ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2013 от 15.08.2013 Архангельского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-284/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Архангельское 15 августа 2013 года

Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Шариповой Л. Ф.,

с участием помощника прокурора Архангельского района Республики Башкортостан Щевелева А. Н.,

при участии представителя ответчика - Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет МР Архангельский район Республики Башкортостан – Ахметгареева А. Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

представителя ответчика Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Таймасова В. Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения в сфере жилищно - коммунального хозяйства,

установил:

Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным иском. Требование мотивировано тем, что прокуратурой Архангельского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлены нарушения. Истец ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, полагает, что вопреки указанным нормам закона ответчиками меры для обеспечения водоснабжением граждан, проживающих по <адрес> РБ, долгое время не принимаются.

Истец просит признать незаконным бездействие ответчиков, обязать их устранить указанные нарушения: в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему централизованного питьевого водоснабжения по <адрес> для обеспечения домов №№, № и по <адрес> Республики Башкортостан.

В судебном заседании помощник прокурора Архангельского района Республики Башкортостан Щевелев А. Н. требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Таймасов В. Г. иск не признал, суду пояснил, что водоснабжение поселения организовано. Имеется водозабор, очистная станция, разветвленная система водопроводных сетей, обслуживание которых передано по договору аренды обслуживающей организации ООО «Водник», ООО «Водник» проводит ремонт системы водоснабжения, проверку качества воды.

Представитель ответчика также пояснил, что организация в границах поселения водоснабжения населения не соответствует понятию прокладка водопровода, чего требует истец, в то время как у администрации нет технических возможностей непосредственно заниматься прокладкой водопровода, так же как нет и соответствующий специалистов в штате администрации. Прокладка водопроводных труб к полномочиям администрации не относится, а относится именно организация в границах поселения водоснабжения населения. Организация это создание условий, система мероприятий, в том числе, издание нормативных актов, принятие решений, направленных на функционирование системы водоснабжения, в том числе, открытие муниципальных предприятий, установление тарифов, заключение договоров с обслуживающими организациями, которые непосредственно занимаются обеспечением работы водопровода.

Вместе с тем, в судебном заседании представитель ответчика Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Таймасов В. Г. пояснил, что кроме привлечения обслуживающей организации ООО «Водник», которое проводит ремонт системы водоснабжения и проверку качества воды, иные меры, направленные на организацию водоснабжения населения не принимались.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет МР Архангельский район Республики Башкортостан Ахметгареев А. Р. с иском не согласился, так как полномочие поселения по организации водоснабжения передано в соответствии с Соглашением между органами местного самоуправления муниципальному району, поэтому, относится к полномочиям муниципального района Архангельский район РБ с 2005 года.

Представитель третьего лица ООО «Водник», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, вопросы организации в границах поселения водоснабжения в силу указанных норм закона могут решаться как самим населением, так и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств.

При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены пп. 1 п. 1 ст. 14, пп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что жители домов № № 121, 125, 110, 129 по улице Советская и № 18 по улице Свердлова с. Архангельское обратились в прокуратуру района с заявлением, в котором указали, что администрация села не принимает меры по прокладке централизованного водопровода на их улице, просили обязать администрацию проложить централизованный водопровод на их улицах. В связи с этим, прокурор направил в суд иск в защиту неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что в соответствии с Постановлением правительства РБ № 312 от 30 декабря 2005 года в муниципальную собственность сельского поселения Архангельский сельсовет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан переданы водопроводные сети, протяженностью 29 километров. Постановлением установлено, что право муниципальной собственности на указанное имущество возникает с 1 января 2006 года.

В настоящее время, данное имущество состоит на балансе сельского поселения Архангельский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, внесены в реестр муниципального имущества.

При этом, 11 ноября 2005 года Советом сельского поселения Архангельский сельсовет утверждено Соглашение между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о передачи части полномочий сельского поселения муниципальному району. В частности полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения переданы муниципальному району. Ежегодно данное Соглашение пролонгируется.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными сельским поселением Архангельский сельсовет Соглашениями о передаче органам местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан части полномочий сельских поселений, справкой сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует, в частности, из Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между органами местного самоуправления <адрес> Республики Башкортостан и сельским поселением Архангельский сельсовет <адрес> Республики Башкортостан о передаче органам местного самоуправления муниципального района части полномочий сельского поселения Архангельский сельсовет, Поселение передает району осуществление части полномочий, в том числе, по организации в границах поселения водоснабжения населения (п. 2 ст. 1 Соглашения).

