ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2850/2013 от 04.09.2013 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

 Дело № год

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Г.Пермь     ДД.ММ.ГГГГ

 Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

 Федерального судьи Запара М.А.,

 При секретаре Мясниковой А.М.,

 С участием заявителя ФИО1, представителя Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО2 по доверенности,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение,

 У С Т А Н О В И Л:

     ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение.

 В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ издано уведомление об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации - Некоммерческое партнерство «Арбитраж Пермского края». ДД.ММ.ГГГГ о вынесении указанного акта стало известно заявителю. По дополнительному письменному запросу заявителя было получено указанное уведомление, которое является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. Уполномоченный гос. Орган, ссылаясь на положения ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», проводит неверный системный анализ действующего законодательства, указывая на то, что заявителем в Уставе вновь создаваемого юридического лица нарушены положения действующего законодательства в части цели и предмета деятельности.

 Так в частности, в уведомлении указано, что цели деятельности указываются, исходя из положений п. 1 ст. 8 и п. ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях».

 Согласно тексту Устава НП «АПК», в п. 3.1. указано, что предметом деятельности партнерства являются: - создание при Партнерстве третейского суда, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности урегулирования споров и защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем третейского разбирательства.

 Исходя из предложенной редакции Устава, конкретно определена сфера деятельности, направление деятельности, создаваемой организации. При этом указанная редакция недвусмысленно указывает, что третейский суд создается при Партнерстве, а не в виде самого Партнерства в качестве юридического лица.

 При этом сам факт создания при партнерстве третейского суда может являться предметом деятельности, т.к., в соответствии со ст. 3 ФЗ «О третейских судах в РФ», в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Таким образом, создание постоянно действующего третейского суда при некоммерческом партнерстве не только допускается, но и поощряется с учетом позиции Правительства и Президента РФ, в т.ч. отраженной в утвержденной правительством Стратегии развития страны до 2020 года и ежегодном послании Президента РФ.

 В соответствии с действующим законодательством РФ, не существует запрета по количеству третейских судов создаваемых при одном юридическом лице, таким образом, процесс создания их при НП «Арбитраж Пермского края» будет являться в т.ч. предметом его деятельности. К примеру, по проекту при НП «АПК» планируется создание специализированных третейских судов по разрешению споров в сфере спорта, строительства, интеллектуальной собственности, инвестиционной деятельности и др.

 Кроме того, как ранее было указано, для разрешения конкретных споров также могут создаваться третейские суды «ad hoc». Как правило, третейские суды для разрешения конкретных споров создаются с условием присоединения к Регламентам существующих постоянно действующих третейских судов, дабы не загружать текст третейского соглашения сторон. При указанном в уставе предмете деятельности создание третейских судов для разрешения конкретных споров также отражает, безусловно, сферу деятельности создаваемой организации.

 Уполномоченный гос. орган также указывает, что цели деятельности, предусмотренные Уставом, не соответствуют положениям п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 Закона об НКО. С учетом вышеизложенной позиции цели деятельности Партнерства полностью соответствуют требованиям действующего законодательства РФ и достижимы при реализации предмета деятельности.

 Уполномоченный орган при вынесении решения об отказе в гос. регистрации создания некоммерческой организации применил норму, не подлежащую применению, и не учел терминологию действующего национального законодательства РФ.

 В качестве обоснования уполномоченного гос. органа ссылается на положения ФЗ «О международном коммерческом арбитраже». К указанным правоотношениям данный закон не применим. К деятельности национальных третейских судов указанный закон применим ограниченно. Ведь специальный закон «О третейских судах в РФ» и вовсе не использует термин «арбитраж». Согласно ФЗ «О международном коммерческом арбитраже», настоящий Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что термин арбитраж является исконно «третейским» термином, в силу сложившейся практики нормотворчества, был фактически утрачен в России. Согласно ФЗ «О третейских судах в РФ», термин арбитраж к национальному третейскому суду не употребляется. Поэтому, даже сформировавшееся на сегодняшний день ошибочное мнение Минюста о запрете на использование словосочетания «третейский суд» в наименовании некоммерческой организации к указанной ситуации не применим. При таком подходе Минюста в ближайшее время нельзя будет использовать любой синоним третейского суда, либо его иностранный и/или международный аналог. Абсолютное отождествление термина арбитраж и третейский суд является ошибочным и неверным. Термин «арбитраж» по своей сути является более широким, ежели термин «третейский суд». Текст, предложенного устава партнерства, не содержит упоминания о том, что третейский суд создается с момента его регистрации или оно обладает статусом юридического лица. Наименование организации вообще не содержит словосочетания «третейский суд».

