ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2851/2017 от 15.06.2017 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2017 года г.Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Евстифеевой Е.Г.,

при секретаре Маслюковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2851/2017 по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей М.Д.Н., М.М.Н., М.А.Н. к Администрации МО г. Новый Уренгой о признании за молодой семьей права на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», обязании ответчика восстановить семью в списке молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей М.Д.Н., М.М.Н.,М.А.Н., обратились в суд с иском к Администрации МО г. Новый Уренгой о признании за молодой семьей права на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», обязании ответчика восстановить семью в списке молодых семей- участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» по дате подачи заявления от 07.11.2013 года.

Исковые требования мотивированы тем, что 07.11.2013 года семья обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО «Жилище» на 2011-2015 годы окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» (далее-Окружная подпрограмма). Был предоставлен ответчику полный пакет документов, который был принят к работе, истцы включены в список молодых семей. С целью реализации своего права на социальную выплату, для приобретения трехкомнатной квартиры для проживания семьи, истцы 22.12.2016 года приобрели на основании договора купли-продажи комнату №2 в трехкомнатной коммунальной квартире <адрес> заключенного с С.К.В.., с использованием кредитных средств ПАО «Сбербанк России» в размере 1 350 000 рублей по кредитному договору <***> от 20.12.2016 года.

09.01.2017 года истцы приобрели по договору купли-продажи, заключенному с продавцом С.М.А.., комнату № 3 в указанной квартире, стоимостью 1 000 000 рублей с использованием собственных денежных средств.

Впоследствии, 27.01.2017 года заключили с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор № <данные изъяты> для приобретения готового жилья в город <адрес> с продавцом Г.Е.А.., договор купли-продажи заключен 27.01.2017 года.

Стоимость данной квартиры на момент приобретения составила 5 050 0000 рублей, была приобретена с использованием собственных средств в размере 1 000 000 рублей и кредитных средств, предоставляемых ПАО «Сбербанк России» согласно указанным выше кредитным договорам. Задолженность по данным кредитным договорам в настоящее время составляет более 2 000 000 рублей, что подтверждается прилагаемыми справками. Срок возврата кредита и процентов по нему составляет 240 месяцев. В результате указанных выше заключенных на каждую комнату отдельно договоров купли-продажи, единоличными собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 64,5 кв.м, является истец ФИО1

03.03.2017 года в получении социальной выплаты ответчиком было отказано на основании п. 6.16 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П в связи с приобретением жилого помещения менее учетной нормы. Данный отказ полагают необоснованным, так как семья в составе 5 человек нуждается в жилом помещении общей площадью не менее 60 кв.м. Это связано с тем, что в 2016 года родился третий ребенок- дочь А., и приобретено жилое помещение общей площадью 64, 5 кв.м.

Общая площадь приобретаемого (приобретенного) либо строящегося жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретаемого (приобретенного) либо строящегося жилья. На каждого члена семьи приходится по 12, 9 кв.м, что более установленной в МО г.Новый Уренгой учетной нормы площади жилого помещения, составляющей 12 кв.м (Решение №64 Городской думы МО г. Новый Уренгой от 28.09.2005).

В судебное заседание истцы не явились, в своем заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя адвоката ФИО13

