Дело № 2-284/2021 г. (УИД 42RS0016-01-2021-000115-70)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 07 апреля 2021 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Филатовой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Овченковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Публичному акционерному обществу «АСКО-Страхование» о выплате страхового возмещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «АСКО-Страхование» (ПАО «АСКО-Страхование») о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Требования мотивированы тем, что 08.07.2020 в 15.39 по адресу: <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП)- столкновение автомобилей ТоуоtaСоrоlla, г/н № под управлением ФИО2 В.Э.О. и автомобиля ВМW Х5, г/н № принадлежащего истцу на праве собственности.
ДТП было оформлено участниками ДТП на месте посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол» (номер ДТП в базе РСА №), заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии.
После ДТП истец немедленно обратилась по телефону в ПАО «Аско-страхование» с сообщением о произошедшем событии с целью уточнить дальнейшие действия. В службе поддержки ей сообщили, что в регионе ее пребывания отсутствует представитель страховой компании и порекомендовали обратиться посредством почтовой связи. Через почту России истец обратилась в страховую компанию с заявлением по форме приложения 6 к положению Банка России о страховом случае с приложением необходимых для принятия решения документов, предоставлены документы, предусмотренные законом, для рассмотрения заявления и принятия по нему решения. В числе прочего к заявлению прилагалось экспертное заключение №927/20 от 17.07.2020 с указанием перечня повреждений и расчетом причиненного ущерба, сумма которого составила 347 996 000 руб.
30.07.2020 по требованию представителя страховой компании, посредством телефонной связи, истцом был предоставлен для осмотра автомобиль в состоянии после ДТП, с учетом следов его эксплуатации после ДТП до момента осмотра, о чем составлен акт осмотра с перечнем повреждений и их характеристикой.
12.08.2020 истцу произведена выплата страхового возмещения в размере 100 000 руб.
После неоднократных телефонных переговоров о выплате остальной суммы страхового возмещения, ей было отказано. На момент урегулирования страховая компания не учитывала факт оформления ДТП посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол».
21.08.2020 истец обратилась в страховую компанию с заявлением о доплате страхового возмещения и с просьбой организовать ее ознакомление с результатами независимой технической экспертизы и предоставлении акта о страховом случае.
02.09.2020 истцу было отказано в удовлетворении требований о доплате страхового возмещения и предоставлении запрашиваемых документов с мотивировкой на невыполнение ею рекомендаций мобильного приложения «ДТП Европротокол» и правил предоставления страховщику информации о ДТП, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о ДТП, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии.
Считает, что ею были соблюдены все рекомендации правил, регламентирующих порядок оформления ДТП посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол», произведена фотосъемка государственных регистрационных знаков ТС участников. Довод страховой компании об отсутствии фотосъемки идентификационного кода участников несостоятелен, т.к. согласно действующему законодательству при оформлении ДТП посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол» необходимо выполнить фотофиксацию государственного регистрационного знака или идентификационного номера ТС (при отсутствии государственного регистрационного знака).
Поскольку лимит страхового возмещения при оформлении ДТП посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол» по полису ОСАГО составляет 400 000 руб. 07.09.2020 истец обратилась с заявлением к Финансовому уполномоченному по вышеуказанным обстоятельствам с просьбой обязать ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» доплатить страховое возмещение. Сумма материального ущерба составила 347 996 руб. (430 000 рыночная стоимость — 82004 годные остатки) - 100 000 осуществленное страховое возмещение. Сумма требования к ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» составляет 247 996 руб.
09.10.2020 Финансовым уполномоченным принято решение о прекращении рассмотрения обращения по следующему основанию: «сведения и документы, позволяющие достоверно установить факт надлежащего оформления Заявителем ДТП посредством мобильного приложения «ДТП Европротокол» Заявителем предоставлены не были, в связи с чем, отсутствует возможность определения размера страхового возмещения подлежащего выплате Заявителю, и отсутствует возможность рассмотрения Обращения по существу.
Поскольку технически истец не имеет возможности предоставить запрашиваемые сведения и документы Финансовому уполномоченному в связи с тем, что оформление ДТП происходило в электронном виде и доступ к необходимой информации у нее как у потребителя отсутствует, а доступ к необходимым материалам имеет только РСА, истец 15.10.2020 обратилась в РСА с просьбой предоставить в ее адрес подтверждение факта оформления посредством мобильного приложения «ДТП Европротокол» с соблюдением всех необходимых требований действующего законодательства 08.07.2020 в 15.39, произошедшего ДТП, которое было оформлено на месте посредством автоматизированной информационной системы - мобильного приложения «ДТП Европротокол», авторизация в котором была осуществлена через информационную систему Госуслуги. Оформленному ДТП в базе РСА присвоен №.