 Ошибочным и неправомерным является вывод Минюста о том, что ОКВЭД 74.11 «деятельность в области права» применительно к вновь создаваемому юридическому лицу нарушает нормы действующего законодательства.

 ОКВЭД 74.11 «Деятельность в области права» утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (ред. от 14.12.2011) «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности») (Введен в действие 01.01.2003 г., в период с 01.01.2008 по 01.01.2013 также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1)).

 Согласно приложению А, эта группировка включает: представление интересов одной стороны против другой стороны в судах или других судебных органах. Эта деятельность осуществляется или контролируется лицами» являющимися членами коллегии адвокатов: консультирование и представительство в гражданских делах, консультирование и представительство в уголовных делах, консультирование и представительство в суде в связи с трудовыми спорами; деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление рекомендаций и консультаций по общим вопросам, подготовку юридических документов; свидетельств о регистрации компаний, уставов организаций и аналогичных документов, связанных с созданием компаний, патентов и авторских договоров, подготовку юридических актов, завещаний, доверенностей и т.п. К данной группировке относится деятельность адвокатов, нотариусов, лиц, назначаемых судом для снятия свидетельских показаний, и третейских судей. Эта группировка не включает: предоставление услуг по рассмотрению споров и примирению, деятельность судов.

 При указанных очевидных условиях Минюст опять отождествляет третейский суд и организацию, при которой он создан, Третейский суд как структурное подразделение организации не обладает самостоятельным статусом юридического лица, его деятельность сопряжена с деятельностью третейских судей и самой организации. Поэтому выбранный заявителем ОКВЭД полностью соответствует его содержанию, заложенному законодателем.

 При этом условие, не включающее в группировку деятельность судов, применительно к толкованию ОКВЭД 75.23, распространяется лишь к деятельности государственных судов. Этот факт очередной раз лишь подтверждает правильность выбора ОКВЭД 74.11.

 Применительно к данной ситуации имеются и судебные разъяснения, так в частности согласно определению Высшего Арбитражного суда РФ от 3 октября 2011 года №ВАС-9807/11, организация, как и третейский суд при ней, являются участниками хозяйственно-экономической деятельности и гражданского оборота наравне с предприятием. Осуществляемая третейским судом деятельность классифицируется, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, как деятельность в области права (ОКВЭД 74.11).

 Заключительный вывод Минюста о том, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом, также нельзя признать правомерными с учетом следующего.

 Утвержденная форма №РН0001 заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, в разделе 2.1., предусматривает три варианта определения адреса (местонахождения) некоммерческой организации:

 1.Постоянно действующего руководящего органа

 2.Исполнительного или иного органа.

 3.Лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности.

 В данном конкретном случае заявитель, являясь постоянно действующим руководящим органом, как Председатель, выбрал первый вариант, хотя по мнению Минюста, Председатель является исполнительным органом, поэтому следовало выбрать второй вариант. Данное мнение является ошибочным в силу следующего. Председатель НП «АПК», являясь руководящим органом, прежде всего, является постоянно действующим органом. Именно этот характер присущ руководящему органу вновь создаваемого юридического лица - Председателя, Конкретное терминологическое толкование лица, как руководящего органа и исполнительного органа, в законодательстве отсутствует. При этом, согласно п. 7.9. Устава Партнерства, председатель руководит текущей деятельностью партнерства, а значит, является тем самым руководящим органом. Существующие формы регистрации сами по себе являются недоработанными, т.к. к примеру форма PH0003, руководителя отождествляет с руководителем исполнительного органа. Указанное обстоятельство свидетельствует о не четком разграничении терминов. При этом, безусловно, верным является подход примененный заявителем, т.к. Председатель является уполномоченным лицом на подачу заявления о регистрации вновь создаваемой некоммерческой организации и вправе определить местонахождение некоммерческой организации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа - Председателя.

