Дело № 58RS0018-01-2021-006752-23 № 2- 2850/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Куликовой М.А.
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьевой Елены Викторовны к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Терентьева Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», указав, что была принята во внештатную службу по Всероссийской переписи населения 2010 г. заместителем уполномоченного в Тамалинском районе с 01 июля 2010 г. ( приказ № 196/к от 01.07.2010 г.) по 30 ноября 2010 г. ( приказ № 337/к от 22.11.2010 г.). Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 г. № 275 награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики- медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010». Трудовой стаж истца составляет 20 лет 2 месяца. 31.05.2021 г. истец обратилась в Управление социальной защиты населения Тамалинского района Пензенской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». 16.09.2021 г. в УСЗН истец получила письмо о том, что приказом от 22.06.2921 г. № 231- ОС Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в присвоении звания «Ветеран труда» истцу было отказано. Отказ мотивирован тем, что на основании подпункта «а» подпункта 8.1 пункта 8 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 г. № 355-пП «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области (т с последующими изменениями), в связи с отсутствием государственной награды или ведомственного знака отличия за заслуги в труде ( службе). Приказом Росстата от 08.10.2010 г. № 345
учрежден ведомственный знак отличия Федеральной службы государственной статистики- медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» и утверждено Положение о ней. Согласно п. 2 Положения о медали, данной медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работники организаций, независимо от форм собственности, а также работники внештатных служб, принимавшие активное участие в подготовке и проведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., таковым работником внештатной службы, по мнению истца, согласно записям в трудовой книжке, она является. Отказ ответчика отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» истец считает незаконным, не обоснованным и нарушающим права и свободы истца как гражданина Российской Федерации. Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены ст. 22 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5- ФЗ « О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ от 12.01.1995 № 5- ФЗ « О ветеранах» ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принимались в соответствии с нормами действующего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. При этом, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Истец считает, что отказ органов социальной защиты населения в присвоении звания «Ветеран труда» не имеет нормативно- правового подтверждения. Истец просила признать незаконным решение Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области присвоить звание «Ветеран труда», возложить судебные расходы на ответчика.
В судебном заседании истец Терентьева Е.В. поддержала доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагала, что ответчик незаконно отказал ей в присвоении звания «Ветеран труда». Просила удовлетворить исковые требования и обязать ответчика присвоить почетное звание «Ветеран труда».
Представитель ответчика Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное возражение на исковое заявление, где просил оставить исковые требования без удовлетворения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа территориального органа Федеральной службы госстатистики по Пензенской области № 196/к от 01.07.2010 г. Терентьева Е.В. принята на работу во внештатную службу по Всероссийской переписи населения 2010 г. по срочному трудовому договору на период работы с 01.07.2010 г. по 31.12.2010 г. На основании приказа территориального органа Федеральной службы госстатистики по Пензенской области № 337/к от 22.11.2010 г. истец Терентьева Е.В. была уволена 30.11.2010 г. из внештатной службы по Всероссийской переписи населения 2010 г. на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ ( собственное желание).
Приказом Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТ) № 275 от 14.05.2012 г. за большой личный вклад в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. Терехина Елена Викторовна награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики- медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».
Приказом Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области № 231-ОС от 22.06.2021 г. Терентьевой Елене Викторовне отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на основании подпункта «а» подпункта 8.1 пункта 8 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области.
Письмом за № 100-О/ВТ от 22.06.2021 г. Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области Терентьева Е.В. уведомлена об отказе в присвоении ей звания « Ветеран труда», в связи с отсутствием у истца государственной награды или ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятые в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда, а статьей 7 установлены критерии отнесения граждан к категории «Ветеран труда».
Согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1995 № 5- ФЗ « О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно подпункту 24 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично- правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
С учетом системного толкования приведенных норм и исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично- правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Согласно п.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 № 355- пП «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области», звание «Ветеран труда» в Пензенской области присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области:
1.1. награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
1.2. награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
1.3. начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин.
1.4 награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, которые сохраняют право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении».
Согласно п. 2.1 Положения под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
В силу пп. а п. 8.1 Положения в присвоении звания "Ветеран труда" отказывается в случае если гражданин не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящего Положения, в зависимости от категории.
Исходя из анализа указанных выше норм права, суд приходит к выводу, что определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет наличие необходимого стажа и факт признания особых трудовых заслуг гражданина, поэтому не любой знак отличия, учрежденный министерством или ведомством, может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда", а лишь знак, отмечающий особые заслуги гражданина в труде.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" (далее Закон N 8-ФЗ) Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, экономических и социальных процессах.
В соответствии со статьей 9 Закона N 8-ФЗ к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
Как следует из Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 г." (Приложение N 1 к приказу Росстата от 08.10.2010 года N 345) медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (п. 1). Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (п. 2).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 года N 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 г." ответственность за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, ее методологическое и финансовое обеспечение была возложена на Федеральную службу государственной статистики.
Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на нее функции с момента вступления Постановления в силу до официального опубликования итогов переписи в IV квартале 2013 года.
Из указанного следует, что медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 г." награждаются не за трудовой вклад в какую-либо деятельность министерства или ведомства (производство, образование или иная профильная деятельность), а за активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, то есть - за сбор информации общего характера.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации, учреждения и т.д.).
Истец Терентьева Е.В. не состояла в трудовых отношениях с Территориальным органом Федеральной службы госстатистики по Пензенской области, участвовала в подготовке и проведении Всероссийской переписи населения в период с 01.07.2010 г. по 30.11.2010 г.
Кроме того, медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" была учреждена в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших участие в организации отдельно взятого мероприятия (Всероссийской переписи населения 2010 года). Награждение Терентьевой Е.В. данной медалью не свидетельствует о ее награждении ведомственным знаком отличия за продолжительный добросовестный труд.
Таким образом, медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", которой была удостоена истец за участие и подготовку в проведении переписи населения, а не за отличие в труде, не соответствует тем критериям, которые действующим законодательством предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда».
Доводы истца о наличии у нее общего трудового (страхового) стажа трудовой деятельности более 20 лет, что является основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда», основан на ошибочном толковании норм права, поскольку у истца отсутствует ведомственный знак отличия за заслугу в труде (службе), являющийся одним из условий для присвоения данного звания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» и признании за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, исковые требования Терентьевой Е.В. подлежат оставлению без удовлетворения. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ требования истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Терентьевой Елены Викторовны к Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение принято 07.12.2021 г.