От РСА получен ответ 13.11.2020, согласно которому в предоставлении запрашиваемых сведений истцу было отказано.
16.11.2020 после получения ответа от РСА, истец обратилась к Финансовому уполномоченному с просьбой запросить в РСА необходимые документы, рассмотреть заявление по существу и обязать ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» осуществить недоплаченное возмещение вреда в форме страховой выплаты.
07.12.2020 Финансовым уполномоченным вынесено решение об отказе в удовлетворении требований по причине несоответствия широты и долготы адреса ДТП, указанного истцом при оформлении ДТП.
Полагает, что решение Финансового уполномоченного не соответствует требованиям законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку на каждой фотографии, сделанной истцом на месте ДТП, имеются координаты GPS, которые совпадают с указанными в ответе Финансового уполномоченного.Данные координаты программное обеспечение «ДТП Европротокол» определяет самостоятельно, ввести их вручную или скорректировать пользователь не имеет технической возможности, в то же время на фотоматериалах с места ДТП, переданных в программу отчетливо видна окружающая обстановка с привязкой к неперемещаемым объектам (строительному магазину Доминго, расположенному по адресу: <адрес>), фиксирующая место ДТП. Таким образом, подтверждается факт, время, место и обстоятельства ДТП.
На основании изложенного просит взыскать с ПАО «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» в ее пользу стоимость материального ущерба в размере 247 996 руб.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО3, действующий на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменныевозражения относительно заявленных исковых требований, из которых следует, что 12.08.2020 г. истцу была произведена страховая выплата в размере 100000 руб. 21.08.2020 г. истец обратилась с претензией, содержащей требование произвести доплату страховой выплаты в размере 247 996 руб., выплатить неустойку. В удовлетворении претензии было отказано ввиду несоответствия объема информации о ДТП требованиям составу информации, установленным Правилами предоставления страховщику информации о ДТП, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о ДТП и требованиями к техническим средствам контроля и составу информации о ДТП, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1108. В частности, истцом не были выполнены рекомендации мобильного приложения «ДТП Европротокол», а именно не произведена фотосъемка идентификационного кода автомобиля потерпевшего, виновника ДТП; вместо фотографий идентификационного кода переданы фотографии внешнего вида транспортных средств спереди, что не позволило идентифицировать транспортные средства; передана не полная информация об адресе места ДТП. Решением Службы финансового уполномоченного от 07.12.2020 г. было отказано в удовлетворении требований истца. Кроме того, свои возражения основывает на том, что ПАО «АСКО-Страхование» была проведена трасологическая экспертиза, согласно заключению которой в данном ДТП имеет место фальсификация ДТП.
Третьи лица ФИО2 В.Э.О., ФИО5, представитель АО «Альфа Страхование», представитель Российского Союза Автостраховщиков, привлеченного к участию в деле на основании определения суда, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Финансовый уполномоченный АНО «СОДФУ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные объяснения, согласно которым считает требования истца не подлежащими удовлетворению в той части, в удовлетворении которых при рассмотрении обращения финансовым уполномоченным было отказано по основаниям, изложенным в решении.
В соответствии с ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушавобъяснения истца, представителя истца и исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Как следует из п.3 ст.1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (далее - стороны), а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст.25 ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к финансовой организации, указанные в части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение тридцати дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Указанные требования законодательства о порядке и сроках обращения в суд, истцом соблюдены.
В судебном заседании установлено, что 08.07.2020 г. в 15.39 час. в г. Новокузнецке произошло ДТП с участием автомобиля ТоуоtaСоrоlla, г/н № под управлением ФИО4О. и автомобиля ВМW Х5, г/н № принадлежащего истцу на праве собственности. В результате данного ДТП истцу был причинен материальный ущерб.
Указанное ДТП произошло по вине водителя ФИО2 В.Э.О. и оформлено без участия сотрудников ГИБДД(т.1 л.д.11-12).
Гражданская ответственность владельца автомобиля ТоуоtaСоrоlla, г/н № на момент ДТП была застрахована в АО «Альфа Страхование», гражданская ответственность истца на момент ДТП застрахована в ПАО «АСКО-Страхование» по договору ОСАГО (т.1 л.д.13).
28.07.2020 г. истец направилответчику заявление о выплате страхового возмещения по договору ОСАГО.
Платежным поручением подтверждается, что 12.08.2020 г. истцу была произведена выплата страхового возмещения в размере 100000 руб.
21.08.2020 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о доплате страхового возмещения и с просьбой организовать ознакомление истца с результатами независимой технической экспертизы и предоставить ей акт о страховом случае (т.1 л.д.163-164).