В связи с этим, предъявление требований к сельскому поселению Архангельский сельсовет нельзя признать обоснованным.

Обязанность по организация водоснабжения относится в настоящее время к полномочиям муниципального района.

Согласно статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения в том числе относятся:

- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

- согласование инвестиционных программ;

- заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; и иные полномочия

Ответчиком в обоснование невозможности развития организации водоснабжения представлена справка финансового управления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на строительство водопроводно-распределительных сетей в Архангельском районе, в том числе в с. Архангельское, в бюджете на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 года, средств местного бюджета не предусмотрено.

Между тем, ответчиком не были представлены сведения об обращении с заявками в бюджеты вышестоящего уровня по поводу получения бюджетной помощи на указанные цели, что предусмотрено Бюджетным кодексом РФ при недостаточном бюджетном финансировании. В материалах дела также отсутствуют сведения о том, что принимались какие либо о муниципальные правовые акты по вопросам водоснабжения, или о том, что администрация муниципального Архангельский район Республики Башкортостан предпринимала какие либо меры из установленного законом перечня полномочий, направленные на организацию водоснабжения населения (в том числе, о принятии решений об утверждении схем водоснабжения поселений, или об утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ и др.).

Поэтому, суд приходит к выводу об обоснованности требовании истца о признании бездействия ответчика - Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан незаконным.

Частью 9 статьи 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определен порядок действий органа местного самоуправления в случае отсутствия на территории поселения (части территории) водоснабжения.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, данная норма закона прямо указывает на обязанность органов местного самоуправления поселения организовать нецентрализованное холодное водоснабжение. Вместе с тем, приведенная норма также указывает на отсутствие обязанности органов местного самоуправления организовать централизованное водоснабжение, так как предусмотрены альтернативные возможности в виде организации нецентрализованного холодного водоснабжения.

При таких обстоятельствах, требование прокурора об организации именно централизованного водоснабжения нельзя признать соответствующим закону.

Кроме того, как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архангельским территориальным участком ГУП БТИ РБ, по указанным адресам <адрес> дома № №, № по <адрес> и <адрес> имеются колодцы.

При таких обстоятельствах следует признать, что нецентрализованное водоснабжение на указанных улицах существует. Также частично организовано централизованное водоснабжение по <адрес>, за исключением домов №№, №, что следует из иска и не оспаривается сторонами.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Из данной нормы закона следует, что водоснабжение не включает в себя прокладку водопроводных труб и сетей, а состоит в подготовке, транспортировке и подаче воды, как питьевой, так и технической.

Иными словами, водоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организуется ими. Так, к организации водоснабжения населения в границах сельского поселения в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.

Указанные выше нормы закона не предусматривают обязанности органов местного самоуправления осуществлять данные действия непосредственно, а напротив, допускают привлечение финансирования и сил других лиц.

Однако, указанное обстоятельство не исключает обязанности принятия мер по организации водоснабжения со стороны администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 17.03.98 № 147-з (ред. от 30.05.2012) «О питьевой воде» - питьевое водоснабжение - деятельность, направленная на обеспечение потребности в питьевой воде граждан или юридических лиц.

В силу ч. 1 статьи 8 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Из указанных норм права следует, что водоснабжение осуществляется на основании договоров специализированными организациями, которые производят подготовку, транспортировку и подачу воды.

С учетом вышеприведенных правовых норм суд исходит из того, что организация водоснабжения не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять водоснабжение населения.

Водоснабжение как таковое не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, однако его организация, включая обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальной собственности, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды муниципального имущества Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан (арендодатель) передала ООО «Водник» водопроводные сети в целях оказания услуг населению по распределению воды (п.п. 1.1., 1.2).

Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица директор ООО «Водник» Антипин В. Ф. действующий на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, по договору аренды муниципального имущества, заключенному между администрацией сельского поселения Архангельский сельсовет и ООО «Водник», имущество, состоящее из системы водопроводных труб и устройств, передано в аренду ООО «Водник» для услуг населению по распределению воды. Вода поступает из водозабора, проходит очистную станцию, потом по разветвленной системе водопроводных сетей поступает населению, ООО «Водник» проводит ремонт системы водоснабжения, замену старых труб на новые от 3-5 процентов в год, ежеквартально, совместно с санэпидемстанцией проводится проверка качества воды.

Таким образом, судом установлено, что в границах поселения Архангельский сельсовет, в частности в с. Архангельское, водоснабжения населения организовано.

Указанное обстоятельство подтверждается тем, что в поселении имеется водопроводные инженерные сети протяженностью 29000 м, водопровод общего пользования - комплекс устройств и сооружений, предназначенный для забора, подготовки, получения, хранения и подачи питьевой воды к местам потребления, администрацией заключен договор с обслуживающей организацией, ООО «Водник», которая непосредственно обеспечивает функционирование системы водопровода. Ежеквартально проводится контроль качества питьевой воды, что подтверждается протоколами лабораторных исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г.

Однако водоснабжение организовано не во всем поселении, не должным образом и не в полной мере, так как сторонами не оспаривается то обстоятельство, что централизованное водоснабжение в частности, жилых домов №№, № по <адрес> - не организовано.

Указанные выше обстоятельства не исключают обязанности принятия новых дополнительных мер по организации водоснабжения со стороны администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

Вместе с тем, приведенные в исковом заявлении прокурора доводы не содержат ссылок на нормы права, которые указывают на обязанность органов местного самоуправления «организовать систему централизованного питьевого водоснабжения по <адрес> <адрес>».

Из анализа действующего законодательства следует, что такая правовая норма отсутствует. В законодательстве под организацией водоснабжения, которая относится к вопросам местного значения, понимают его организацию в границах сельского поселения в целом.

Под словом «Организация» (которое происходит от фр. organisation, от лат. organize — придаю стройный вид) понимается: 1) строение, устройство чего-л., 2) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей (Словарь «ФИО6 Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»).

Под «Организа?цией» также понимают - Основание, учреждение чего-нибудь. Упорядоченное, продуманное устройство. Толковый словарь иноязычных слов. — 2004.

Таким образом, организация в границах поселения водоснабжения населения подразумевает учреждение, устройство системы водоснабжения в границах поселения и координации действий элементов этой системы, достижение взаимного функционирования ее частей.

Следовательно, организация водоснабжения населения должна производиться в системном порядке в границах сельского поселения, а не в отдельных улицах (<адрес> и <адрес>).

Наряду с этим, суд отмечает следующее: в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъяснено, исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).

Учитывая изложенное, у суда нет законных оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчиков в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему централизованного питьевого водоснабжения по <адрес> для обеспечения домов №№, № и по <адрес> <адрес>, поскольку из указанных требований неясно, что именно необходимо в течение двух месяцев сделать ответчикам: принять решение (муниципальный правовой акт) о включении указанных улиц в план водоснабжения на текущий год или обратиться с заявкой о выделении бюджетного финансирования, или составить проект или схему водоснабжения указанных улиц, или определить для централизованной системы холодного водоснабжения поселения гарантирующую организацию, утвердить схему водоснабжения поселения, утвердить технические задания на разработку инвестиционных программ, объявить конкурс на выбор организации, осуществляющей прокладку водопроводных труб, или осуществить иные полномочия, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Указанная неясность в требованиях истца фактически приведет к затруднениям при исполнении решения, такое решение является неисполнимым.

Принимая во внимание, что в силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении иска в рамках заявленных исковых требований об организации централизованного водоснабжения, в части обязания ответчиков в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему централизованного питьевого водоснабжения, в части предъявления требований к Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан.

Поэтому заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения в сфере жилищно - коммунального хозяйства - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении обязанности по организации водоснабжения населения в границах сельского поселения Архангельский сельсовет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, в том числе по <адрес> и <адрес> <адрес> Республики Башкортостан.

В остальной части исковых требований – об обязании Администрации сельского поселения Архангельский сельсовет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства - организовать систему централизованного питьевого водоснабжения по <адрес> для обеспечения домов №№, № и по <адрес> <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Соколова И. Л.