Представитель истцов - адвокат Десятниченко О.Е., действующая на основании ордера, уточнила исковые требования и просила обязать Администрацию г. Новый Уренгой восстановить семью М-вых в списке молодых семей по дате подачи заявления по вышеуказанной подпрограмме, а именно с 30.01.2015 года. Полагает отказ в предоставлении вышеуказанной социальной выплаты необоснованным по следующим основаниям Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.12.2010 года № 535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям в ЯНАО. Данным Порядком установлено, что молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, средства материнского (семейного) капитала, а также средства кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами. Молодая семья М-вых имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение. Законом нет ограничений в приобретении комнат в коммунальной квартире с последующим объединением их в одну квартиру. Из представленных документов следует, что ФИО1 является собственником отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 64, 5 кв.м. Рождение в семье М-вых третьего ребенка свидетельствует о том, что нуждаемость в получении данной социальной выплаты только увеличилась. В связи с этим, истцами и были заключены с ПАО «Сбербанк» вышеуказанные кредитные договоры, выплаты по которым они производят до настоящего времени. В п. 6.16 указанного Порядка предусмотрено, что в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "д" пункта 1.2, подпунктом "е" пункта 1.2-1 настоящего Порядка общая площадь приобретенного (приобретаемого) либо строящегося жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретенного (приобретаемого) либо строящегося жилья (в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.01.2017 N 55-П). Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований истцов М-вых; предоставила отзыв, в котором просила в иске отказать, по тем основаниям, что 30.01.2015 года семья М-вых (состав семьи 4 человека) обратилась в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО, «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». Решением органа местного самоуправления от 21.01.2016 года, молодая семья М-вых признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Основанием для отказа является п.2.7 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО в рамках Окружной подпрограммы, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №535-П (в ред. от 13.04.2015), согласно которого одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы является приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве жилого помещения общей площади менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту строительства жилья в расчете на каждого члена семьи (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам). По документам, ФИО1 в настоящее время принадлежит три объекта недвижимости- комнаты № 1, 2, 3 в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Общая площадь данных комнат, указанная в документах, составляет, соответственно: 26, 5 кв.м, 18, 5 кв.м., и 26, 5 кв.м. Ни один объект недвижимости, приобретенных М-выми, не соответствует по общей площади требованиям об учетной норме. Полагает, что семье М-вых правомерно отказано в признании участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семья

Выслушав представителя истцов М-вых, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010 года № 383-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» была принята подпрограмма «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в том числе для улучшения жилищных условий молодых семей.

Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 г. №1099-П утверждена государственная программа ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», и оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 г.

Постановление Правительства ЯНАО от 18.11.2010 г. №383-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» утратило силу с 04.04.2014 г.

В целях реализации программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» продолжает действовать Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденный постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №535-П (с соответствующими изменениями от 14.04.2014 г. №259-П, от 22.05.2014 г. №402-П, от 14.08.2014 г. №623-П, от 13.04.2015 N 290-П,

В целях реализации указанной подпрограммы, Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П был утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (Порядок).

Пунктом 1.3 «Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе», утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 535-П, установлено, что участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа (далее - департамент) решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет); признание семьи нуждающейся в жилых помещениях; наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Исходя из п.1.6. Порядка молодые семьи - участники Федеральной или Окружной подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также заемные средства.

В судебном заседании установлено, что в компетенцию Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой входит рассмотрение вопросов: о принятии решения о признании (непризнании) молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий; о принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья.

Распоряжением Администрации г. Новый Уренгой от 09.04.2012 года № 588-р «Об уполномоченном органе» уполномоченным органом по исполнению мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной целевой долгосрочной программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 18.11.2010 года № 383-П, назначен Департамент городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой.

Как следует из материалов дела ранее 07.11.2013 года семья М-вых составом семьи 3 человека обращалась в Администрацию г.Новый Уренгой с заявлением о включении в состав мероприятии по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» (для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома).

Решениями органа местного самоуправления от 28.11.2013 года молодая семья М-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) в рамках указанной подпрограммы.

30.01.2015 года семья М-вых в составе четырех человек обратилась в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 годы (для оплаты первоначального взноса на приобретение жилья). Истцами был предоставлен полный пакет необходимых документов на состав семьи 4 человека, а после рождения дочери А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представлены документы с учетом пятого члена семьи.

В 2015 году семья М-вых была включена в список молодых семей, но в связи с отсутствием финансирования в 2015 году выплата не была произведена.

Заседанием комиссии Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой, утвержденного начальником Департамента городского хозяйства от 21.01.2016 года, принято решение о повторном признании молодой семьи М-вых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.