02.09.2020 г. ответчик направил истцу отказал в удовлетворении требований о доплате страхового возмещения и предоставлении запрашиваемых документов, с указанием на то, что истцом не выполнены рекомендации мобильного приложения «ДТП Европротокол» и правил предоставления страховщику информации о ДТП, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о ДТП, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о ДТП, поскольку не была произведена фотосъемка идентификационного кода как автомобиля потерпевшего, так и автомобиля виновника, а также не были указаны паспортные данные (т.1 л.д.145-146).
В установленном ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» порядке истец обратилась с заявлением к Финансовому уполномоченному с просьбой обязать ПАО «АСКО-Страхование» осуществить недоплаченное возмещение ущерба в форме страховой выплаты, которая составила 247 996 руб. (т.1 л.д.70-74).
07.12.2020 г. Финансовым уполномоченным вынесено решение об отказе в удовлетворении требований. Из указанного решения следует, что согласно ответу Российского Союза Автостраховщиков в автоматизированную информационную систему обязательного страхования была передана следующая информация о ДТП: долгота местоположения транспортного средства – 87, 111888Е, широта местоположения фотосьемки ДТП- 53,770886N и указан следующий адрес ДТП: <адрес> сведениям картографического сервиса указанные долгота и широта не соответствуют долготе и широте указанного адреса. Таким образом, заявителем неверно указан адрес ДТП в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В решении сделан вывод о том, что заявителем не были соблюдены требования к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, в связи с чем в удовлетворении требований было отказано (т.1 л.д.132-137).
Обсуждая обоснованность отказа в удовлетворении требований истца, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.4 ст. 11.1 ФЗ РФ «Об ОСАГО» в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.6 ст.11.1 указанного ФЗ при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах сумма при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения впределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» даны разьяснения о том, что согласно пунктам 5 и 6 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах повреждениятранспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или иных глобальных спутниковых навигационных систем).
Согласно п. 5 Правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 г., № 1108 в случае если пользователем программного обеспечения, предусмотренного статьей 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - программное обеспечение), является гражданин Российской Федерации, к информации о дорожно-транспортном происшествии, формируемой с использованием программного обеспечения, относятся следующие данные:а) информация, содержащаяся в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме":фамилия; имя;отчество (при наличии);дата рождения;
серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность, кем выдан, код подразделения;адрес проживания (при наличии);адрес регистрации (при наличии);номер мобильного телефона (при наличии);адрес электронной почты (при наличии);серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при наличии);идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства (при наличии);
б) серия, номер, дата выдачи, срок действия водительского удостоверения (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме");
в) сведения о договорах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в соответствии с которыми застрахована гражданская ответственность участников дорожно-транспортного происшествия (далее - договоры обязательного страхования), или о таком договоре обязательного страхования одного из участников, если гражданская ответственность другого участника застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - международные системы страхования):
наименование страховой организации;серия, номер, дата заключения договора обязательного страхования;даты начала и окончания периода (периодов) использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования, если этот договор заключен с условием использования транспортного средства в определенные периоды;
идентификационный номер или государственный регистрационный знак транспортного средства (при отсутствии указанных данных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"), марка и модель транспортного средства, в отношении которого заключен договор обязательного страхования, или информация об отсутствии действующего договора обязательного страхования;
г) координаты места проведения фотосъемки, определяемые автоматически с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации и (или) по базовым станциям систем подвижной радиотелефонной связи;
д) дата и время дорожно-транспортного происшествия;
е) типы транспортных средств;
ж) перечень наименований частей, узлов, агрегатов и деталей транспортного средства, поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия, если этим транспортным средством является легковой автомобиль;
з) фотоизображения транспортных средств, их повреждений и договоров обязательного страхования, выполненные на месте дорожно-транспортного происшествия;
и) время и дата начала отправки данных в систему обязательного страхования.
Согласно сведениям Российского Союза Автостраховщиков, который в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» является оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, истцом в автоматизированную информационную систему были переданы следующие сведения о ДТП: код события (код ДТП); VIN своего транспортного средства; гос.номер своего транспортного средства; номер кузова транспортного средства второго участника ДТП; гос. номер транспортного средства второго участника ДТП; адрес ДТП; дата и время ДТП; долгота местоположения транспортного средства, определяемого базовыми станциями операторов; широта местоположения фотосьемки ДТП, определяемого базовыми станциями операторов; радиус области позиционирования, определяемого базовыми станциями операторов; номера поврежденных элементов конструкции своего транспортного средства; номера поврежденных элементов конструкции транспортного средства второго участника ДТП. Кроме того, истцом была произведена фотосьемка транспортных средств.
Отказ ответчика произвести истцу выплату в пределах страховой суммы, установленной п. «б» ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» основан на том, что вопреки рекомендациям приложения «ДТП Европротокол» истцом в автоматизированную информационную систему вместо фотографий идентификационного кода переданы фотографии внешнего вида транспортных средств спереди, не выполнены рекомендации в части предоставления информации в отношениитранспортного средства причинителя вреда. Кроме того, истцом не верно указан адрес ДТП.
