ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/18 от 17.07.2018 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-284/2018

«17» июля 2018 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышевой В.В.

с участием помощника прокурора Арзгирского района Мак А.А.

лица, в интересах которого подан иск ФИО1

представителя ответчика филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе Кива А.Н.

при секретаре Головко Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 и Российской Федерации к филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> о признании незаконными действий и возложении обязанности удовлетворить требования, указанные в представлении прокурора,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Арзгирский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 и Российской Федерации к филиалу ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> о признании незаконными действий и возложении обязанности удовлетворить требования, указанные в представлении прокурора <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Мак А.А. исковые требования поддержал в полном объеме и суду показал, что прокуратурой <адрес> по обращению гражданина ФИО1 проведена проверка деятельности филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес>, по факту незаконного увеличения задолженности за потребленный газ.

В ходе проведенной проверки установлено, что подача газа в жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. Центральный, <адрес>, осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 05.11.2009, заключенного между абонентом ФИО1 и ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа».

ДД.ММ.ГГГГ представителем Филиала проведена проверка газового оборудования в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Центральный, <адрес>. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что мощность установленных приборов превышает пропускную способность счетчика (ПГ 4х – 3 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, ВПГ – 2 шт. расход газа 4,2 м.куб/ч, АОГВ расход газа 2,6 м.куб/ч, Камин – 2 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, общий суммарный расход газа составляет 14 м.куб/ч). По данному адресу установлен газовый счетчик ВК –G6Т, максимальная пропускная способность 10 м.куб/ч.

В связи с тем, что в ходе проверки, проведенной Филиалом выявлено превышение допустимой погрешности показаний прибора учета, что является одним из оснований считать прибор вышедшим из строя, абоненту ФИО1, в соответствии с п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), расчет потребленного газа произведен по нормативам потребления газа за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность абонента составляла 50987,45 рублей.

Счетчик учета газа ВК –G6Т, установленный в домовладении ФИО1, изготовлен и поверен в 2015 году и годен к эксплуатации, межповерочный интервал газового счетчика (10 лет) соблюден.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ представителем Филиала в ходе проверки повреждений на приборе учета газа не выявлено. Повреждений пломб газового счетчика не установлено.

В домовладении ФИО1 установлено газовое оборудование суммарная максимальная мощность (ПГ 4х – 3 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, ВПГ – 2 шт. расход газа 4,2 м.куб/ч, АОГВ расход газа 2,6 м.куб/ч, Камин – 2 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, общий суммарный расход газа составляет 14 м.куб/ч) превышает пропускную способность газового счетчика типа ВК –G6Т, которая равна 10 м.куб/ч.

Вместе с тем, объем потребления газа с его давлением остается неизменной как для счетчика, так и для газовых приборов. Газовые приборы не могут потреблять большее количество газа, чем отражено показаниями счетчика.

Превышение мощности максимального расхода газа, указанных в паспорте газовых приборов, не влияют на работоспособность прибора учета газа и объективность показаний счетчика. Установленное газовое оборудование в жилом доме ФИО2 работает не с максимальной мощностью, как указанно в техническом паспорте на оборудование, а с меньшей мощностью, так как поступление газа на газовое оборудование осуществляется только от газового счетчика и другого поступления газа на газовые приборы не установлено.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 2, 7 Конституции РФ, ст. 157 ЖК РФ п.п. 24, 25, 28 Правил Филиалом не обосновано произведен расчет по нормативам потребления допустимой погрешности показаний прибора учета, что послужило основанием считать счетчик вышедшим из строя.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору филиала в порядке ст. ст. 22, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения отклонено.

Просит признать незаконным действия филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес>, выразившиеся в незаконном расчете абоненту ФИО1 потребленного газа по нормативам потребления газа. Обязать филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> удовлетворить требования, указанные в представлении прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> Кива А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ относит договор энергоснабжения к публичным договорам и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. п. 1, 4 ст. 426 ГК РФ).

Ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ, к полномочиям Правительства РФ в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа.

Приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила учета газа.

Правила учета устанавливают порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями и распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (п. 1.1, 1.4).

