ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-285 от 06.10.2011 Красноармейского районного суда (Самарская область)

                                                                                    Красноармейский районный суд Самарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красноармейский районный суд Самарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

(мотивированное)

06 октября 2011 года с. Красноармейское.

Судья Красноармейского районного суда Самарской области Султангалиев Х.К. с участием зам.прокурора Красноармейского района Самарской Рубцова В.А., представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской обл. Байданова А.А., действующего на основании доверенности,

при секретаре Гребешковой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-285/2011 по заявлению Главы муниципального района Красноармейский Самарской обл. Елина П.М. о признании незаконным представления прокурора Красноармейского района Самарской области от 12.08.2011г. «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности образовательных учреждений»

У С Т А Н О В И Л :

Глава муниципального района Красноармейский Самарской области Елин П.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Красноармейского района Самарской области от 12.08.2011г. «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности образовательных учреждений».

Заявление содержит следующее: В представлении указано, что в соответствии с п.8 ст.14 ФЗ-131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие органов местного самоуправления в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. На этом основании сделан вывод, что террористический акт является чрезвычайной ситуацией, что предупреждение таких ситуаций входит в полномочие местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе предпринимать какие-либо действия по решению вопросов местного значения поселений, перечисленных в ст.14 ФЗ-131. Законодатель также разграничивает понятие «чрезвычайная ситуация» и «террористический акт». Смешение данных понятий недопустимо. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязательности принятия целевых программ по данному вопросу. Согласно ст.5 ФЗ-35 от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» организация обеспечения деятельности органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами отнесена к полномочиям Правительства РФ. Администрация м.р.Красноармейский Самарской обл. считает представление прокурора не соответствующим положениям действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя Байданов А.А. поддержал заявление по изложенным в нём основаниям, а также уточнил, что просит признать представление не соответствующим законодательству в части обязания установки металлических и запасных входных дверей в общеобразовательных учреждениях, установки видеонаблюдения, металлодетекторов, а также привлечения к ответственности виновных лиц. Даны требования отсутствуют в Перечне минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан, утвержденного Решением Антитеррористической комиссии Самарской обл. О наличии решения Антитеррористической комиссии Самарской обл. от 03.03.2005г. и Перечня минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан представителю Администрации района не было известно. У органов местного самоуправления нет своих средств на выполнение требований, указанных в представлении, а именно: установки металлических и запасных входных дверей в общеобразовательных учреждениях, установки видеонаблюдения, металлодетекторов. В районе много общеобразовательных, а также дошкольных учреждений, и, соответственно, выполнение указанных требований для Администрации района весьма затратно.

Зам.прокурора Красноармейского р-на Самарской области Рубцов В.А. считает представление прокурора района законным и обоснованным. После террористического акта, имевшего место в детскому саду в Приморье, Генеральная прокуратура РФ, а также прокуратура Самарской обл. направили на места указания в срочном порядке провести проверки по антитеррористической деятельности органов местного самоуправления. Прокуратурой района было дано задание полиции, органам МЧС, которые провели проверки в общеобразовательных и дошкольных учреждениях. По результатам проверки в Администрацию района было направлено представление. При этом упор был сделан на Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан, утвержденного Решением Антитеррористической комиссии Самарской обл. от 03.03.2005г. Ссылка в представлении на ст.14 ФЗ-131 сделана ошибочно. В то же время для обеспечения полной антитеррористической защищенности выполнение таких требований, как установка металлических и запасных входных дверей в общеобразовательных учреждениях, установка видеонаблюдения, металлодетекторов обязательно. Проверкой установлено, что Администрацией муниципального района Красноармейский не в полной мере исполняются требования законодательства в части предупреждения терроризма, выявления, пресечения террористического акта, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма в общеобразовательных учреждениях района. Администрацией муниципального района не разработана целевая программа профилактики терроризма.

Изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о необоснованности заявления Администрации муниципального района Самарской обл.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, пресечению террористического акта, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.

На основании ч.3 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления должны осуществлять противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Террористический акт является особой чрезвычайной ситуацией, в предотвращении которой, в соответствии со смыслом действующего законодательства, должны принимать участие органы местного самоуправления наряду с правоохранительными органами.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998г. №1302 «О Федеральной антитеррористической комиссии», постановлением Губернатора Самарской области от 11.05.1999г. №112 образована антитеррористическая комиссия Самарской области, а также утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области и ее состав.

