ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2011 от 19.05.2011 Богучанского районного суда (Красноярский край)

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

 19 мая 2011 года                                                                                         с. Богучаны

 Богучанский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Людвиковского В.А.,

 При секретаре Барановой Н.В.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шонбиной Н.И. к Администрации Богучанского района и к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о признании незаконным бездействия,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

                   В Богучанский районный суд с исковым заявлением обратилась представитель Шонбиной Н.И. по доверенности Перминова М.Л. к администрации Богучанского района Красноярского края и к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края со следующими требованиями:

           1. Признать бездействие Администрации Богучанского района Красноярского края выраженное в невнесении изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по краевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» по дате подачи заявления от 26.12.1996 года, а также невнесение изменений по продолжительности трудового стажа с 32 лет 6 месяцев на 39 лет 8 месяцев 21 день, нарушающим права истицы, как участника краевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг».

     Признать бездействие Министерства строительства и архитектуры выраженное в отсутствии письменного предписания по устранению нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправлении и в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий незаконным и нарушающим мои права, как участника краевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг».

     Обязать Администрацию Богучанского района Красноярского края внести изменения в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с изменением даты постановки на учет меня в качестве участника краевой социально- инвестиционной программы «Север на Юг» по дате подачи заявления от 26.12.1996 года.

     Обязать Администрацию Богучанского района Красноярского края изменить продолжительность трудового стажа с 32 лет 6 месяцев на 39 лет 8 месяцев 21 день.

     Обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края устранить нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления

     Обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края утвердить изменения в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по краевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг» по дате подачи заявления от 26.12.1996 года, а также изменения по продолжительности трудового стажа с 32 лет 6 месяцев на 39 лет 8 месяцев 21 день.

     На основании ст. 100 ГПК РФ взыскать с Ответчика расходы по оплате помощи представителя в размере 25 000,00 (двадцать пять тысяч рублей) 00 копеек.

 Свои требования представитель истицы Перминова М.Л. мотивировала тем, что

 с 25 ноября 1996 года Шонбина Н.И. стоит на очереди для получения субсидии на приобретение жилья в г. Красноярске как лицо, отработавшее в районах Крайнего Севера. С 2001 года ее включили в список участников краевой программы «Север на Юг». В заявлении на получение субсидии на строительство или приобретение жилья от 02.03.2001 года, которое за нее заполнила работник сельсовета в графе «состою на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления» ошибочно было написано с 15.02.2001 года, а не с 26.12.1996 года. Шонбина Н.И. неоднократно обращалась в администрацию Богучанского района по поводу продвижения очереди. 17.05.2005 года согласно письма № 272 ей был дан ответ о том, что по спискам федеральной программы ее номер очереди 55, а в списке краевой программы – 85.

       10.05.2007 года согласно письма № 1057 Шонбина Н.И. признана участницей федеральной программы с датой постановки на учет 26.12.1996 г. под № 42, а в краевой программе формирование списка очередников-участников Программы осуществляет Агентство реализации жилищных программ администрации Красноярского края, и она зарегистрирована под № 102 с датой признания участницей краевой программы от 10.10.2001 года.

       Согласно исчислений специалистов УМС в соответствии с копией трудовой книжки трудовой стаж Шонбиной Н.И. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 32 года 6 месяцев. Согласно справке УПФР в Богучанском районе от 15.10.2007 года, представленной в УМС администрации Богучанского района 15.11.2007 года, трудовой стаж заявительницы составил 39 лет 8 месяцев 21 день. Однако до настоящего времени информация, касающаяся изменений размера стажа в администрацию края не поступила. В октябре 2009 года Шонбина Н.И. обратилась в прокуратуру Красноярского края. По результатам проверки прокуратурой Богучанского района в адрес главы Богучанского района было внесено представление об устранении выявленных нарушений.

 В своем заявлении представитель Шонбиной Н.И. обжалует бездействие Богучанской администрации, выраженное в невнесении изменений в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по краевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» по дате подачи заявления Шонбиной Н.И. от 26.12.1996 года, а также невнесение изменений по продолжительности трудового стажа с 32 лет 6 месяцев на 39 лет 8 месяцев 21 день.

 Кроме того, обжалуется бездействие Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, выраженное в отсутствии письменного предписания по устранению нарушения правовых актов Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, и в отсутствии контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий.

