ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/19 от 18.11.2019 Кизеловского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-284/2019

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2019 года город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Горн Н.Л.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца, ФИО3, действующей на основании доверенности от 01.08.2019 года,

представителя администрации города Кизела, ФИО4, действующей на основании доверенности от 16.10.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-284/2019 по исковому заявлению ФИО2 к администрации города Кизела об обязании в кротчайшие сроки организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, определении срока отселения жильцов и выплат денежных средств путем выкупа, об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания путем выкупа у ФИО2, общей площадью 43,5 кв.м, с кадастровым номером <...> по цене за один квадратный метр установленный в соответствии Постановление Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 177-п "Об утверждении на 3 квартал 2019 года корректирующих коэффициентов», в размере 19 664 рубля,

установил:

ФИО2 (далее – истец) обратился в суд с иском к Администрации города Кизела (далее – ответчик) об обязании в кротчайшие сроки организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, об определении срока отселения жильцов и выплат денежных средств путем выкупа, об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания путем выкупа у ФИО2, общей площадью 43,5 кв.м, с кадастровым номером <...> по цене за один квадратный метр установленный в соответствии Постановление Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 177-п "Об утверждении на 3 квартал 2019 года корректирующих коэффициентов» в размере 19 664 рубля.

В исковом заявлении указано, что истец является собственником однокомнатной жилой квартиры, общей площадью 43,5 кв.м., расположенной на 4 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Из визуального обследования <адрес>, следует, что процент износа составляет 80%, все коммунальные ресурсы отключены, отсутствуют окна и двери, следовательно дом является аварийным и непригодным для проживания. Многоквартирный дом относится к Администрации городского округа «город Кизел». Он обращался с заявлением в Администрацию города Кизела, однако ответчиком было отказано в удовлетворении его заявления по той причине, что он не состоит на учете граждан, признанных нуждающимся в жилых помещениях, а также, что многоквартирный <адрес> не признавался аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, в соответствии требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Заявлений от собственников жилых помещений многоквартирного дома о признании дома аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, или о признании жилого помещения непригодным для проживания, в Администрацию города Кизела не поступало. Считает, что Администрация города Кизела обязана организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес><адрес>, аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу.

В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении исковых требованиях по доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что проживает в <адрес> в собственной квартире. С целью дальнейшей перепродажи, примерно в июле 2018 года, приобрел спорную квартиру за 100 000 рублей. Договора купли - продажи квартиры, для предъявления его суду, не имеет. Сведений о продавце квартиры не помнит. При заключении договора купли-продажи, квартиру не осматривал, договор оформлял в <адрес>. Со слов продавца, квартира находилась в надлежащем состоянии. Впервые о состоянии квартиры и всего многоквартирного дома, а именно, что дом находится в аварийном состоянии, непригоден для проживания, узнал 06 мая 2019 года, приехав на поселок <адрес>. В тот же день им было подано заявление в администрацию г.Кизела с требованиями предоставить ему иное жилье либо компенсацию за утраченное жилье, в чем ему было письменно отказано в мае 2019 года. Он был вынужден обратиться за помощью к адвокату, который от его имени направил новое заявление в адрес администрации г.Кизела. В заявлении он просил организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, определить сроки отселения жильцов и выплаты денежных средств путем выкупа, изъятии жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, путем выкупа, вне очереди, по цене за один квадратный метр в размере 19 664 рубля. На данное заявление администрация г.Кизела предложила собрать пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а также предложила вновь обратиться с заявлением о проведении межведомственной комиссии по признанию многоквартирного дома аварийным, с приложением технического отчета о результатах обследования дома. Поэтому он был вынужден обратиться в суд с иском. В октябре 2019 года он обратился в БТИ, где по его заданию и за его счет был изготовлен технический отчет об обследовании дома по <адрес>. С указанным отчетом и заявлением о проведении межведомственной комиссии обследования дома для решения вопроса о его признании аварийным не обращался.

Представитель истца ФИО3 заявленные требования поддерживает по доводам искового заявления.

Представитель Администрации города Кизела ФИО5 иск не признала, пояснив, что в сентябре 2018 года спорный дом был отключен от коммунальных услуг, в связи с расселением из него жильцов. Ссылаясь на положения статьи 32 ЖК РФ, считает, что изъятие у собственника жилого помещения возможно при признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Не оспаривает, что истец 19 июля 2019 года обращался в администрацию города Кизела с заявлением с просьбой об изъятии спорного жилого помещения путем выкупа. На что 01 августа 2019 года дан ответ о возможности выкупа жилого помещения путем изъятия только при соблюдении процедур, предусмотренных ст.32 ЖК РФ. Были разъяснены способы защиты прав собственника жилья, в том числе право обратиться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, с приложением технического отчета о результатах обследования конструктивных элементов дома, проведенного аккредитованной организацией согласно п.45 Постановления Правительства №47 от 28.01.2006 года. Поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в установленном законом порядке не признавался аварийным и подлежащим сносу, решение о его сносе не принималось, соответственно и не обсуждалось соглашение о выкупе квартиры. Следовательно, основания для выкупа квартиры истца отсутствуют.

