ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2018 от 31.10.2017 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Гражданское дело __

Поступило в суд: 31.10.2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2018 года город Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Павлючик И.В.,

при секретаре Тарасовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова А. Ф. к АО АК «РУСЛАЙН» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Жданов А.Ф. обратился в суд с иском к АО АК «РУСЛАЙН» о защите прав потребителей указав, что между истцом и ответчиком осуществляются договорные правоотношения на основании договора перевозки пассажира от 03.09.2017 года, заказ __ Цена договора составила 4 550 руб. 07.09.2017 года истец направил ответчику заявление с требованием составить для него твердую смету на оказание услуги, предусмотренной указанным договором; предоставить истцу предусмотренную законодательством о защите прав потребителей полную информацию об услуге, предусмотренной указанным договором, и исполнителе данной услуги.

В заявлении истец просил направить смету и информацию заказным почтовым отправлением не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этого заявления.

Ответчик получил данное заявление. Однако в установленный срок, истребованные смета и информация заказным письмом от ответчика истцу не поступили.

Истец полагает, что ответчиком нарушены его потребительские права на качество услуг и на информацию.

В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика предоставить истцу твердую смету на оказание услуги, предусмотренной договором перевозки пассажира от 03.09.2017 года, заказ __ Обязать ответчика предоставить истцу предусмотренную законодательством о защите прав потребителей полную информацию об услуге, предусмотренной указанным договором, исполнителе данной услуги.

В судебном заседании истец Жданов А.Ф., представитель истца Гончаров И.В., действующий на основании доверенности (л.д. 81), исковые требования, письменные пояснения (л.д. 89-90) поддержали в полном объеме, пояснили в соответствии с вышеизложенным.

В судебное заседание представитель ответчика АО АК «РУСЛАЙН» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил (л.д. 88), представил письменные возражения на иск (л.д. 60-62), из которых следует, что истец неправомерно установил срок для подготовки и направления ответа на его претензию «не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этого заявления».

В настоящий момент действующим законодательством РФ не установлен конкретный срок для ответа на претензию в области осуществлении пассажирских перевозок. В п. 2 ст. 797 ГК РФ установлен срок в 30 дней для претензий по перевозке грузов. При этом в ст. 190 ГК РФ указано, что срок устанавливается иными правовыми актами, сделкой и пр. В соответствии с данной нормой права, внутренними нормативными актами ответчика установлен срок для рассмотрения претензий пассажиров в течение 30 дней.

Данная информация находится в открытом доступе на официальном сайте АО АК «РусЛайн» в разделе Меню - Пассажирам - Подача претензий - «Памятка о правилах подачи претензий в АО АК «РусЛайн» (http://www.rusline.aero/read/passagiram/podacha- pretenziv/) - для рассмотрения претензии и направления уведомления о результатах рассмотрения заявителю, установлен срок в 30 (тридцать) дней с даты поступления в авиакомпанию. Обращения истца были зарегистрированы за вход. __ от 21.09.2017 года.

Ответ на претензию истца за исх. __ от 17.10.2017 года был направлен истцу по указанному почтовому адресу заказным письмом, которое прибыло в почтовое отделение по месту вручения 30.10.2017 года.

В части предоставления истцу полной информации об услуге и составления твердой сметы на оказанную услугу ответчик указал, что пунктом 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Утверждены Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. __ далее - ФАП-82) установлено: «При бронировании пассажирского места перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

При осуществлении бронирования на сайте ответчика вся указанная информация предоставляется пассажиру, также есть ссылка на Полные и подробные условия применения выбранного тарифа (приложение 7 - принтскрин сайта АО АК «РусЛайн» на стадии выбора тарифа).

После выбора тарифа следует заполнение личных данных пассажира, а также ознакомление с Договором оферты, правилами предоставления дополнительных услуг, Условиями применения тарифов и Соглашением об использовании персональных данных. Переход к стадии оплаты брони возможен только после подтверждения об ознакомлении и согласии с указанной информацией.

Текст публичной оферты доступен пассажирам по ссылке на этапе ввода персональных данных (приложение 8 и 9). В пункте 1.2. оферты указано: «Настоящий публичный договор-оферта считается заключенным (акцепт оферты) с момента подтверждения Заказчиком своего согласия с его условиями путем совершения самостоятельного бронирования на веб-сайте Компании, после чего публичный договор-оферта считается базовым документом в официальных взаимоотношениях между Заказчиком и Компанией».

