель ответчика по доверенности ФИО7 пояснила, что ООО «УК РЭК » при принятии на себя обязательств по обслуживанию домофонного оборудования не нарушало действующее законодательство, а напротив, привело свою деятельность в соответствие с жилищным законодательством и судебной практикой, поскольку ООО «УК РЭК » с момента начала управления многоквартирным домом по ул. <адрес> не осуществляло обслуживание домофонного оборудования, что являлось нарушением жилищного законодательства и могло быть препятствием к получению лицензии на управление многоквартирными домами, требование о наличии которой стало обязательным в <данные изъяты> году.

В состав тарифа на «содержание и ремонт», утвержденного собственниками для управляющей компании в 2011 году, не включены затраты на услуги по обслуживанию домофонного оборудования.

После установки домофонного оборудования на входную дверь подъезда собственниками помещений принято решение осуществлять плату за техническое обслуживание данного оборудования в размере <данные изъяты> руб. с каждой квартиры (согласно предоставленному истцом договору на техническое обслуживание) и позже <данные изъяты> руб. с квартиры. Однако данную плату собственники вносили не в управляющую организацию, а напрямую ИП ФИО1 Таким образом, собственниками принято решение утвердить тариф на оказание услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества управляющей организации без учета стоимости за обслуживание домофонного оборудования, что подтверждается условиями договоров управления, которые являются типовыми, и принято решение сверх данного тарифа платить за обслуживание домофонов.

В настоящее время расходы на содержание общедомового имущества сверх установленного тарифа оплачиваются собственниками по фактически оказанным управляющей организацией услугам. (л.д.196 т.1)

В соответствии с ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Из пунктов 2 и 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290, следует, что перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, но с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Из пункта 17 Правил содержания общего имущества I многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РС от ДД.ММ.ГГГГ N 491 следует, что перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании.

Смысл приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что хотя при определении вида работ и услуг, необходимых для обеспечение надлежащего содержания того или иного жилого дома используется минимальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ собственники жилых помещений многоквартирных домов самостоятельно на общем собрании определяют конкретные работы и услуги, условия его выполнения и оплаты, руководствуясь в том числе и конструктивными особенностями дома, его инженерных сетей.

При этом Верховный Суд РФ в решении от ДД.ММ.ГГГГ N АКПИ12-1337 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пунктов 18, 21, 34, 35, 36 Правил содержания общего имущества I многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ 01 ДД.ММ.ГГГГ N 491", разъяснил, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный в п. 31 Правил, не является произвольным и должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, исходя из сложившихся в муниципальной образовании, рыночных цен на аналогичные услуги и работы.

Услуги по обслуживанию домофонного оборудования Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 290 не включены в минимальный перечень необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ; однако домофонное оборудование, исходя из содержания норм действующего жилищного законодательства и судебной практики, входит в состав общедомового имущества, и собственники помещений по факту уже утвердили стоимости услуг за обслуживание такого оборудования сверх установленного управляющей организации тарифа.

Таким образом, собственники осуществляют оплату фактически оказанных услуг управляющей компании в соответствии с условиями заключенного ими договора на управление и обслуживание общего имущества многоквартирного дома, соразмерно объему оказанных услуг.

Оплата собственниками услуг управляющей организации сверх установленного тарифа по фактически принятым собственниками работам к оказанным управляющей организацией услугам исходя из установленного самими собственниками «дополнительного тарифа» не противоречит закону и не является нарушением прав собственников помещений.

Доводы истца о незаконном выставлении ответчиком дополнительной платы за содержание домофонного оборудования при наличии действующего заключенного между жильцами <адрес> по ул<адрес>, в его, ФИО5 лице и ИП ФИО1 договора на техническое обслуживание , суд не принимает во внимание, как несостоятельные, поскольку наличие вышеназванного договора, не означает невозможности выполнения ответчиком ООО «УК РЭК № <адрес>» возложенных на нее обязанностей по обслуживанию данного оборудования наряду с другим общим имуществом.

Кроме того, доводы истца о том, что мнение о незаконном взимании платы за обслуживание домофонного оборудования совпадает с мнением УФАС по Воронежской области, которое выразилось в предупреждении о прекращении действия (бездействия), суд не принимает во внимание, поскольку предметом рассмотрения дела в УФАС России по Воронежской области являлось нарушение антимонопольного законодательства, что в судебном заседании было подтверждено представителем УФАС по Воронежской области, который пояснил, что в компетенцию УФАС России по ВО входит выяснение вопроса о конкуренции, позиция по данному вопросу подробно изложена в решении К от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении антимонопольного законодательства.

В своем исковом заявлении в обосновании незаконности действий управляющей организации, истец ссылается на ответ, данный прокуратурой Советского района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГж-2015г. Однако, из данного ответа также следует, что домофоны, как оборудование в составе единой системы автоматических запирающих устройств, размещены в местах общего пользования многоквартирных домов и отвечают признакам общего имущества.

Доводы истца ФИО5 о том, что домофонное оборудование не может являться автоматически запирающим устройством, назначение домофона заключается в осуществлении аудио-видео связи посетителей с абонентом, дистационное открывание двери, соответственно домофон не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, являются необоснованными.

Представленный истцом акт экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99-102 т.1) суд не принимает во внимание, поскольку данное экспертное исследование проводилось вне рамок рассмотрения данного дела, эксперт не предупреждался об уголовной ответственности.

Более того, содержащиеся в вышеназванном акте экспертного исследования выводы не противоречат выводам суда и позиции ответчика, поскольку, по мнению эксперта домофон - это сложное многофункциональное устройство, включающее в себя как функции аудиосвязи абонентов с посетителями, так и функцию - запирания дверей.

Обслуживать отдельно домофон как средство аудиосвязи и запирающее устройство, являющегося частью домофонного оборудования технически невозможно, поскольку домофон - единое многофункциональное устройство. А автоматически запирающиеся устройства прямо отнесены действующим законодательством к общему имуществу. И технически разделить домофон и замок невозможно.

Для того, чтобы попасть в подъезд и выйти из него абсолютно все жители подъезда должны воспользоваться замком, а не только те жители которые заключили договор с ИП ФИО1 Доказательств того, что домофон может использоваться только частью жителей, заключивших договоры с ИП ФИО1, в материалы дела не представлено.

Из представленного ответчиком акта обследования домофонного оборудования от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном жилом <адрес> по ул.<адрес> следует, что в подъезде указанного дома имеется следующие домофонные системы (оборудование): вызывной блок ФИО8, в каждом подъезде установлен абонентский коммутатор, электромагнитный замок, дверной доводчик, кнопка выхода, смонтированы кабельные трассы, блок питания, домофонное оборудование подключено к общедомовым электрическим сетям. (л.д.200-201 т.1)

Ссылка истца в исковом заявлении на письмо Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ-ИБ/14 «Об установлении и обслуживании домофонов», являются несостоятельной, поскольку письма Минрегионразвития РФ не являются нормативно-правовыми актами и носят рекомендательный характер, содержат лишь разъяснения, актуальные на момент издания.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ООО «УК РЭК № 22 Советского района» по начислению платы за ремонт и обслуживание домофонов по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются законными, в связи с чем, оснований для взыскания денежных средств в размере <данные изъяты>., начисленных ООО «УК РЭК № 22 Советского района» ФИО5 по услуге «домофон» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

На основании изложенного, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РЭК № 22 Cоветского района» о признании незаконными действий управляющей организации по начислению платы за обслуживание домофонов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Макаровец О.Н.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.