 В судебном заседании 16 мая 2011 года представитель Шонбиной Н.И. по доверенности Перминова Л.М. (доверенность в деле) заявленные истицей требования поддержала, просила удовлетворить их в полном обьеме. В судебное заседание 19 мая 2011 года представитель истицы не прибыла, направила в суд по электронной почте заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

 Представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в судебное заседание не прибыл. В суд был направлен отзыв на заявление, подписанный министром Цапалиным В.В., согласно которого он просит в удовлетворении требований Шонбиной Н.И. к министерству строительства и архитектуры Красноярского края отказать в полном обьеме, и рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства строительства и архитектуры.

 Свою просьбу ответчик мотивирует тем, что Шонбина Н.И. первоначально подавала заявление о постановке на очередь для получения субсидии на приобретение жилья по программе «Север на Юг» с 25.11.1996 года, и состоит на учете в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 26.12.1996 года.

 В свою очередь краевая целевая социально-инвестиционная программа «Север на Юг» начала действовать 12.07.2000 года, с момента вступления в силу Закона Красноярского края № 11-867 «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг».

 В целях реализации Закона края было утверждено Положение о порядке предоставления государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, в соответствии с краевой целевой социально - инвестиционной программой «Север на Юг», утвержденной Постановлением Администрации Красноярского края от 23.07.2001 № 528-П «О порядке реализации закона Красноярского края от 12.07.2000 № 11-867 «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы края, и о краевой целевой социально - инвестиционной программе «Север на Юг».

 На основании статьи 3 Закона края учет участников программы осуществлялся администрацией края совместно с органами местного самоуправления районов отселения. Принятые от граждан заявления и прилагаемые к ним документы направлялись органами местного самоуправления в администрацию края для постановки данного лица на учет нуждающихся в получении государственной помощи при переселении из районов отселения. Принятие на учет участников программы производилось по решению администрации края на основании личного заявления данных лиц. Администрация края вела единые списки участников программы.

 В соответствии с вышеуказанными нормативными актами была создана комиссия администрации Красноярского края по учету участников Программы и предоставлению им государственной помощи (далее - краевая комиссия).

 На заседании краевой комиссии от 10.10.2001 года было рассмотрено личное заявление Шонбиной Н.И. от 15.02.2001 года (без ссылки на ранее поданное заявление в администрацию Богучанского района от 26.12.1996 года) и прилагаемые к нему документы, подтверждающие право на получение государственной помощи, в соответствии с краевой целевой социально - инвестиционной программой «Север на Юг». Решением краевой комиссии от 10.10.2001 года принято решение о признании Шонбиной Н.И. участником краевой целевой социально - инвестиционной программы «Север на Юг», по дате подачи заявления от 15.02.2001 года.

 В заявлении на получение субсидии на строительство или приобретение жилья от 02.03.2001 Шонбиной указана дата, с которой она состоит на учете по улучшению жилищных условий в органе местного самоуправления - 15.02.2001 года.

 В соответствии с Законом края при принятии решения о признании участником программы в 2001 году и формировании очередности трудовой северный стаж Шонбиной Н.И. рассчитан на основании предоставленной трудовой книжки, с учетом времени проживания на момент подачи заявления, с учетом стажа 32 года 6 месяцев, а не по вновь представленной справке пенсионного фонда от 15.10.2007 с учетом стажа 39 лет 8 месяцев 21 день.

 В настоящее время министерством сформирован и утвержден список участников краевой программы «Север на Юг» на 2008-2010 годы по состоянию на 31.12.2010, по дате подачи заявления от 15.02.2001 года, с учетом стажа - 32 года 6 месяцев 39 дней, номер очередности - 67.

 На момент оказания Шонбиной Н.И. государственной помощи, когда подойдет ее очередность, необходимо будет представить указанную справку пенсионного фонда для увеличения размера государственной помощи при расчете социальной выплаты. Предоставление государственной помощи вне очереди противоречит действующему законодательству, так как нарушит права и законные интересы других участников программы, состоящих в очереди на получение жилищной социальной выплаты.

 По мнению министерства, Шонбина Н.И. в соответствии с поданным ею заявлением и действовавшим на тот момент времени законодательством законно поставлена на учет с 15.02.2001 года, кроме того, отсутствуют уважительные причины для восстановления срока исковой давности, заявителю было известно о дате постановки на учет и у нее была возможность обжаловать принятое комиссией решение в установленный законом срок. В настоящее время срок для обжалования решения комиссии пропущен.

 Представитель ответчика - Администрации Богучанского района Колпакова А.Н. (доверенность в деле) в судебное заседание не прибыла, направила в суд отзыв, согласно которого считает требования, заявленные Шонбиной Н.И. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

 Свою позицию мотивирует тем, что 25 ноября 1996 года Шонбиной Н.И. на основании Федерального закона № 116-ФЗ от 17.08.1996 г. в Администрацию Богучанского района было подано заявление 26.12.1996 г. о постановке на очередь для получения субсидии на приобретение жилья в г. Красноярске, как лицу отработавшему в районах Крайнего Севера.