В соответствии с пунктом 2.2. данной оферты «Стоимость перевозки (провозная плата) складывается из тарифа/комбинации тарифов, сборов, установленных Перевозчиком, сборов, установленных Компанией и, в отдельных случаях, сборов, взимаемых за проведение транзакции платежными терминалами».

На официальном сайте авиакомпании (http://www.rusline.aero/) в разделе «Меню» - «Информация» - «Тарифы и условия» содержится вся подробная информация о видах тарифов, правилах и условиях их применения.

Авиакомпания «РусЛайн» не имеет возможности предоставлять пассажирам по их запросу твердую смету на оказанные услуги, так как расчет стоимости авиаперевозки зависит от многих параметров и показателей эффективности и является коммерческой тайной. Данная информация предоставляется по УФАС РФ после получения официального запроса, а также проходит регистрацию в ЦРТ (Центр расписания и тарифов). На основании изложенного, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Жданова А. Ф. к АО АК «РУСЛАЙН» о защите прав потребителей, подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 03.09.2017 г. между истцом и ответчиком заключен договор перевозки __ в сумме 4 550 руб., что подтверждается электронным билетом <данные изъяты> (л.д.7).

07.09.2017 года истец направил ответчику заявление, в котором предъявил к ответчику требования:

составить для него (истца) твердую смету на оказание услуги, предусмотренной указанным договором;

предоставить ему (истцу) предусмотренную законодательством о защите прав потребителей полную информацию об услуге предусмотренной указанным договором и исполнителе данной услуги. Просил также направить ему соответствующие сметы и информацию заказным почтовым отправлением не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этого заявления (л.д. 4). 21.09.2017 г. указанное заявление получено ответчиком, что подтверждается реестром отслеживания почтового отправления (л.д. 5).

23.10.2017 г. ответчиком направлен истцу ответ на претензию (л.д. 47-49), в которой указал, что не предоставляет сведения в виде твердой сметы на оказание услуг перевозки пассажира, так как данная информация является коммерческой тайной.

Согласно ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель должен оказать потребителю услугу надлежащего качества. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.

Закон РФ «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя в рамках оказания услуг предоставлять по требованию потребителя сметы на соответствующие услуги, а также полную и достоверную информацию об оказываемых услугах.

В соответствии с п.1 ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно п.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с п.1 статьи 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» на выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.

Судом установлено, что истец обратился с указанным требованием к ответчику. Однако твердая смета на оказание услуг по перевозке пассажира по требованию потребителя и полная информация об услуге и его исполнителе по договору перевозки пассажира от 03.09.2017 г., заказ __ LG не была составлена и предоставлена, в связи с тем, что является коммерческой тайной.

Таким образом, ответчик на основании п.1 статьи 33 Закона РФ «О защите прав потребителей» был обязан выполнить требования потребителя.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Жданова А.Ф. к АО АК «РУСЛАЙН» о защите прав потребителей, в связи с чем, возлагает на ответчика обязанность предоставить Жданову А. Ф. твердую смету на оказание услуги по договору перевозки пассажира от 03.09.2017 г., заказ __ LG; предоставить Жданову А. Ф. полную информацию об услуге и его исполнителе по договору перевозки пассажира от 03.09.2017 г., заказ __ LG.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика в доход местного бюджета составляет 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Жданова А. Ф. удовлетворить.

Обязать АО АК «РУСЛАЙН» предоставить Жданову А. Ф. твердую смету на оказание услуги по договору перевозки пассажира от 03.09.2017 г., заказ __ LG.

Обязать АО АК «РУСЛАЙН» предоставить Жданову А. Ф. полную информацию об услуге и его исполнителе по договору перевозки пассажира от 03.09.2017 г., заказ __ LG.

Взыскать с АО АК «РУСЛАЙН» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Заельцовский районный суд г. Новосибирска в течение месяца с даты подготовки решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2018 года.

Судья подпись И.В. Павлючик

Подлинное решение находится в материалах гражданского дела __ в Заельцовском районном суде г. Новосибирска