В соответствии с п. 12 Правил обязанность по обеспечению наличия входящих в состав внутридомового газового оборудования газопровода, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа лежит на заявителе, если иное не установлено договором.

Абонент также обязан (пункт 21) незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования (подпункт "д").

В настоящее время отношения по поставке газа в жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, пер. Центральный, 1, <адрес>, обусловлены договором поставки газа от 05.11.2009г.

В указанном домовладении установлен газовый счетчик ВК--G6Т зав. .

При вводе в эксплуатацию для данного прибора учета газа планом газификации, выданным АО «Арзгиррайгаз», было утверждено оборудование с общим суммарным расхо<адрес>,9 м.куб/ч. (ВПГ (1шт.) расход газа 2,1 м.куб/ч, ПГ -4 (1 шт.) расход газа 1,2 м.куб/ч, Камин (1 шт.) расход газа 2,1 м.куб/ч, АПОК (1 шт.) расход газа 2,6 м.куб/ч и ПГ -4 (1 шт.) расход газа 1,2 м.куб/ч).

Суммарная мощность выявленного при проведении проверки газоиспользующего оборудования составила 14 м.куб/ч ( ПГ-4х расход газа 1,2 м.куб/ч*3 шт.=3,6 м.куб/ч; ВПГ расход газа 2,1 м.куб/ч*2=4,2 м.куб/ч; АОГВ расход газа 2,6 м.куб/ч; Камин расход газа 1,8 м.куб/ч *2=3,6 м.куб/ч).

Учетные операции по использованию энергоносителей имеют государственный статус и попадают в сферу действия Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее Федеральный закон № 102-ФЗ) (п.7 и п.8). Федеральный закон 102-ФЗ является фундаментальным нормативным актом в сфере измерений.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федеральный закон 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно техническим характеристикам данного прибора учета, приведенных в описании типа средств измерений (per. ), возможна его эксплуатация при диапазоне измеряемых параметров потока газа равным: максимальный 10 м3/ч, минимальный 0,06 м3/ч.

Согласно письма завода-изготовителя ООО «Эльстр Газэлектроника» от ДД.ММ.ГГГГ счетчик газа ВК –G6Т, без ухудшения метрологических характеристик, может работать с перегрузкой при расходе 1,2 Q максимум, но не более 1 часа в сутки.

Таким образом, счетчик газа ВК--G6Т зав. , эксплуатировался с нарушением требований к условиям его эксплуатации, т.е. с превышением допустимой нагрузки, что свидетельствует, согласно письма завода-изготовителя от ДД.ММ.ГГГГ, об ухудшении метрологических характеристик счетчика газа.

Эксплуатация счетчика газа ВК--G6Т с нарушением требований к условиям его эксплуатации исключает вывод о соблюдении ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", что, в свою очередь, не позволяет в безусловном порядке вести речь о возможности исчисления платы за газоснабжение, исходя из показаний прибора учета.

Как указал Верховный суд РФ в решении от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ13-1027, по смыслу статей 2 и 9 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку и эксплуатация которых осуществляется с соблюдением обязательных требований к условиям эксплуатации этих средств измерений, при которых показатели точности измерений не выходят за установленные границы. Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению.

Согласно пп. г п. 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:.. . прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Погрешность при работе счетчика газа с превышением максимального диапазона счетчика газа ВК--G6Т не нормирована.

Согласно п. 82(12) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" прибор учета считается вышедшим из строя в случае: превышения допустимой погрешности показаний прибора учета.

В соответствии с п. 28 Правил поставщику газа предоставляет право пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

До момента проведения ответчиком проверки, от ФИО1 заявлений о неисправности прибора учета газа в адрес поставщика не поступало.

Акт проверки от 24.12.2017г. составлен в соответствии с действующим законодательством. Указанный акт является надлежащим доказательством, подтверждающим факт неисправности данного газового счетчика, выявленной непосредственно в результате проверки.

При этом, каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих факт нахождения прибора учета газа в исправном состоянии на момент проверки, покупателем не представлено.

При таких обстоятельствах, вследствие выявленной неисправности данного счетчика, на основании п. 28 Правил поставщиком произведен расчет стоимости газа потребленного ФИО1 за период ДД.ММ.ГГГГг. по настоящее время по нормативам потребления газа.