П.п. 4, 6 Положения установлено, что комиссия имеет право принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций и ликвидации их последствий. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Самарской области, территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Решением антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.05г. утвержден перечень минимальных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования. Указанный перечень был направлен для организации работы по приведению объектов в соответствии с требованиями, в т.ч. главам местного самоуправления.

Минимальные требования для образовательных учреждений:

организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей к объекту территории в целях выявления возможных признаков террори­стической угрозы;

ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 м от объекта;

обязательное информирование территориального органа внутренних дел о сдаче помещений или территорий объекта в аренду, а также о предстоящих на объекте ремонтно-строительных работах с привлечени­ем сторонних граждан и организаций;

привлечение к ремонтно-строительным работам на объекте хозяйст­вующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию;

инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действи­ям в условиях террористической угрозы;

наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирова­ния правоохранительных органов о возможных признаках террористи­ческой угрозы;

наличие систем громкоговорящей связи;

оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН).

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что даже минимальные требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов муниципальных образовательных учреждений района не в полной мере исполнены.

Отсутствие в вышеуказанном Перечне других требований, изложенных прокурором района в представлении, а именно: обязание установки металлических и запасных входных дверей в общеобразовательных учреждениях, установки видеонаблюдения, металлодетекторов, а также привлечения к ответственности виновных лиц, не освобождает в то же время органы местного самоуправления от выполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности.

Утверждения представителя Администрации муниципального района Красноармейский Самарской обл. об отсутствии средств на выполнение требований, указанных в представлении прокурора, суд считает неубедительными.

Ст.31 Закона РФ «Об образовании» установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования, к которым кроме прочего относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

Из вышеизложенного следует, что органы государственной власти Самарской области в сфере образования не наделены полномочиями по обеспечению предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в части предупреждения терроризма, выявлению, пресечению террористического акта, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма в образовательных учреждениях (что не является образовательным процессом). Указанные полномочия Законом «Об образовании» возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.

При таких обстоятельствах доводы представителя заявителя о том, что организация обеспечения деятельности органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами отнесена к полномочиям Правительства РФ, также необоснованны.

Учитывая, чтопреступные действия террористического характера могут быть совершены в любом населенном пункте государства, органы государственной власти, органы местного самоуправления должны находиться в готовности, принимать все предусмотренные законодательством меры, направленные на предупреждение террористических актов, минимизацию и ликвидацию их последствий.

Ч.ч.1,3 ст.179 Бюджетного кодекса РФ установлено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются соответственно местной администрацией муниципального образования. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Указанные требования бюджетного законодательства Администрацией муниципального района Красноармейский Самарской обл. не исполнены, целевая муниципальная программа профилактики терроризма не разработана, не реализуется и не финансируется, оценка эффективности реализации целевой программы, направленной на выполнение требований законодательства о противодействии терроризму не проведена.

Кроме этого, согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В заявлении Администрации муниципального района Красноармейский Самарской обл. не указано и не обосновано, какие права и свободы нарушены в результате внесения прокурором района представления.

Доводы представителя заявителя о том, что Администрации муниципального района Красноармейский Самарской обл. не было известно о решении Антитеррористической комиссии Самарской обл. от 03.03.2005г., красноречиво свидетельствует об отсутствии какой-либо работы со стороны Администрации муниципального района по антитеррору.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление внесено в соответствии с законом в пределах полномочий органов прокуратуры, и права (свободы) Администрации муниципального района Красноармейский Самарской обл. не были нарушены, в связи с чем отсутствуют какие-либо основания для удовлетворения заявления Главы муниципального района Красноармейский Самарской обл.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Главы муниципального района Красноармейский Самарской обл. Елина П.М. о признании незаконным представления прокурора Красноармейского района Самарской области от 12.08.2011г. «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности антитеррористической защищенности образовательных учреждений» отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения его в мотивированном виде, т.е. с 07.10.2011г.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Султангалиев Х.К.