 На основании вышеизложенного заявитель просит признать незаконным отказ в государственной регистрации некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Арбитраж Пермского края» и принять решение об обязании начальника Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.

 Представитель Управления МЮ РФ по Пермскому краю не согласен с доводами заявителя, представил письменное возражение, просит ФИО1 в удовлетворении требования о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение отказать. В судебном заседании доводы возражения поддерживает, отказ в государственной регистрации некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Арбитраж Пермского края» считает обоснованным и законным, кроме этого, постоянно действующий руководящий орган действующим законодательством предусмотрен для общественных объединений, однако, данное нарушение не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации некоммерческой организации.

 Начальник Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 просит рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил письменные возражения, ФИО1 в удовлетворении требования о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение просит отказать.

 Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконного возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Статья 2 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ «О НКО») предусматривает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 В соответствии со ст. 3 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 В силу ст. 4 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.

 Статья 8 ФЗ «О НКО» предусматривает, что некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

 В соответствии со ст. 13 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

 На основании п.п. 1-4 ст. 13.1 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

 Согласно п.5 ст. 13.1 ФЗ «О НКО», для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

 2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

 3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

 4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

 5) документ об уплате государственной пошлины;

 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

 7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

 8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица;

 9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 В соответствии с п. 8 ст. 13.1 вышеуказанного Закона, уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

 Статьей 23.1 настоящего Федерального закона предусмотрено, что в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

 1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

 2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

 3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

 4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

 5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона;

 6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

 7) если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

 8) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1 настоящей статьи.

 1.1. В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке. Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

 Решение об отказе в государственной регистрации или о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации должно быть принято не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения представленных документов. В случае отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием предусмотренных настоящей статьей оснований, вызвавших отказ в государственной регистрации или приостановление государственной регистрации некоммерческой организации. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.

 Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Повторная подача заявления о государственной регистрации некоммерческой организации и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

 Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю были поданы документы с целью государственной регистрации Некоммерческого партнерства «Арбитраж Пермского края» (л.д.17-26). Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган для государственной регистрации некоммерческой организации, заявителем ДД.ММ.ГГГГ поданы следующие документы: Заявление, Устав, Протокол, Документ об оплате госпошлины.

 ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю заявителю в государственной регистрации создания некоммерческой организации отказано, согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30).

 Основанием для отказа в государственной регистрации создания Некоммерческого партнерства «Арбитраж Пермского края», согласно заключения от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Юстиции РФ по Пермскому краю, является представление документов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству РФ.

 В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы.

 Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что данный Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон об НКО применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона об НКО).

 Согласно ст. 14 ФЗ «О НКО», учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

 В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

 Из системного анализа действующего законодательства в совокупности следует, что предмет деятельности некоммерческой организации представляет собой сферу деятельности (направление деятельности) некоммерческой организации. Цели деятельности указываются исключительно, исходя из положений п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 2 ФЗ «О НКО».

 Согласно п.п. 1.1., 3.1. Устава Партнерства, некоммерческое партнерство является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом, предметом деятельности Партнерства являются создание при партнерстве третейского суда, представление гражданам и юридическим лицам возможности урегулирования споров и защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем третейского разбирательства.

 Поскольку, согласно ФЗ «О НКО», некоммерческое партнерство создается для содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных настоящим ФЗ, указание в качестве предмета деятельности: создание при партнерстве третейского суда, представление гражданам и юридическим лицам возможности урегулирования споров и защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем третейского разбирательства, не свидетельствует о том, что данная деятельность содействует членам партнерства в осуществлении их деятельности.

