ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2851/2021 от 24.11.2021 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2021 года г. Новороссийск

Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.

при помощнике судьи Коваленко Д.В., с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-2851/2021 по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) и командиру войсковой части <№> об оспаривании законности акта встречной проверки и отмене приказа об изменении должностных окладов, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с самостоятельными исками, в которых просят признать незаконными выводы, изложенные в пункте 3 акта встречной проверки от 07 августа 2020 года №14/2 в части необходимости установления служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) должностного оклада по позиции -Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - таблицы 79 приложения №1 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545, обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) исключить из акта встречной проверки №14/2 от 07 августа 2020 года вывод о необходимости установления служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) должностного оклада по позиции - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка, обязать командира войсковой части <№> отменить приказ от 13 августа 2020 года №108-ГП в части изменения должностного оклада служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) и внести изменения в приказ от 13 августа 2020 года №108-ГП, установив ФИО4 должностной оклад по позиции «артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра народных инструментов» второй категории.

В обоснование предъявленных требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в своих заявлениях указали, что в период с 29 июля по 06 августа 2020 года специалистами Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части <№>. По результатам проверки 07 августа 2020 года составлен акт №14/2 встречной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части <№>, в котором указанно, что в нарушение требований главы IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации», таблицы 86 приложения №1 к приказу МО РФ 2014 года №255 в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года, а также в нарушение требований раздела IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения №1 к приказу МО РФ 2019 года №545, в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года, гражданскому персоналу, назначенному приказами командира воинской части, на должности артистов военного оркестра устанавливались должностные оклады по графе 5, строке «Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра. Оркестра народных инструментов высшей категории (концертмейстер)», вместо графы 5, строке «Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - соответствующей категории». На основании этого командиром войсковой части 13 августа 2020 года издан приказ №108-ГП об изменении в сторону уменьшения их должностных окладов. Данный приказ не основан на законе и подлежат отмене. Из ответа директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 21 августа 2020 года исх. №182/5/5628 следует, что должностной оклад по должности «артист оркестра» войсковой части <№> - Центра (обеспечения управления военно-морской базы, объединенного) необходимо устанавливать по позиции «артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра народных инструментов» таблицы 79 приложения №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545. Кроме этого, в ответе военного прокурора Новороссийского гарнизона от 15 апреля 2021 года №2287 на обращение командира войсковой части <№> указано, что командиром войсковой части <№> нарушений в части установления должностного оклада по должности «артист оркестра» не допущено, излишних денежных выплат (переплат) не осуществлено.

Для правильного и более быстрого рассмотрения споров дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 объединены в одно производство.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 при поддержке представителя ФИО5 просили иски удовлетворить, ссылаясь на изложенные в них обстоятельства.

Командир войсковой части <№><ФИО21 в судебное заседание не явился по причине нахождения в отпуске.

Представители Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) ФИО6 и ФИО7 иск не признали, указав в своих возражениях, что изложенные в пункте 3 акта встречной проверки от 07 августа 2020 года №14/2 выводы по вопросу порядка установления должностных окладов служащим войсковой части <№> соответствуют требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №250 «Об утверждении Норм содержания военных оркестров органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Выводы, содержащиеся в акте встречной проверки от 07 августа 2020 года №14/2, могут быть оспорены в порядке КАС РФ, однако истцами пропущен срок исковой давности.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать по следующим основаниям.

Статьей 21 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику не реже чем каждые полмесяца, при этом работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Из представленных суду документов видно и не оспаривается сторонами, что в период с 29 июля по 06 августа 2020 года специалистами Межрегионального управления ведомственного контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) проводилась проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части <№>.

По результатам проверки 07 августа 2020 года составлен акт №14/2 встречной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности войсковой части <№>, в котором указанно, что в нарушение требований главы IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации», таблицы 86 приложения №1 к приказу МО РФ 2014 года №255 в период с 1 января 2018 года по 30 сентября 2019 года, а также в нарушение требований раздела IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения №1 к приказу МО РФ 2019 года №545, в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года, гражданскому персоналу, назначенному приказами командира воинской части, на должности артистов военного оркестра устанавливались должностные оклады по графе 5, строке «Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра. Оркестра народных инструментов высшей категории (концертмейстер)», вместо графы 5, строке «Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - соответствующей категории».