 В дальнейшем, в связи с принятием краевой программы «Север на Юг», Шонбина Н.И. прошла перерегистрацию и поставлена на учет и по данной программе, однако в заявлении от 02.03.2001. подписанном лично Шонбиной Н.И. в строке «Состою на учете по улучшению жилищных условий в органе местного самоуправления» указана дата 15 февраля 2001 года.

 В п. 5.4 Постановления администрации Красноярского края от 23.07.2001 N 528-П указано следующее - лицо подавшее заявление об оказании государственной помощи при переселении, несет в соответствии с законодательством ответственность за недостоверность сведений, указанных им в данном заявлении, а так же прилагаемых к заявлению документах.

 До марта 2007 года со стороны истицы не поступало обращений связанных с опровержением даты простановки на учет по краевой программе.

 15.11.2007 года истица в администрацию Богучанского района представила справку из своего пенсионного дела, подтверждающую, что в соответствии со ст. 10,11,30 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 15.10.2007 г. страховой стаж истицы составляет 39 лет, а в соответствии со ст. 88-97 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» трудовой стаж на 15.10.2007 г. составляет 59 лет.

 Справка о трудовом стаже имеющаяся в учетном деле истицы будет учтена только при расчете социальной выплаты в планируемом финансовом году, в соответствии с ее очередностью.

 В соответствии с ранее действовавшими и действующим Законами, в списках участников программы не требуется ежегодный перерасчет стажа МКС у участников программы, т.е. стаж рассчитывается два раза - на дату признания участником программы и на дату получения государственной помощи.

 В журнале регистрации граждан, состоящих на учете по программе «Север на Юг» в период перерегистрации участников программы с 16.11.2000 -01.03.2001, Шонбина Н.И. зарегистрирована с датой подачи заявления - по краевой программе № 87, по федеральной программе № 134, составом семьи 1 человек, по категории пенсионеров, на дату перерегистрации 01.03.2001.

 В соответствии с действующим законодательством, очередность участников краевой программы «Север на Юг» с 2000 года утверждала краевая комиссия (Ассоциация «Север на Юг») на основании поданных заявлений и прилагаемых документов при перерегистрации граждан-участников программы в 2000-2001 годах.

 В связи с тем, что в личном заявлении Шонбиной Н.И. от 02.03.2001 г., указано, что она состоит на учете по улучшению жилищных условий в органе местного самоуправления с 15 февраля 2001 года, Министерством строительства и архитектуры Красноярского края отказано в смене даты постановки на очередь по краевой программе.

 Суд, выслушав представителя истца в судебном заседании 16 мая 2011 года, допросив свидетеля Рузаеву М.В., изучив отзывы представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования истицы не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 12.07.2000 года № 11-867 «О государственной помощи гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие регионы края, и о краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг» имеющими право на получение государственной помощи в соответствии с программой являются пенсионеры, инвалиды 1 и 2 группы, проживающие в районах отселения и проработавшие или прожившие в районах отселения не менее 15 лет.

 В соответствии со ст. 3 данного же Закона учет участников программы осуществляется администрацией края совместно с органами местного самоуправления районов отселения. Администрация края ведет единые списки участников программы.

 Принятие на учет участников программы производится по решению администрации края на основании личного заявления данных лиц.

 Порядок ведения учета участников программы устанавливается администрацией Красноярского края.

 Как установлено в судебном заседании с 25.11.1996 года Шонбина Н.И. состоит в очереди на получение субсидии на приобретение жилья по программе «Север на Юг» в соответствии с Федеральным законом.

 10.10.2001 года комиссией администрации Красноярского края по учету участников программы и предоставлению им государственной помощи было рассмотрено личное заявление Шонбиной Н.И. от 15.02.2001 года, и она была поставлена в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с краевой целевой социально-инвестиционной программой «Север на Юг» по дате подаче заявления с 15.02.2001 года, так как в заявлении, подписанном Шонбиной Н.И., была указана дата постановки ее на учет на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления – 15.02.2001 года. В настоящее время по состоянию на 31.12.2010 года очередь Шонбиной Н.И. по краевой программе – 67. В связи с несогласием своего положения в очереди на получение субсидии Шонбина Н.И. неоднократно, а именно в мае 2005 года, в мае 2007 года, в январе 2009 года, а также в январе 2011 года обращалась с письмами в администрацию Богучанского района, а также в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.