На основании изложенного, определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами потребления газа за указанный период является правомерным.

Из этого следует, что действия сотрудников филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Apзгирском районе соответствуют требованиям действующего законодательства и не направлены на нарушение прав ФИО1 Просит отказать в удовлетворении искового заявления.

Лицо, в интересах которого подан иск ФИО1 М.Х. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что в его домовладении, расположенном по адресу <адрес> установлен газовый счетчик ВК--G6Т. С момента установки по 2017 год сотрудниками газовой службы ежегодно проверялся газовый счетчик, делалось технической обслуживание газового оборудования, и никогда не поднимался вопрос о том, что расхода газового оборудования превышает расход прибора учета газа. Он с женой ежемесячно оплачивали коммунальные услуги и задолженности у них не было. Просит суд удовлетворить требования прокурора <адрес>.

Выслушав доводы прокурора, лица, в интересах которого подан иск, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

<адрес> по обращению гражданина ФИО1
проведена проверка деятельности филиала ООО «Газпром Межрегионгаз
С’таврополь» в <адрес> (далее - Филиал), по факту незаконного
увеличения задолженности за потребленный газ.

В соответствии со ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена па создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены
дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов, при этом не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками этих ресурсов.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договора между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего
Федерального закона.

В соответствии п. 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-
бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

В ходе проведенной проверки установлено, что подача газа в жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. Центральный, <адрес>, осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между абонентом ФИО1 и ООО «Ставропольская региональная компания по реализации газа».

ДД.ММ.ГГГГ представителем Филиала проведена проверка газового оборудования в указанном домовладении. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что мощность установленных приборов: превышает пропускную способность счетчика (ПГ 4х – 3 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, ВПГ – 2 шт. расход газа 4,2 м.куб/ч, АОГВ расход газа 2,6 м.куб/ч, Камин – 2 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, общий суммарный расход газа составляет 14 м.куб/ч). По данному адресу установлен газовый счетчик ВК –G6Т, максимальная пропускная способность 10 м.куб/ч.

Согласно п. 81 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В связи с тем, что в ходе проверки, проведенной Филиалом выявлено превышение допустимой погрешности показаний прибора учета, что по мнению ответчика является одним из оснований считать прибор вышедшим из строя, абоненту ФИО1, в соответствии с п. 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет потребленного газа произведен по нормативам потребления газа за период с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность абонента составляла 50987,45 рублей.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 Правил, и п. ДД.ММ.ГГГГ Договора, абонент обязан эксплуатировать газоиспользующие оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования.

Согласно п. 22 Правил, и п. 3.1.2 Договора, поставщик обязуется осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу.

В соответствии с п.п. 3.3.1, абоненту запрещается использовать бытовые газовые приборы, суммарная мощность которых, согласно паспортным данным превышает пропускную способность прибора учета газа.

Согласно п. 24 Правил, при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа.

В соответствии с п. 25 Правил, определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.

Также Правилами определены случаи, когда поставщик газа имеет право произвести перерасчеты платы за газ в соответствии с нормативами потребления (п.п. 28, 30, 31, 62 Правил): повреждение целостности пломбы на приборе учета газа, возникновение неисправности прибора учета газа, демонтаж прибора учета газа для направления его на проверку или в ремонт, не представление абонентом поставщику газа сведений о показаниях прибора учета газа.

Таким образом, для выяснения правомерности определения поставщиком газа абоненту платы за потребляемый им газ по нормативам потребления необходимо наличие одного из вышеуказанных обстоятельств.

Счетчик учета газа ВК –G6Т, установленный в домовладении ФИО1, изготовлен и поверен в 2015 году и годен к эксплуатации, межповерочный интервал газового счетчика (10 лет) соблюден.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ представителем Филиала в ходе проверки повреждений на приборе учета газа не выявлено. Повреждений пломб газового счетчика не установлено. В акте указаны замечания: мощность приборов превышает пропускную способность счетчика Нарушение п. 21 ПП РФ . Требуется дополнительный счетчик и пергазификация.

