ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-284/2022 от 20.01.2022 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-284/2022

УИД 66RS0044-01-2019-004640-93

Решение

Именем Российской Федерации

20 января 2022 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,

с участием помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Чебан В.А.,

при секретаре Рыбачук Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-284/2022 по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Первоуральскому Производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоконал» о возложении обязанности направить заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы,

установил:

в суд поступило исковое заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ППМУП «Водоканал» о возложении обязанности направить заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду

В обоснование исковых требований Свердловский межрайонный природоохранный прокурор указал, что проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

Установлено, что ППМУП «Водоканал» эксплуатируется 1 объект негативного воздействия на окружающую среду 1 категории опасности, включенный в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду под номером

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что ППМУП «Водоканал» в ходе осуществления деятельности выбрасываются загрязняющие вещества, отнесенные в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, к веществам II класса опасности (марганец, дигидросульфид (сероводород), хлор, гидроксибензол (фенол), формальдегид).

При этом у ППМУП «Водоканал» разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо комплексное экологическое разрешение отсутствует.

Неисполнение ППМУП «Водоканал» требований природоохранного законодательства и осуществление хозяйственной деятельности без
разработанных и утвержденных документов в сфере охраны атмосферного
воздуха влечет невозможность проведения надлежащего контроля со стороны
уполномоченных органов за выбросами загрязняющих веществ, что может
повлечь нарушение права на благоприятную окружающую среду неопределённого круга лиц.

В связи с чем, обратились с данными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Чебан В.А. требования исполняющего обязанности Свердловского межрайонного природоохранного прокурора поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.

Представитель ответчика ППМУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, согласно которого, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» утверждено Положение о предельно, допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее по тексту Положение).

Положение определяет порядок разработки предельно допустимых выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, временно разрешенных выбросов (за исключением радиоактивных веществ) для стационарных источников, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также порядок получения, продления и переоформления разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов хозяйственной и (или) иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам I категории по уровню воздействия на окружающую среду.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № очистным сооружениям <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> км присвоен код объекта: и 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Положением нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со статьей 31 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее

разрешение), нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В случае принятия решения об установлении для объекта I категории нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов территориальным органом Федеральной службы в сфере природопользования подготавливается разрешение на выбросы.

Форма разрешения на выбросы, а также сроки и последовательность административных процедур выдачи разрешения на выбросы определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Так, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 июля 2020 г. N 776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)» (далее - регламент) утвержден регламент процедуры установления нормативов допустимых выбросов, и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 12.1. регламента установлено, что для установления нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1 к Регламенту, а также следующие документы:

данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

проект нормативов допустимых выбросов;

сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых
производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в
случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

На основании указанного регламента ППМУП «Водоканал» 09.02.2021 года
представило в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявление и пакет документов для оказания государственной услуги по установлению нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

26.03.2021 года по результатам рассмотрения поступивших материалов отказано в установлении нормативов предельно допустимых выбросов по основанию выявления в документах ППМУП «Водоканал» недостоверной или искаженной информации.

При этом отказ содержит 9 замечаний относительно представленных документов, в настоящее время ППМУП «Водоканал» завершает их устранение, после чего заявление и пакет документов для оказания государственной услуги по установлению нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет направлено в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их -определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

В соответствии с п. 9 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 (далее по тексту - Положение), нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) при их наличии в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются в соответствии с гигиеническими нормативами.

Согласно п. 10 Положения, для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение, нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Согласно п. 2 Устава ППМУП «Водоканал», полномочия собственника городского округа Первоуральск в предприятии осуществляет Администрация городского округа Первоуральск в соответствии с действующим законодательствам. Администрация осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении имущества городского округа Первоуральск, закрепленного в хозяйственном ведении предприятия.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ППМУП «Водоканал».

В ходе проверки установлено, что ППМУП «Водоканал» в ходе осуществления деятельности выбрасываются загрязняющие вещества, отнесенные в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, к веществам II класса опасности (марганец, дигидросульфид (сероводород), хлор, гидроксибензол (фенол), формальдегид).

При этом у ППМУП «Водоканал» разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо комплексное экологическое разрешение отсутствует.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № очистным сооружениям <адрес>, расположенных по адресу: 623100, <адрес> присвоен код объекта: и 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Положением нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Для объектов I и II категорий, получающих комплексное экологическое разрешение в соответствии со статьей 31 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее

- разрешение), нормативы допустимых выбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

В случае принятия решения об установлении для объекта I категории нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов территориальным органом Федеральной службы в сфере природопользования подготавливается разрешение на выбросы.

Форма разрешения на выбросы, а также сроки и последовательность административных процедур выдачи разрешения на выбросы определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Так, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 июля 2020 г. N 776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)» (далее - регламент) утвержден регламент процедуры установления нормативов допустимых выбросов, и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 12.1. регламента установлено, что для установления нормативов допустимых выбросов и выдачи разрешения на выбросы Заявитель представляет заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1 к Регламенту, а также следующие документы:

1) данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

- в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности, либо данные проектной документации - в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности;

2) проект нормативов допустимых выбросов;

3) сведения о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основании которых
производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

4) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (в
случае подписания заявления уполномоченным представителем Заявителя).

На основании указанного регламента ППМУП «Водоканал» 09.02.2021 года
представило в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования заявление и пакет документов для оказания государственной
услуги по установлению нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу.

26.03.2021 года по результатам рассмотрения поступивших материалов отказано в
установлении нормативов предельно допустимых выбросов по основанию выявления в
документах ППМУП «Водоканал» недостоверной или искаженной информации.

Отказ содержит 9 замечаний относительно представленных документов, в
настоящее время ППМУП «Водоканал» завершает их устранение.

Суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика направить в уполномоченный орган экологического контроля надлежащим образом оформленное заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Первоуральскому Производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоконал» о возложении обязанности направить заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы- удовлетворить.

Обязать ППМУП «Водоканал» направить в уполномоченный орган экологического контроля надлежащим образом оформленное заявление об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первоуральский городской суд.

Мотивированное решение составлено 27 января 2022 года.

Председательствующий: подпись Е.В. Карапетян