 Таким образом, имеется противоречие между требованиями закона и Устава, что уже является причиной для отказа в государственной регистрации некоммерческого партнерства.

 Кроме этого, в соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О НКО», некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

 Статьей 2 Закона Российской Федерации от 07.07.1993г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» установлено, что под арбитражем понимается любой арбитраж (третейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением. Таким образом, из анализа положений указанного закона следует, что понятие «арбитраж» соответствует понятию «третейский суд».

 Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее - Закон о третейских судах), в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

 При этом п. 2 указанной статьи предусматривает, что постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

 Необходимо также отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, тогда как постоянно действующие третейские суды считаются образованными, когда организация - юридическое лицо приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердила положением о нем и список третейских судей.

 На основании п. 3 ст. 2 ФЗ «О НКО», некоммерческие организации могут создаваться как в формах, предусмотренных Законом об НКО, так и в формах, предусмотренных другими федеральными законами.

 Закон о третейских судах не содержит положений, определяющих третейские суды как самостоятельную форму некоммерческих организаций, либо относящих их к какой- либо форме некоммерческих организаций, предусмотренной федеральным законодательством.

 Таким образом, третейские суды (арбитражи) не подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

 Указание в наименовании некоммерческой организации слова «арбитраж», а, равно как и использование в наименовании словосочетания «третейский суд» не соответствует законодательству Российской Федерации, в силу следующего:

 Как следует из устава Некоммерческого партнерства «Арбитраж Пермского края» партнерство создано для содействия его членам в осуществлении деятельности направленной на достижение целей, предусмотренных уставом.

 В силу п. 3.2 устава целями деятельности партнерства являются: повышения уровня правовой культуры в РФ, в т.ч. в сфере альтернативных способов разрешения споров; расширение применения третейского судопроизводства в рамках установленных действующим законодательством РФ; выработка предложения по совершенствованию третейского законодательства; развитие системы взаимодействия между третейскими судами и иными судами, в том числе государственными.

 Между тем, предметом деятельности партнерства, в соответствии с п. 3.1 устава, является создание при Партнерстве третейского суда, представление гражданам и юридическим лицам возможности урегулирования споров и защита нарушенных или оспоренных гражданских прав путем третейского разбирательства.

 Таким образом, из детального анализа положений устава (в том числе, положений п. 1.1., п. 3.1. и п. 3.2. устава) следует, что указание в наименовании словосочетания «арбитраж» не соответствует целям создания некоммерческого партнерства, предусмотренным ст. 8 ФЗ «О НКО» (некоммерческое партнерство создается для содействия его членам в осуществлении деятельности направленной на достижение целей, предусмотренных уставом).

 Кроме того, если обратиться к Современному экономическому словарю (под ред. ФИО5, ФИО6, ФИО7) под понятием «арбитраж» понимаются, в том числе государственные органы, учрежденные для разрешения хозяйственных споров между предприятиями, организациями, учреждениями, а также исков в связи с невыполнением договоров.

 Доводы заявителя относительно того, что Управление при вынесении оспариваемого уведомления применил норму, не подлежащую применению, и не учел терминологию действующего национального законодательства, судом не принимаются во внимание, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

 Так, при принятии решения об отказе в государственной регистрации Управление основывало свою позицию на нормах Федерального законодательства (в частности Закона об НКО, Закона Российской Федерации от 07.07.1993г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», Закона о третейских судах).

 Пунктом 1 ст. 6 ГК РФ установленного, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

 Поскольку Закон о третейских судах не содержит понятия «арбитраж» Управление в соответствии с положениями ст.6 ГК РФ основывалось на положениях Закона Российской Федерации от 07.07.1993г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

 В соответствии с положениями п.1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться, в том числе, сведения о кодах по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029- 2001 (далее - ОКВЭД ОК 029-2001).

 В представленном на государственную регистрацию заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации, при ее создании, в качестве основного кода ОКВЭД указан 74.11 «Деятельность в области права».