Вместе с тем, согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» абонент обязан: а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; б) незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа; в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки; г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; е) уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа о следующих фактах: изменение количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временное проживание граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан; изменение размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений; изменение количества и вида сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве; изменение вида потребления газа; ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации; з) незамедлительно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно п. 28 Правил поставки газа объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа.

Доказательств неисправности прибора учета газа ответчиком суду не предоставлено. Ссылка ответчика на письмо завода-изготовителя ООО «Эльстр Газэлектроника» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что счетчик газа ВК –G6Т, без ухудшения метрологических характеристик, может работать с перегрузкой при расходе 1,2 Q максимум, но не более 1 часа в сутки, не является доказательством, что счетчик газа эксплуатировался с нарушением требований к условиям его эксплуатации, т.е. с превышением допустимой нагрузки.

Таким образом, исходя из требований закона, наличие на приборе учета сохранной пломбы является одним из условий для определения объема потребленного газа абонентом по показаниям прибора учета газа.

Из сообщений ответчика в домовладении ФИО1 установлено газовое оборудование суммарная максимальная мощность (ПГ 4х – 3 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, ВПГ – 2 шт. расход газа 4,2 м.куб/ч, АОГВ расход газа 2,6 м.куб/ч, Камин – 2 шт. расход газа 3,6 м.куб/ч, общий суммарный расход газа составляет 14 м.куб/ч) превышает пропускную способность газового счетчика типа ВК –G6Т, которая равна 10 м.куб/ч.

По закону Бойля Мариотта при постоянной температуре в массе идеального газа произведение его давления и объем постоянно. Это один из основных законов идеальных газов, согласно которому при постоянной температуре удельный объем данного газа обратно пропорционально давлению или при постоянной температуре произведения давления на удельный объем данного газа постоянно. Это означает, что с ростом давления на газ его объем уменьшается или наоборот. Для неизменного количества газа, закон Бойля Мариотта можно также интерпретировать следующим образом: принеизменной температуре произведения давления на объем газа является постоянной. Практически все газы ведуг себя как идеальные при не слишком высоких давлениях и не слишком низких температурах. Для всех газовых приборов, расположенных в данном помещении, по газовой трубе, которая подходит к газовому счетчику, типа ВК- G6Т, подается газ с определенным давлением, это газопровод не высокого давления и с определенным объемом. Последующая подача этого газа от газового счетчика осуществляется на газовые приборы. Объем потребления газа с его давлением остается неизменной как для счетчика, так и для газовых приборов. Газовые приборы не могут потреблять большее количество газа, чем отражено показаниям счетчика.

Превышение мощности максимального расхода газа, указанных в паспорте газовых приборов, не влияют на работоспособность прибора учета газа и объективность показаний счетчика. Установленное газовое оборудование в жилом доме ФИО2 работает не с максимальной мощностью, как указанно в техническом паспорте на оборудование, а с меньшей мощностью, так как поступление газа на газовое оборудование осуществляется только от газового счетчика и другого поступления газа на газовые приборы не установлено.

Однако в нарушение требований ст. ст. 2, 7 Конституции РФ, ст. 157 ЖК РФ п.п. 24, 25, 28 Правил Филиалом не обосновано произведен расчет по нормативам потребления газа ФИО1, так как не установлен факт превышения допустимой погрешности показаний прибора учета, что послужило основанием считать счетчик вышедшим из строя.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору Филиала в порядке ст.ст. 22, 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения отклонено.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О
прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона , требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона , прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона , представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарущения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Филиалом ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе Ставропольского края в нарушение требований ч. 1 ст. 24 Закона № 2202-1, требования прокурора, указанные в представлении от 22.02.2018, не удовлетворены, что нарушает интересы лица, по обращению которого проводилась проверка, а также его прав гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит, что иск обоснован, принимает решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе, выразившиеся в незаконном расчете абоненту ФИО1 потребленного газа по нормативам потребления газа.

Обязать филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе удовлетворить требования, указанные в представлении прокурора Арзгирского района от 26 января 2018 года №07-84-2018.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в месячный срок со дня, следующего за днем принятия решения судом в окончательной форме, т.е. с 23 июля 2018 года.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>