Суд, выслушав доводы сторон, проанализировав представленные ими доказательства, считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с 12 февраля 2018 года (л.д. 74-75).

При совершении сделки купли-продажи спорной квартиры в 2018 году, истец её не осматривал, полагаясь на добросовестность продавца квартиры. Квартира была приобретена за 100 000 рублей с целью дальнейшей перепродажи.

06 мая 2019 года истец обнаружил, что квартира, и в целом дом, находятся в аварийном состоянии, непригодны для проживания.

19 июля 2019 года истец обратился в Администрацию города Кизела с заявлением об организации межведомственной комиссии для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, определении сроков отселения и выплат денежных средств путем выкупа, а также изъятия жилого помещения (л.д. 51-52).

Письмом главы администрации г.Кизела от 01.08.2019 года истцу было разъяснено о том, что в целях признания многоквартирного дома, подлежащим сносу, собственник жилого помещения многоквартирного дома может подать заявление о проведении межведомственной комиссии по признанию многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции, приложив технический отчет о результатах обследования конструктивных элементов дома, проведенный аккредитованной организацией. А также было разъяснено право собрать пакет документов для постановки на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.50).

В связи с чем, истец был вынужден обратиться с иском в суд.

Согласно ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение) установлен порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Постановлением Администрации города Кизела от 30 января 2019 года № 63 утверждено Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в г.Кизеле (л.д.60-65), (далее Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии в г.Кизеле).

Постановлением Администрации города Кизела от 30 января 2019 года № 67 "О межведомственной комиссии города Кизела по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" была создана межведомственная комиссия города Кизела по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.57-59), председателем которой был определен заместитель главы администрации г.Кизела по развитию инфраструктуры и ЖКХ, ФИО1

Из содержания пунктов 7, 42, 49, 52 Положения…, пункта 2.11 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии г.Кизела, решение вопроса проведения оценки соответствия жилого дома установленным требованиям на предмет соответствия пригодности (непригодности) для проживания граждан относится к исключительной компетенции постоянно действующей межведомственной комиссии г.Кизела, а к компетенции администрации города Кизела относится только создание межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также принятие решения и издание распоряжения на основании полученного заключения о дальнейшем использовании обследованного межведомственной комиссией помещения.

Организация и направление работы комиссии не относится к полномочиям администрации города Кизела, а является компетенцией председателя межведомственной комиссии (п.2.4 Положения о постоянно действующей межведомственной комиссии г.Кизела).

Учитывая изложенное, требование истца об обязании ответчика организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, подлежат отклонению.

В остальной части, заявленных истцом требований, суд также не усматривает оснований для их удовлетворения ввиду следующего.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Пунктом 42 Положения установлено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным, предусмотрен пунктом 45 Положения, в соответствии с которым в межведомственную комиссию, создаваемой в этих целях, предоставляются, в том числе заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

В судебное заседание истцом представлен технический отчет по результатам визуального обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 22.10.2019 года, подготовленный ГБУ «ЦТИ ПК» Губахинский филиал, согласно которому техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в целом, может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 319372011 (1) как аварийное техническое состояние. Дальнейшая эксплуатация конструкций данного дома небезопасна, капитальный ремонт конструкций нецелесообразен (л.д.129-181).

Вместе с тем, из пояснений сторон по делу, письменных доказательств, истец в постоянно действующую межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции города Кизела, с заявлением о признании многоквартирного <адрес> в <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с заключением специализированной организации, проводившей обследование указанного многоквартирного дома, не обращался.

В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности могут возникать вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10 ст. 32 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Таким образом, федеральный законодатель связывает необходимость осуществления муниципальным образованием выкупа квартиры ФИО2, расположенной по адресу: <адрес> с изъятием данного имущества у собственника для муниципальных нужд, в связи с признанием в установленном Правительством Российской Федерации порядке указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Собранными по делу доказательствами установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, решение о его сносе не принималось.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, требования истца к ответчику об определении срока отселения жильцов и выплат денежных средств путем выкупа, об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>,, путем выкупа у ФИО2, подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО2 к администрации города Кизела об обязании в кротчайшие сроки организовать межведомственную комиссию для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащем сносу, определении срока отселения жильцов и выплат денежных средств путем выкупа, об изъятии земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: <адрес> для муниципальных нужд, об изъятии жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м, с кадастровым номером 59:06:0401052:137 признанного аварийным и непригодным для проживания, путем выкупа у ФИО2, по цене за один квадратный метр, установленный в соответствии Постановление Правительства Пермского края от 14.03.2019 N 177-п "Об утверждении на 3 квартал 2019 года корректирующих коэффициентов» в размере 19 664 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме 22 ноября 2019 года.

Судья: подпись.

Верно.Судья А.А. Коваль

Секретарь Н.Л. Горн

УИД 59RS0022-01-2019-000661-82

Подлинный документ подшит

в гражданском деле № 2-284/2019

Кизеловского городского суда

Пермского края