13 августа 2020 года командиром войсковой части <№> ФИО8 издан приказ №108-ГП об изменении должностных окладов. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» ФИО1, ФИО2, ФИО3 с 1 августа 2020 года установлены оклады в размере 9320 рублей, а ФИО4 – 7610 рублей.

Войсковая часть <№> содержится на самостоятельном штате №77/612, утвержденном 4 марта 2016 года заместителем начальника Генерштьного штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воинская часть входит в состав Черноморского флота, структурным подразделением Новороссийской военно-морской базы не является, а подчиняется, как вышестоящему органу военного управления. Согласно своего предназначения воинская часть является центром (обеспечения).

В штат воинской части включен военный оркестр штатной численностью 21 человек (военнослужащие - 17, гражданский персонал - 4) и 10 воспитанников военного оркестра.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №250 «Об утверждении Норм содержания военных оркестров органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждены Нормы содержания военных оркестров органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 1 Примечания к Нормам содержания для соединений (кроме подводных лодок и надводных сил), военных баз, полков, учебных центров (межрегиональных, межвидовых), центров (обеспечения) Военно-Морского Флота и государственных (центральных) полигонов Министерства обороны Российской Федерации численность оркестров установлена в количестве 21 единицы и разрешается содержать не более 10 воспитанников военных оркестров.

Штатная численность военного оркестра войсковой части <№> определена с учетом ее предназначения и требований норм содержания.

В период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г. оплата труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялась на основании приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Гражданскому персоналу размеры должностных окладов по должности «Артист оркестра», следовало устанавливать по разделу IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-Зрелищные организации», таблицы 86 приложения № 1 к Приказу № 255 по строке - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка соответствующей категории.

Однако, в воинской части должностные оклады гражданского персонала оркестра были установлены по строке - Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра народных инструментов соответствующей категории.

Порядок оплаты труда гражданского персонала в период с 1 октября 2019 года по 30 июня 2020 года установлен приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Гражданскому персоналу размеры должностных окладов по должности «Артист оркестра» по разделу IV «Размеры должностных окладов гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере культуры», подраздела «Театрально-зрелищные организации (драматические театры, ансамбли, оркестры, в том числе являющиеся структурными подразделениями воинских частей и организаций)», таблицы 79 приложения №1 к Приказу №545, но строке - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка соответствующей категории.

При этом, начисление и выплата заработной платы гражданскому персоналу оркестра производилась исходя из должностного оклада, установленного по строке - Артист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра, оркестра народных инструментов соответствующей категории.

Таким образом, в проверенном периоде, в результате неправильного применения норм и требований приказов Министра обороны Российской Федерации, регулирующих порядок оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, установлено завышение в оплате труда десяти лицам, в разные периоды исполняющим должностные обязанности артистов оркестра войсковой части <№>.

При таких обстоятельствах доводы истцом о нарушении ответчиками их права на получение заработной платы основано на неправильном понимании действующего законодательства и подзаконных нормативных актов.

Заявление представителей ответчика о применении срока исковой давности судом отвергаются, так как согласно разъяснениям, данным в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исков ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к начальнику Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) и командиру войсковой части <№> о признании незаконными выводов, изложенных в пункте 3 акта встречной проверки от 07 августа 2020 года №14/2 в части необходимости установления служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) должностного оклада по позиции - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка - таблицы 79 приложения №1 к приказу Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545, возложении на начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) обязанности исключить из акта встречной проверки №14/2 от 07 августа 2020 года вывод о необходимости установления служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) должностного оклада по позиции - Артист духового оркестра соединения, бригады, образовательной организации Министерства обороны, полка, возложении на командира войсковой части <№> обязанности отменить приказ от 13 августа 2020 года №108-ГП в части изменения должностного оклада служащим войсковой части <№> (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4) и внести изменения в приказ от 13 августа 2020 года №108-ГП, установив ФИО4 должностной оклад по позиции - Аартист симфонического, камерного, духового, эстрадно-симфонического оркестра народных инструментов - второй категории, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья А.Н. Литвинов