ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2021 от 13.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

РЕШЕНИЕ

По делу № 2-284/2021

Именем Российской Федерации

13 июля 2021г.

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,

при секретаре Сытиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о возложении обязанности привести индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в соответствие с требованием закона, включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о возложении обязанности привести индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в соответствие с требованием закона, включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете пенсии.

В обоснование иска заявитель указал, что является пенсионером с 21 января 2017 года, ему назначена и выплачивается пенсия по старости.

22 сентября 2020 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о внесении уточнений в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, включении в общий трудовой стаж неучтённых периодов индивидуальной трудовой деятельности: с 25.01.1996 по 24.09.1996, с 01.01.1997 по 31.12 1998, с 01.11.1999 по 30.04.2000. с 01.06.2000 по 31.12.2001, а также льготный период прохождения военной службы по призыву (2 года 0 мес. 25 дней) с 20.05.1975 по 14.06.1977.

Письмом № С-1121-28089 от 21.10.2020 г. УПФР отказало внести периоды: с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 01.11.1999 по 30.04.2000, с 01.06.2000 по 31 12.2001 г. в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов в данные периоды. Вышеуказанный отказ нарушает пенсионное законодательство и права истца на перерасчет пенсии.

Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Принимая во внимание положения абзацев 5, 19, 26 пункта 3 и абзацев 6, 11, 26 пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при исчислении расчётного размера трудовой пенсии учитывается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. Таким образом, расчётный размер трудовой пенсии напрямую зависит, в том числе, от продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 2002 года.

Абзацем 1 пункта 3.3. постановления от 29.01.04 № 2-П Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснено, что применительно к положениям статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходит законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9).

Согласно подпункту 5 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел. связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение,

пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ, имея в виду следующее:

если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002г.

Таким образом, подсчёт периодов индивидуальной трудовой деятельности истца до 01.01.2002 года и службы по призыву при включении в общий трудовой стаж необходимо проводить по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

До 01.01.2002 года действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 88 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия по старости устанавливается с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Согласно статье 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Согласно части 8 статьи 94 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и абзацу 32 части 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", военная служба по призыву засчитывается в трудовой стаж в двойном размере.

Из названных норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" следует, что в общий трудовой стаж входят неучтённые Управлением периоды индивидуальной трудовой деятельности истца до 2002 года и льготный период военной службы по призыву, подсчитанные в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Статьёй 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предусмотрено, что расходы на выплату пенсий, назначаемых по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, финансируются за счет ассигнований из федерального бюджета.

Таким образом, спорные периоды трудовой деятельности подлежат включению в общий трудовой стаж, поскольку ранее действовавшее законодательство при расчёте пенсии по старости предусматривало включение таких периодов в общий трудовой стаж независимо от уплаты страховых взносов в данные периоды.

Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, согласно которому трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями. При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям.

Архивным отделом администрации г. Тамбова выдана справка № 21-61-3086 от 10.10.2016 г., подтверждающая выдачу администрацией Советского района города Тамбова на имя истца свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица № 5550 от 25.01.1996, а также наличие в архивном фонде администрации Советского района заявления истца о сдаче свидетельства в связи с прекращением предпринимательской деятельности от 18.03.2003.

ФИО1 просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области зачесть ему периоды работы с 25.01.1996 по 24.09.1996 г., с 01.01.1997 г. по 31.12.1998 г., с 01.11.1999 г. по 30.04.2000 г., с 01.06.2000 г. по 31.12.2001 г., а также период прохождения военной службы по призыву с 20.05.1975 по 14.06.1977 г. из расчета 1 день за 2 дня в общий трудовой стаж, внести изменения в раздел "Сведения о трудовой деятельности" индивидуального лицевого счёта застрахованного лица и произвести перерасчет размера пенсии по старости с 21 января 2017 года.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял свои требования. В последней редакции иска просил возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обязанность привести индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»:

- в пункт 1 "Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" формы СЗИ-ИЛС включить сведения за период до 2015 года, о величине ИПК 59,448;

- в подпункт 2.2. пункта 2 "Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" формы СЗИ-ИЛС внести изменения в общий стаж до 2002 года: 22 года 9 месяцев 27 дней;

- в подпункт 2.4. пункта 2 "Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" формы СЗИ-ИЛС внести изменения в период прохождения военной службы по призыву из расчета 1 день за 2 дня с 20.05.1975 по 14.06.1977 г. продолжительность периода 4 года 1 месяц 20 дней;

- в подпункт 2.4. пункта 2 "Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица" формы СЗИ-ИЛС внести изменения, указав период работы с 25.01.1996 г. по 31.12 1996 г., продолжительность периода работы 0 лет 11 месяцев 7 дней;

- в раздел «Стаж (учитываемый для целей назначения пенсии)» «Сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» формы СЗИ-ИЛС внести изменения: 25 лет 7 месяцев 15 дней.

