ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2021 от 08.09.2021 Завитинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-284/2021

УИД 28RS0007-01-2021-000478-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2021 года город Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Наумовой М.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Завитинского района Коваленко В.В.,

представителя ответчика ООО «Восток» - ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда, гражданское дело по иску прокурора Завитинского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Восток» и администрации города Завитинска о возложении обязанности на ООО «Восток» выполнить мероприятия по замене котлов на котельных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Завитинского района обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в интересах неопределённого круга лиц, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка по вопросам исполнения требований федерального законодательства о концессионных соглашениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что теплоснабжение на территории муниципального образования городское поселение «Город Завитинск» осуществляется, в том числе котельными №№2,9, являющимися муниципальной собственностью муниципального образования городское поселение «Город Завитинск», расположенными по адресу: <...> соответственно. В соответствии с концессионным соглашением от 29 августа 2017 г., заключённым между муниципальным образованием городское поселение «Город Завитинск» и ООО «Восток» указанные котельные с неотъемлемым оборудованием к ним переданы во владение и пользование ООО «Восток» для осуществления деятельности по производству, передачи и распределении тепловой энергии с их использованием на срок 10 лет. Согласно положениям концессионного соглашения ООО «Восток», как концессионер, обязано в том числе: за свой счёт реконструировать объект Соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в Приложении № 1, в установленные сроки, с достижением плановых значений показателей деятельности, при выполнении перечня работ в соответствии с Приложением № 3; поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий и капитальный ремонты, нести расходы на содержание объекта Соглашения. В соответствии с Приложением № 3 к Соглашению, в 2020 году на котельной № 2 г. Завитинска должен быть заменён котёл КВ-2,5-095, а на котельной № 9 г. Завитинска - котел КВм-1,1 Б. Вместе с тем, обязанность по поддержанию объекта Соглашения в исправном состоянии, а также по производству текущего и капитального ремонта, несению расходов на содержание объекта Соглашения, возложенная концессионным соглашением на ООО «Восток» (в том числе в соответствии с техническим заданием по реконструкции объекта Соглашения), исполняется концессионером ненадлежащим образом. При проверке прокуратурой установлено, что по состоянию на 06 августа 2021 года мероприятия по замене вышеуказанных котлов на котельных, ООО «Восток» не исполнены; указанные котлы не прошли гидравлические испытания, что свидетельствует не только о нарушении условий концессионного соглашения, но и о возможном срыве отопительного периода 2021-2022 г.г. Таким образом, ООО «Восток» не выполнило требования действующего законодательства по ремонту и обслуживанию переданного объекта Соглашения, нарушив договорные обязательства в рамках заключённого концессионного соглашения. На основании изложенного, просит обязать ООО «Восток» в соответствии с концессионным соглашением от 29 августа 2017 года выполнить мероприятия по замене котла КВ-2,5-095 на котельной № 2 г. Завитинска и котла КВм-1,1 Б на котельной № 9 г. Завитинска в срок до 01 октября 2021 года.

Ответчик администрация города Завитинска, в лице Главы направила в суд отзыв, в котором указала, что обязанность ООО «Восток», как концессионера производить за свой счёт реконструкцию объекта соглашения (в том числе котельных №№2,9) в установленный срок закреплена в концессионном соглашении, а также в Федеральном законе «О концессионных соглашениях». Таким образом в рамках заключённого концессионного соглашения, дополнительных соглашений и в соответствии с требованиями законодательства, именно на ООО «Восток» лежит обязанность по замене котла КВ-2,5-095 на котельной № 2 г. Завитинска и котла КВм-1,1 Б на котельной № 9 г. Завитинска. При решении вопроса относительно срока установки котлов администрация города Завитинска просит суд принять во внимание, что отопительный период в городе Завитинске начинается, как правило, в конце сентября – начале октября.

Ответчик администрация города Завитинска, третье лицо администрация Завитинского района, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, причину неявки не сообщили, в связи с чем, с учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие не прибывших лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Коваленко В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, настаивая на доводах, изложенных в иске.