На несоответствии указанного истцом адреса ДТП основано также решение Финансового уполномоченного.
Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, суд приходит к выводу о том, что информация, переданная истцом в автоматизированную информационную систему, соответствует требованиям п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2019 г., № 1108, которые не предусматривают передачу фотографий идентификационного кода транспортных средств. Доводы ответчика о том, что истцом не была передана информация об автомобиле второго участника ДТП, противоречит предоставленным Российским Союзом Автостраховщиком информации. Указание адреса ДТП не предусмотрено указанными Правилами, поскольку координаты ДТП определяются автоматически, в связи с чем данная информация является некорректируемой.
При таких обстоятельствах, требования истца о выплате страхового возмещения в пределах лимита, установленного ст. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» подлежат удовлетворению.
Обсуждая вопрос о размере ущерба, подлежащего возмещению истцу по договору ОСАГО, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. п. 11-15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
Если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества или его остатков страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страхового возмещения, страховщик обязан организовать независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - представить поврежденное имущество или его остатки для проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки).
Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество или его остатки и (или) не организовал независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) поврежденного имущества или его остатков в установленный пунктом 11 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за технической экспертизой или экспертизой (оценкой). В таком случае результаты самостоятельно организованной потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) принимаются страховщиком для определения размера страхового возмещения.
В случае самостоятельной организации проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня до ее проведения проинформировать страховщика о месте, дате и времени проведения указанных независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) для обеспечения возможности присутствия страховщика при ее проведении.
Подп. «а» п. 16.1 приведенной ой статьи Закона предусматривает, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему" (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы, страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае полной гибели транспортного средства.
Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков (подп. «а» п. 18 статьи 12 ФЗ).
Из материалов дела следует, что ответчик исполнил обязанность по осмотру поврежденного автомобиля истца и организации независимой экспертизы.
Согласно заключению экспертизы, организованной ответчиком (ИП ФИО6) стоимость восстановительного ремонта транспортного средства истца без учета износа составила 513200 руб., с учетом износа – 268500 руб., средняя рыночная стоимость до повреждений на дату ДТП составила 465000 руб., стоимость годных остатков – 118 500 руб. Экспертом-техником в заключении указано на нецелесообразность восстановительного ремонта.
Таким образом, размер ущерба, причиненного истцу в результате ДТП и подлежащего возмещению по договору ОСАГО, составляет 346500 руб., согласно расчету: 465000 руб. – 118500 руб.
Учитывая размер произведенной страховой выплаты, с ответчика подлежит взысканию недоплаченная страховая выплата в размере 246500 руб. (346500 руб. – 100 000 руб.).
Представленное в подтверждение исковых требований экспертное заключение ООО «Прайс-Сервис» судом не может быть принято во внимание ввиду того, что ответчик исполнил обязанность по организации независимой экспертизы и основания для организации таковой истцом отсутствовали. Кроме того, разница между размером ущерба, определяемого на основании экспертизы, организованной ответчиком и предьявляемыми истцом требованиями составляет менее 10 % и находится в пределах статистической достоверности.
В подтверждение возражений ответчиком представлено заключение специалиста, согласно которому характер всех повреждений в салоне автомобиля истца не соответствует обстоятельствам, указанным ФИО1 и ФИО2 В.Э.О. в документах по факту ДТП, заявленного 08.07.2020 г. С точки зрения судебной и экспертной практики в рассматриваем случае имеет место фальсификация дорожно-транспортного происшествия (т.2 л.д.12-20).
Оценивая указанное заключение, суд отмечает, что к указанным выводам специалист пришел в результате исследования фотоснимков, в отсутствие осмотра транспортных средств и комплексного исследования, в связи с чем, не может быть принято во внимание судом как не отвечающее требованиям допустимости и достоверности доказательств. Кроме того, на указанное обстоятельство ответчик ранее не ссылался, признав произошедшее ДТП страховым случаем и произведя частичную страховую выплату. Решение Финансового уполномоченного также не основано на факте фальсификации ДТП.
Поскольку истец в соответствии со 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, а исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 5665 руб., исходя из расчета: (от удовлетворенных требований имущественного характера (246 500 руб. (страховая выплата) - 200 тыс. руб.х 1% + 5200 руб. = 5665 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «АСКО-Страхование» о выплате страхового возмещения удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ФИО1 с Публичного акционерного общества «АСКО-Страхование» страховую выплату в размере 246500 руб., а также госпошлину в доход федерального бюджета в размере 5665 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12.04.2021 г.
Председательствующий: Н.И. Филатова