 Согласно Описанию группировок (Приложение А к ОКВЭД ОК 029-2001), данная группировка (74.11) включает деятельность, осуществляемую или контролируемую лицами, являющимися членами коллегии адвокатов. К данной группировке относится деятельность адвокатов, нотариусов, лиц, назначаемых судом для снятия свидетельских показаний и третейских судов.

 Поскольку Некоммерческое партнерство «Арбитраж Пермского края» не относится ни к одной из категорий организаций, имеющих право осуществления деятельности в области права, включение кода 74.11 является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.

 Доводы заявителя о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, который не содержит ограничений в осуществлении указанной деятельности некоммерческими организациями, не могут быть приняты во внимание в силу следующего:

 В соответствии с письмами Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.07.2008 г. № ЧД-6-6/488@ и от 25.09.2008 г. № ЧД-6-6/671@ для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Если в поступивших для государственной регистрации документах сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации. Таким образом, применению подлежит ОКВЭД ОК 029-2001.

 Ссылки заявителя на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2011 г. № ВАС-9807/11, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в указанном определении указано, что деятельность осуществляемая третейским судом классифицируется в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности как деятельность в области права (ОКВЭД 74.11).

 Между тем, в рассматриваемом случае речь идет о некоммерческом партнерстве, которое в силу прямого указания не может осуществлять деятельность, соответствующую коду 74.11.

 Пунктом 2 ст. 4 ФЗ «О НКО» предусмотрено, что место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.

 В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

 На основании подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

 Так, пунктом 7.8 устава Партнерства предусмотрено создание единоличного исполнительного органа - Председателя, который, согласно п. 7.11 устава, действует от имени Партнерства без доверенности.

 Таким образом, в случае указаний в п. 2.2. заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма № РН001) в качестве места нахождения Партнерства место нахождения его исполнительного органа - Председателя, знак «V» необходимо проставлять в п. 2.1 в подразделе «Исполнительный или иной орган».

 Статья 8 ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

 Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

 Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

 В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

 Согласно ст. 20 указанного закона, Устав общественного объединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

 В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях», для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:

 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

 2) устав общественного объединения в трех экземплярах;

 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

 4) сведения об учредителях;

 5) документ об уплате государственной пошлины;

 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

 Таким образом, действующее законодательство предусматривает постоянно действующий руководящий орган конкретно для общественных объединений.

 Заявитель, при определении адреса (местонахождения) некоммерческой организации выбрал адрес постоянно действующего руководящего органа, что предусмотрено для общественных организаций, и не соответствует некоммерческим партнерствам, у которых имеется постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, однако данное несоответствие само по себе не является основанием для отказа в государственной регистрации.

 Доводы заявителя, что на территории РФ зарегистрированы юридические лица, которые содержат в своем наименовании термин «арбитраж», суд считает несостоятельными, поскольку данные доводы не свидетельствуют о незаконности отказа в регистрации некоммерческого партнерства.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

     Таким образом, для признания решения об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия его закону или иному акту, нарушения постановления прав и законных интересов гражданина.

 Поскольку установлено, что решение об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для признания его незаконным не имеется.

 Отказ в регистрации сам по себе также не свидетельствует о нарушении прав заявителя, учитывая, что судом данный отказ в регистрации некоммерческой организации признан обоснованным, кроме этого, заявитель, устранив имеющиеся нарушения, изменив организационно-правовую форму либо внеся изменения в Устав, вправе, вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации некоммерческой организации, поскольку отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

 При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации № от ДД.ММ.ГГГГ является законными и обоснованными, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат в полном объеме, ФИО1 в удовлетворении требования о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение следует отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 ФИО1 в удовлетворении требования о признании отказа Управления МЮ РФ по Пермскому краю в государственной регистрации некоммерческой организации незаконным и возложении обязанности на начальника Управления МЮ РФ по Пермскому краю ФИО4 устранить допущенное нарушение отказать.

 Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

 Судья М.А. Запара