 На момент подачи Шонбиной Н.И. заявления в Администрацию Красноярского края в 2001 году для принятия решения о признании ее участником краевой программы трудовой северный стаж заявительницы был рассчитан на основании предоставленной трудовой книжки с учетом времени проживания на момент подачи заявления – 32 года 6 месяцев. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Красноярского края от 05.09.2008 года № 74-п «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о предоставлении жилищных социальных выплат для приобретения (строительства) жилья на территории Красноярского края участникам краевой целевой программы «Север на Юг» на 2008-2010 годы» перерасчет социальной выплаты производится исходя из фактически отработанного рабочего стажа и периода проживания в районе отселения, при включении заявительницы в список получателей на соответствующий год. В связи с тем, что размер трудового стажа и периода проживания в районе, приравненном к Крайнему Северу никоим образом не влияет на очередность получения социальной выплаты, а влияет только на размер данной выплаты, суд приходит к выводу о несоответствии закону требования истицы об обязании ответчиков, а именно администрацию Богучанского района и Министерство строительства и архитектуры Красноярского края на основании справки Пенсионного фонда от 2007 года произвести перерасчет и изменить продолжительность трудового стажа с 32 лет 6 месяцев на 39 лет 8 месяцев 21 день, так как данный перерасчет должен производиться при включении заявительницы в список получателей социальной выплаты в соответствующем году непосредственно перед получением данной выплаты, в связи с чем право заявительницы на получение социальной выплаты соответствующего размера на момент обращения в суд никоим образом не нарушено.

 Кроме того, суд приходит к выводу о необоснованности предьявления требования к администрации Богучанского района об обязании внести изменения в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с изменением даны постановки на учет в качестве участника краевой социально-инвестиционной программы «Север на Юг» по дате подачи заявления от 26.12.1996 года, так как рассмотрение данного вопроса и на период постановки заявительницы на учет в 2001 году и на момент рассмотрения данного дела относится к компетенции Администрации Красноярского края, в данном случае к компетенции Министерства строительства и архитектуры Красноярского края.

 Ссылка представителя заявительницы при предъявлении данного требования на пункты ст.1 Закона Красноярского края от 21 декабря 2010 года «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» является необоснованной, так как ст. 1 данного Закона наделяет органы местного самоуправления отдельными полномочиями при исполнении Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В ст.2 Закона Красноярского края от 231.12.2010 года, согласно которой органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по обеспечению переселения граждан в соответствии с Законом Красноярского края « о социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края» полномочия администраций органов местного самоуправления по внесению изменений в списки граждан на получение субсидий для приобретение жилья по краевой программе «Север на Юг» не предусмотрены.

 Рассматривая требования представителя истицы к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края об обязании устраненить нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, суд считает данное требование не конкретным, не обоснованным, и не имеющим к настоящему гражданскому делу никакого отношения, в связи с чем в удовлетворении данного требования в рамках настоящего судебного процесса надлежит отказать.

 В соответствии с положениями ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

 Согласно положения ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в 3 года.

 По правилам ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения об отказе в иске.

 В соответствии с положениями ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

 Как установлено в судебном заседании представителями ответчиков в отзывах на исковое заявление было заявлено о пропуске Шонбиной Н.И. срока исковой давности.

 Основываясь на указанных выше положениях закона, суд приходит к выводу о том, что поскольку истица узнала о нарушении своих прав и законных интересов в марте 2001 года, что подтверждается подписанным ею заявлением на участие в краевой целевой социально-инвестиционной программе «Север на Юг», а также документами, имеющимися в материалах дела, и исследованными в ходе судебного заседания, в суд с настоящим исковым заявлением через своего представителя обратилась лишь в марте 2011 года, что свидетельствует о пропуске Шонбиной Н.И. установленного законом трехгодичного срока исковой давности, в ходе рассмотрения спора по существу не представила суду доказательств уважительности пропуска срока исковой давности.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о несоответствии действующему законодательству требований Шонбиной Н.И., и считает необходимым отказать в удовлетворении ее требований к обоим ответчикам в полном объеме.

 В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований к обоим ответчикам в полном объеме, в удовлетворении заявленного истицей требования о взыскании с ответчиков расходов по оплате услуг представителя необходимо также отказать в полном объеме.

 Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении исковых требований Шонбиной Н.И. отказать в полном объеме.

 На решение может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в 10 дневный срок со дня оглашения решения в полном объеме.

 Председательствующий                                              Людвиковский В.А.