Представитель ответчика ООО «Восток» - ФИО1 исковые требования не признала в полном объёме, в судебном заседании дала объяснения о том, что в настоящее время ООО «Восток» уплатило денежные средства за один котёл и внесло предоплату за второй котёл, в ближайшее время котлы будут установлены на котельных, при этом также просила учесть, что данные котлы являются резервными, в связи с чем их отсутствие на котельных не приведёт к срыву отопительного периода.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25 апреля 2008 года и 22 июля 2014 года, что в собственности муниципального образования Городское поселение «Город Завитинск» Амурской области находятся: здание котельной №2, расположенное по адресу: <...>; котельная №9, здание, расположенное по адресу: <...>.

29 августа 2017 года администрацией городского поселения «Город Завитинск» с ООО «Восток» заключено концессионное соглашение, согласно которому ООО «Восток» переданы объекты теплоснабжения, в т.ч. котельные №№ 2,9 в г. Завитинске и котельное оборудование. На основании пунктов 1 и 8 указанных концессионных соглашений ООО «Восток» обязуется за свой счёт реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе №2 Соглашений, реконструировать объект соглашения состав и описание технико-экономических показателей которого установлены в Приложении № 12 в срок, указанные в разделе IX Соглашения.

Между тем, техническим заданием по реконструкции объектов Соглашения, являющегося приложением № 3 к Соглашению от 29 августа 2017 года, Соглашениями от 23 ноября 2017 года и 20 марта 2018 года о внесении изменений в вышеуказанное концессионное соглашение от 29 августа 2017 года, техническим заданием по реконструкции объектов концессионного соглашения, являющегося приложением к Соглашению от 20 марта 2018 года, предусмотрена на котельной № 2 г. Завитинска замена в 2020 году котла КВ-2,5-095 на аналогичный котёл, с затратами на производство работ в сумме 700 000 руб.; на котельной № 9 г. Завитинска замена в 2020 году котла КВм-1,1 Б, с затратами на производство работ в сумме 400 000 руб.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения теплоснабжения населения; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 указанного Федерального закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несёт его собственник.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения в том числе являются - обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; а также обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей.

Согласно пункту 2.7.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 № 115, объём технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учётом их фактического технического состояния, а в соответствии с п. 2.7.3 Правил - система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер.

Подпунктом «а» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354, закреплено, что потребитель имеет в том числе право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.

В силу пунктов 1, 8, 10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится: организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; осуществление муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надёжности и энергетической эффективности системы теплоснабжения; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется в том числе только по концессионным соглашениям, заключённым в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 указанной статьи, осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется, в том числе по концессионным соглашениям, за исключением установленных законом случаев.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии со статьёй 10 указанного Федерального закона, концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.

В статьях 45, 46 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" также имеются обязательные требования к концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения. Решение такого концессионного соглашения должно включать информацию о конкретном задании, предложении концессионеру, а в конкурсной документации должны быть отражены основные характеристики мероприятий, которые должен исполнить концессионер.

При таких обстоятельствах требования прокурора Завитинского района о возложении на общество с ограниченной ответственностью «Восток» обязанности в соответствии с концессионным соглашением выполнить мероприятия по замене котлов на котельных № 2 и № 9 г. Завитинска являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежащим удовлетворению в полном объёме.

При этом, что касается срока, до которого прокурор просит обязать ООО «Восток» исполнить решение, то суд принимает во внимание Распоряжение Правительства Амурской области от 28.05.2020 N 137-р "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Амурской области к отопительному периоду 2020 - 2021 года и их работе в течение отопительного периода 2020 - 2021 года", в связи с чем признаёт данный срок обоснованным и разумным.

Доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что в настоящее время денежные средства на приобретение котлов переведены продавцу ООО Завод «Гарант», не могут быть признаны основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку само по себе перечисление денежных средств не может являться гарантией выполнения ООО «Восток» мероприятий по замене котлов, предусмотренных действующим концессионным соглашением.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Завитинского района в интересах неопределённого круга лиц к ООО «Восток» и администрации города Завитинска о возложении обязанности на ООО «Восток» выполнить мероприятия по замене котлов на котельных - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Восток» в соответствии с концессионным соглашением от 29 августа 2017 года выполнить мероприятия по замене котла КВ-2,5-095 на котельной № 2 г. Завитинска и котла КВм-1,1 Б на котельной № 9 г. Завитинска в срок до 01 октября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Ю.В. Данилова

Решение в окончательной форме составлено 13 сентября 2021 года.