31.03.2017 года истцы обратились в Администрацию с заявлением об изменении направления использования социальной выплаты и направлении социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному и кредитному займам. Ответчиком в предоставлении социальной выплаты отказано. Основанием отказа явилось приобретение семьей М-вых жилого помещения общей площадью менее учетной нормы (п.2.7 Порядка) (л.д. 27 ).

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи трех отдельных комнат в трехкомнатной коммунальной квартире ФИО1 приобрел в собственность 22.12.2016 года комнату № <адрес>, с использованием кредитных средств ПАО «Сбербанк России» в размере 1 350 000 рублей по кредитному договору № <данные изъяты> от 20.12.2016 года.

09.01.2017 года ФИО1 приобрел по договору купли-продажи, заключенному с продавцом С.М.А.., комнату № 3 в указанной квартире, стоимостью 1 000 000 рублей с использованием собственных денежных средств.

Впоследствии, 27.01.2017 года ФИО1 заключил с ПАО «Сбербанк России» кредитный договор № <данные изъяты> для приобретения готового жилья в городе Новый Уренгой- комнаты № 1 в квартире <адрес> Данный договор заключен с продавцом Г.Е.А.. 27.01.2017 года.

Стоимость данной квартиры на момент приобретения составила 5 050 000 рублей, была приобретена с использованием собственных средств М-вых в размере 1 000 000 рублей и кредитных средств, предоставляемых ФИО1 ПАО «Сбербанк России», согласно указанным выше кредитным договорам.

Остаток основного долга ФИО1 перед ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору № <данные изъяты> от 27.01.2017 года составляет 2 110 522, 66 рублей, по кредитному договору № <данные изъяты> от 20.12.2016 года составляет 518 704, 85 рублей, что подтверждается прилагаемой справкой (л.д.40).

Таким образом, в результате указанных выше заключенных на каждую комнату отдельно договоров купли-продажи, единоличным собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 64,5 кв.м, является ФИО1

Истцами представлены Уведомления о прекращении государственной регистрации объектов недвижимости: комнат № 1-3 в квартире <адрес>, а также выписка из ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯНАО, с указанием сведений об основных характеристиках объекта недвижимости- указанной квартиры. Указана общая площадь трехкомнатной квартиры- 64, 5 кв.м., присвоен единый кадастровый номер <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 6.16 Постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №535-П (в ред. от 13.04.2015) « Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе», приобретаемое (приобретенное) либо строящееся жилое помещение должно находиться на территории автономного округа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (приобретено) либо строится жилое помещение.

Общая площадь приобретаемого (приобретенного) либо строящегося жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретаемого (приобретенного) либо строящегося жилья.

Согласно пункта 2.7 Порядка одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы, является приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту строительства жилья в расчете на каждого члена семьи (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).

Из представленных документов следует, что семья М-вых приобрела в собственность объект недвижимости в целом - жилое помещение по адресу <адрес> общей площадью 64,5 кв.м, следовательно, на каждого члена семьи с учетом рождения третьего ребенка А., приходится по 12,9 кв.м, что более установленной в МО г.Новый Уренгой учетной нормы площади жилого помещения, составляющей 12 кв.м (Решение № 64 Городской думы МО г. Новый Уренгой от 28.09.2005).

То обстоятельство, что право собственности на данный объект недвижимости было приобретено в результате трех сделок купли-продажи, с последующим прекращением 21.03.2017 года права собственности на комнаты и регистрацией права собственности на квартиру в целом, а также с использованием кредитных средств путем заключения нескольких кредитных договоров, правового значения для разрешения спора о праве истцов на участие в данной подпрограмме не имеет.

В связи с чем, суд полагает необоснованным вывод ответчика об отсутствии у истцов оснований для признания их семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020гг.».

При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования истцов М-вых обоснованными и подлежащими удовлетворению, а семья М-вых полежит включению в список молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» по дате подачи заявления 30.01.2015 года

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и интересах М.Д.Н., М.М.Н., М.А.Н. право на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» и обязать Администрацию МО г. Новый Уренгой включить семью М-вых в список молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» по дате подачи заявления 30.01.2015 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Г.Евстифеева