ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2022 от 15.03.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

УИД 29RS0018-01-2021-006990-34

Дело № 2-284/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г.Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Седлецкой Ольги Владимировны к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о возложении обязанности производить начисление платы по показаниям общедомового прибора учета, произвести перерасчет,

установил:

Седлецкая О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК-2») о понуждении производить начисления за потребление тепловой энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета, понуждении произвести перерасчет начислений за потребление тепловой энергии по <адрес> в городе Архангельске с учетом показаний общедомового прибора учета с 01 сентября 2019 года.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры в <адрес> в городе Архангельске. Поставку тепловой энергии в многоквартирный дом, начисление и взимание платы за поставленную тепловую энергию осуществляет ответчик. До сентября 2019 года расчет и начисление платы за тепловую энергию производился ответчиком с учетом показаний общедомового прибора учета. Узел учета допущен в эксплуатацию ответчиком. С сентября 2019 года ответчик производит начисление по нормативам, ссылаясь на то, что ранее применявшийся в расчетах прибор учета не может быть использован, поскольку учитывает тепловую энергию, поставляемую в здания по адресу: город Архангельск, <адрес> Вместе с тем, никаких изменений в системе теплоснабжения многоквартирного дома в 2019 году не производилось. Полагает изменение способа расчетов со ссылкой на использование прибора учета для нескольких зданий неправомерным.

Истец Седлецкая О.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовала. Представитель истца Титов К.О. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Борецкая А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ООО «Новый город» Калиничева Л.П. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, экспертное заключение, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Седлецкая О.В. является сособственником жилого помещения, расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес>.

Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Новый город».

Поставку тепловой энергии в многоквартирный дом, начисление и взимание платы за поставленную тепловую энергию осуществляет ПАО «ТГК-2».

Многоквартирный жилой дом оборудован прибором учета тепловой энергии №1481.

С сентября 2019 года ПАО «ТГК-2» производит начисление по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению, ссылаясь на то, что прибор учета, установленный в спорном доме в качестве общедомового, по смыслу п.2 Правил № 354 таковым не является, поскольку фиксирует потребление тепловой энергии, поставляемую в здания по адресу: город Архангельск, <адрес>.

Разрешая заявленные исковые требования о понуждении производить начисление платы за потребление тепловой энергии исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, суд исходит из следующего.

Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

В соответствии с п.1. ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату, в том числе, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п/п «и» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о представлении коммунальных услуг.

В силу п.36 Правил расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п.п.37-38 Правил).

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (п. 42(1) Правил).

В соответствии со справкой, выданной Архангельскими городскими тепловыми сетями ПАО «ТГК-2», ООО «Новый город» произведена реконструкция теплового пункта <адрес>, в соответствии с требованиями Технических условий №4737 от 15.08.2017.

Из актов осмотра теплового узла и обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета от 30.11.2021, подписанных представителями ПАО «ТГК-2» и ООО «Новый город», следует, что в МКД по <адрес> установлен прибор учета тепловой энергии, который учитывает потребление зданиями по <адрес>. Система отопления здания по <адрес> подключена от теплового узла МКД <адрес>. Возможность установки общедомового прибора учета в доме по адресу: <адрес> без реконструкции существующих инженерных систем отсутствует.

Из заключения эксперта ООО «Беломорская Сюрвейрская Компания» от 02 октября 2020 г. по результатам строительно-технической экспертизы следует, что здание по <адрес> – здание с встроенными и пристроенными помещениями (<адрес>). Год постройки здания по указанным адресам – 1971. При обследовании конструкций и оборудования здания выявлено большинство признаков единства многоквартирного здания, а именно: единые сроки возведения и сдачи в эксплуатацию данного объекта; общий фундамент и общая стена между частями здания; общее решение по конструкции наружной стены (однородность материала стен); общее решение по конструкции крыши с единым выходом на кровлю; единые наружные и внутренние системы инженерно-технического обеспечения здания; присутствие помещений общего пользования для всех трех частей здания (тепловой пункт, электрощитовая и т.д.). Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 №37, данный дом является единым многоквартирным зданием.

Отдельная почтовая нумерация не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о том, что данные здания являются отдельными, конструктивно разделенными многоквартирными домами.

Оценив представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, учитывая, что нормативно-правовое регулирование предусматривает применение приборов учета в качестве приоритетного способа определения фактически принятого абонентом количества энергии, а три объекта по адресам фактически образуют единый объект с единой системой тепло-,энерго,-водоснабжения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В материалы дела ООО «Новый город» представлены показания прибора учета по т/сч №1481 за спорный период.

Доказательств, что показания установленного прибора учета являются недостоверными, и не отражают фактически отпущенный объем тепловой энергии, суду не представлено.

Таким образом, на ответчика возлагается обязанность производить начисления за потребление тепловой энергии с учетом показаний общедомового прибора учета, расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес>; произвести перерасчет начислений за потребление тепловой энергии по лицевому счету, открытому на <адрес> в городе Архангельске, с учетом показаний общедомового прибора учета, с 1 сентября 2019 года.

Согласно п.4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей освобождаются от оплаты государственной пошлины, в этом случае государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Таким образом, в силу п. 3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Седлецкой Ольги Владимировны к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о возложении обязанности производить начисление платы по показаниям общедомового прибора учета, произвести перерасчет удовлетворить.

Обязать публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» производить начисления за потребление тепловой энергии с учетом показаний общедомового прибора учета, расположенного по адресу: город Архангельск, <адрес>.

Обязать публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» произвести перерасчет начислений за потребление тепловой энергии по лицевому счету, открытому на <адрес> в городе Архангельске, с учетом показаний общедомового прибора учета, с 1 сентября 2019 года.

Взыскать с публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2022 года.

Председательствующий И.А. Валькова