Истец просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области зачесть ему периоды работы с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г.; с 01.06.2000 г. по 30.09.2000 г. с включением данных периодов в Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, формы СЗИ-ИЛС и произвести перерасчет размера пенсии по старости с 21 января 2017 года с учетом указанных периодов.

В судебном заседании представители истца ФИО2 и ФИО3 поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО4 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В означенном отзыве указано, что статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 1339 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с этим Министерством труда и социальной защиты РФ 9 января 2019 г. издан Приказ № 2н зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 марта 2019 г. (регистрационный номер 53957) об утверждении формы СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

Информация, находящаяся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица аккумулируется исключительно для пенсионного обеспечения и учитывается на момент назначения пенсии. Так как истец является получателем пенсии по старости, то информация, которая учтена при расчете и перерасчете пенсии в форме СЗИ-ИЛС раздела 1 формируется следующим образом: величина ИПК(пенсионные баллы) за период до 2015г. равен 0,000. В указанных истцом пунктах выписки СЗИ-ИЛС предусматривается указание периодов работы и иной деятельности исключительно в календарном исчислении. В льготном исчислении периоды не указываются.

Период осуществления истцом предпринимательской деятельности с 25.01.1996 по 31.12.1996 учтен в страховой стаж при назначении пенсии.

С 21.01.2017 ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке. Периоды работы после 01.01.2002 не учитываются в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 либо п.4 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3.

Расчетный размер страховой пенсии по старости определен истцу в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3, как наиболее выгодный вариант. В общий трудовой стаж учтены все периоды работы и иной деятельности, подтвержденные документально. Включение в общий трудовой стаж периода военной службы по призыву в двойном размере, п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3, не предусмотрено. Следовательно, в разделе «Стаж для целей назначения пенсии» выписки сведения о стаже актуальны.

Управлением при назначении истцу пенсии были учтены все периоды трудовой и иной деятельности, подтвержденные документально. Информация об уплате страховых взносов за период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.06.2000 по 30.09.2000 в Управлении отсутствует. Кроме того, истцом так же не было представлено доказательств уплаты страховых взносов за спорный период.

Представитель ответчика просила в иске отказать.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Судом установлено, что с 21.01.2017 ФИО1 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Частью 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер страховой пенсии по старости определен истцу в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3, как наиболее выгодный вариант. В общий трудовой стаж учтены все периоды работы и иной деятельности, подтвержденные документально. Включение в общий трудовой стаж периода военной службы по призыву в двойном размере, п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3, не предусмотрено.

По данным ИФНС РФ по г.Тамбову с 01.01.1998 г. по 31.12.1998 г.; с 01.06.2000 г. по 30.09.2000 г. истец предпринимательскую деятельность не осуществлял, страховые взносы не уплачивал. То есть, законные основания для включения указанных периодов в трудовой стаж истца отсутствуют.

Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 1339 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с этим Министерством труда и социальной защиты РФ 9 января 2019 г. издан Приказ № 2н зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 марта 2019 г. (регистрационный номер 53957) об утверждении формы СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".

Информация, находящаяся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица аккумулируется исключительно для пенсионного обеспечения и учитывается на момент назначения пенсии. Так как истец является получателем пенсии по старости, то информация, которая учтена при расчете и перерасчете пенсии в форме СЗИ-ИЛС раздела 1 формируется следующим образом: величина ИПК (пенсионные баллы) за период до 2015г. равен 0,000. В указанных истцом пунктах выписки СЗИ-ИЛС предусматривается указание периодов работы и иной деятельности исключительно в календарном исчислении. В льготном исчислении периоды не указываются.

Судом установлено, что в разделе «Стаж для целей назначения пенсии» выписки из ИЛС сведения о стаже ФИО1 актуальны и не требуют корректировки.

На основании изложенного в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ УПФ РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о возложении обязанности привести индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в соответствие с требованием закона, включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.08.2021г.

Судья: