ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2852 от 24.12.2010 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

                                                                                    Ленинский районный суд      г. Ярославля                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд      г. Ярославля — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-2852/10 г.

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 г. г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Маренниковой М.В.,

при секретаре Кудельниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля об отмене решения, о предоставлении социального налогового вычета, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля об отмене решения, о предоставлении социального налогового вычета, компенсации морального вреда, в котором просит:

- признать действия ИФНС по применению п.п.4 п.1 ст.218 НК РФ понятия «единственный родитель» незаконными;

- вернуть излишне уплаченный налог за 2009 г. в размере 1560 рублей с учетом пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 1 января 2009 г.;

- обязать ответчика предоставить стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере за 2010 г.,

-компенсировать моральный вред в размере 50000 рублей.

В обосновании своих требований истец ссылается на то, что до 2008 г. включительно его неполная семья в соответствии с НК РФ получала двойной налоговый вычет на ребенка, поскольку в соответствии с решением суда мать ребенка была лишена родительских прав. После внесения изменений в ст.218 НК РФ в двойном налоговом вычете бухгалтерия завода отказала, сославшись на письма Минфина. Поскольку смысл термина «единственный родитель» законодателем не раскрыт, ИФНС трактует его по своему усмотрению. На обращение от 27.02.2010 г. за разъяснениями был дан отказ в предоставлении двойного налогового вычета. При подаче налоговой декларации за 2009 г. было заявлено право на получение положенного вычета, однако актом камеральной проверки №368 от 14.07.2010 г. вновь был дан отказ. По мнению ИФНС, понятие «единственный родитель» означает отсутствие у ребенка второго родителя по причине смерти, признания безвестно отсутствующим или умершим.

Цитируя положения постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 г. №11253/06 истец указывает, что письма ФНС России не являются нормативно-правовыми актами, соблюдение которых налоговые органы должны требовать от налогоплательщиков.

Вместе с тем, истец ссылается на то, что в соответствии с п.1 ст.71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Таким образом, по мнению ФИО1, лишенный родительских прав родитель по закону не имеет права на налоговые вычеты и не может или воспользоваться, не нарушив закон.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил:

- признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля №441 от 20.08.2010 г.;

- выплатить излишне уплаченный налог за 2009 г. в размере 1560 рублей с учетом пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2009 г,

- возложить на ответчика обязанность по выплате стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере за 2010 г.,

- компенсировать моральный вред в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал требования уточненного искового заявления, дал пояснения, аналогичные описательной части решения.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, дал пояснения в рамках отзыва на исковое заявления и уточненного отзыва на иск, согласно которым ФИО1 состоит в качестве налогоплательщика в ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля. 01.04.2010 г. истцом была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2009 г., в которой в том числе заявлен стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере. В подтверждении права на стандартный налоговый вычет в двойном размере налогоплательщиком было представлено решение Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 21.09.2001 г. о лишении ФИО5 родительских прав. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

По-мнению представителя ответчика, понятие единственный родитель означает отсутствие у ребенка второго родителя по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим (Письмо Минфина России от 26.08.2009 г. №03-04-07-01-291, письмо ФНС России от 17.09.2009 г. № ШС-22-3/721). По мнению Минфина России, право на налоговый вычет в однократном размере имеют в том числе и родители, лишенные родительских прав. Лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствие у ребенка второго родителя.

Также представитель ответчика указывает, что по результатам камеральной налоговой проверки был составлен акт №368 от 14.07.2010 г., на который налогоплательщиком были принесены возражения. ИФНС был сделан запрос в вышестоящий налоговый орган, из ответа на который следует, что в случае отказа родителя, лишенного родительских прав, от полагающегося ему стандартного налогового вычета на содержание ребенка в пользу другого родителя, указанный вычет может быть предоставлен второму родителю в двойном размере. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки было вынесено решение №441 от 20.08.2010 г. В данном решении подробно изложен порядок, сроки обжалования, а также адреса и наименование государственных органов, рассматривающих жалобы. Так, в решении указано, что оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, если не была подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном ст.101.2 НК РФ. Таким образом, срок апелляционного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган начал течь со следующего для после получения налогоплательщиком решения, т.е. с 01.09.2010 года, и закончился 14.09.2010 г. по истечении 10 рабочих дней. Срок обжалования вступившего в законную силу решения в вышестоящий налоговый орган истекает 20.08.2011 года, т.е. через год после его вынесения.

Относительно требования о возврате излишне уплаченного налога за 2009 г. в размере 1560 рублей с учетом пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2009 г. представитель ответчика указывает, что в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты,   налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Согласно ст. 88 НК РФ уполномоченные должностные лица налогового органа  обязаны в течение трех месяцев  со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации провести ее  камеральную проверку  для подтверждения правомерности предоставления имущественного налогового вычета на основании представленных налогоплательщиком документов.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ), по результатам рассмотрения которого выноситься решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Таким образом, факт излишней уплаты может быть уставлен по истечении камеральной налоговой проверки декларации, и далее в соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату  по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Данная процедура является обязательной, поскольку денежные средства, подлежащие возврату налогоплательщикам (как юр.лицам, так и физ. лицам) переводятся на банковские расчетные счета, в данном заявлении налогоплательщик указывает наименование банка, номер расчетного счета и др. сведения.

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляет Территориальный орган Федерального казначейства (п. 11 ст. 78 НК РФ).

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 НК РФ (по истечении одного месяца со дня поступления заявления о возврате излишне уплаченного налога), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Таким образом, как считает представитель ответчика, поскольку ранее, чем 20.08.2010 (дата вынесения решения) года переплата возникнуть не могла, а заявление от налогоплательщика не поступало, постольку налоговым органом не нарушены положения ст. 78 НК РФ и нет обязанности возвращать проценты (а не пени), и тем более неправомерно исчислять их с 01.01.2009 года.

Относительно требования истца о возложении обязанности по назначению стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере представитель ответчика указывает, что в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик не вправе обращаться за предоставлением налогового вычета, ранее, чем истечет налоговый период, т.е. вычет за 2010 год может быть предоставлен только на основе налоговой декларации, которая может быть представлена в налоговый орган по истечении 2010 года - в 2011 году, а не раньше.

Относительно требования о компенсации морального вреда представитель ответчика указывает, что истцом не представлено доказательств того, что действиями налогового органа ему были причинены физические или нравственные страдания.

Суд выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 является отцом несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На основании решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля 21.09.2001 года, вступившего в законную силу 05.10.2001 года, мать ФИО4- ФИО5 была лишена родительских прав в связи с тем, что участия в его содержании и воспитании не принимала, уклонялась от уплаты алиментов, взысканных судом на содержание сына, злоупотребляет алкоголем.

До 2008 года ФИО1 производился стандартный налоговый вычет в двойном размере в соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 ст. 218 НК РФ в редакции Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 203-ФЗ, которым предусматривалось предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере при определении размера налоговой базы в том числе и одиноким родителям.

С января 2009 года в предоставлении налогового вычета в двойном размере ФИО1 по месту работы было отказано со ссылкой на изменение в действующем законодательстве, определяющем, что предоставление налогового вычета осуществляется в двойном размере только единственному родителю, кем ФИО1 не является.

При подаче в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ в налоговые органы налоговой декларации и документов, подтверждающих право ФИО1 на получение вычета в двойном размере, актом камеральной проверки ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля от 14.07.2010 года № 368 ФИО1 в предоставлении налогового вычета в двойном размере и возврате из бюджета налога на доходы физических лиц в размере 1560 рублей было отказано.

На основании решения заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля от 20.08.2010 года № 441 результаты камеральной проверки признаны законными и обоснованными, в связи с чем, ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля от 20.08.2010 года № 441 и его отмене; возврате излишне уплаченного налога за 2009 год в размере 1560 рублей с учетом пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 01.01.2009 года, а также возложении на ответчика обязанности по выплате стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере за 2010 год и компенсации моральный вред в размере 100000 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом, истец решение заместителя начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля от 20.08.2010 года № 441 обжаловал в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области. Решением № 448 от 20.12.201 года Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

В соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 ст. 218 НК РФ в редакции Федерального закона РФ от 29.12.2004 года № 203-ФЗ вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере.

На основании Федерального закона РФ от 22.07.2008 N 121-ФЗ в указанную норму были внесены изменения, согласно которым налоговый вычет предоставляется в двойном размере лишь единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю.

Отказывая в предоставлении стандартного налогового вычета в двойном размере, ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля руководствовалась письмом ФНС России от 17.09.2009 года № ШС-22-3/721 и письмами Министерства финансов РФ от 26.08.2009 года № 03-04-07-01/291, от 08.06.2009 года № 03-04-05-01/442, от 08.12.2009 года № 03-04-05-01/890 и от 09.12.2010 года № 03-04-05/8-36, согласно которым понятие «единственный родитель» означает отсутствие у ребенка второго родителя по причине его смерти, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим.

Анализируя данным письма, а также действующее законодательство, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 СК РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

По своей сути предоставление стандартных налоговых вычетов гражданам является мерой государственной поддержки лиц, имеющих детей. Предоставляя налоговый вычет в двойном размере неполным семьям, государство признает, что данная категория граждан нуждается в повышенной социальной защите, поскольку данный единственный родитель является единственным лицом, наделенным родительскими правами и несущий родительские обязанности по воспитанию своих детей и их содержанию.

По мнению суда, признание гражданина единственным родителем только в случае смерти, признания безвестно отсутствующим либо объявления умершим второго родителя приводит к существенному нарушению гражданских прав граждан и ребенка, один из родителей которого лишен родительских прав, поскольку фактически находится на обеспечении только одного родителя и имеет только один источник существования.

Кроме того, судом учитывает, что в письме Минфина РФ от 21.05.2009 года № 03-04-06-01/117 указано, что в случае, если родитель не выплачивает алименты, взысканные на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке, ребенок считается не находящимся на его обеспечении, и признается, что данный родитель не имеет право на получение налоговых вычетов на ребенка.

Также судом учитывается, позиция Министерства финансов РФ, изложенная в письмах от 27.02.2009 года № 03-04095-01/86, от 27.02.2009 года № 03-04-05-01/84, а также ФНС России в письме от 04.03.2009 года № 3-5-03/233@, согласно которым отказаться от получения налогового вычета может только тот родитель, который имеет на него право. В том случае если данный родитель не работает и не имеет доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц, то у него нет основания для получения стандартного налогового вычета в пользу второго родителя. В том же случае если данный родитель работает либо получает иной доход, он вправе отказаться от получения стандартного налогового вычета в пользу второго родителя.

В связи с чем, суд считает, что право на получение налогового вычета мать ребенка не имеет, отказаться от его получения она не может как по причине отсутствия доходов, так и по причине отсутствия каких-либо отношений между ФИО1 и матерью его сына.

Кроме того, по мнению суда, понятие «единственный родитель» является более широким, чем оно определяется налоговыми органами, поскольку родитель, лишенный родительских прав теряет в соответствии с СК РФ какие-либо дополнительные гарантии, предусмотренные действующим законодательством в отношении лиц, имеющих детей.

При этом судом учитываются положения п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 года №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», согласно которому лицо, лишенное родительских прав, утрачивает и право получать назначенные детям пенсии, пособия, иные платежи, а также алименты, взысканные на ребенка. Суду после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав необходимо направить его копию органу, производящему указанные выплаты.

Судом установлено, что мать несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав на основании решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 21.09.2001 года.

В соответствии с постановлением Фрунзенского районного отдела судебных приставов г.Ярославля УФССП по Ярославской области о расчете задолженности по алиментам от 26.10.2010 года ФИО5 не уплачивает алименты на ребенка с 28.02.2000 года и по состоянию на 04.10.2010 года размер ее задолженности составляет 248379,46 рублей. Из пояснений ФИО1 мать ребенка участия в содержании ребенка не принимает, материальной помощи сыну не оказывает, официального места работы не имеет. Таким образом, судом установлено, что единственным источником дохода ФИО1 и его сына ФИО4 является заработная плата истца.

Из ответа Фрунзенского районного отдела судебных приставов г.Ярославля УФССП по Ярославской области от 29.10.2010 год следует, что ФИО5 не работает, имущества в собственности не имеет.

В связи с изложенным, суд считает, что решение № 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.08.2010 года, вынесенное ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в отношении ФИО1 должно быть отменено.

ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля обязана предоставить ФИО1 стандартный налоговый вычет в двойном размере на ребенка за 2009 год в размере 1560 руб.

Что касается требований истца о предоставлении налогового вычета за 2010 год, суд считает требования в данной части не подлежащими удовлетворению, поскольку противоречат положениям ч. 4 ст. 218 НК РФ, предусматривающей, что в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных указанной статьей.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик не вправе обращаться за предоставлением налогового вычета, ранее, чем истечет налоговый период, т.е. вычет за 2010 год может быть предоставлен только на основе налоговой декларации, которая может быть представлена в налоговый орган по истечении 2010 года - в 2011 году, а не раньше.

На момент вынесения решения суда налоговый период 2010 года не истек, следовательно, у истца не возникло право на обращение в суд с данным требованием.

В связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога в пользу истца подлежат взысканию проценты, предусмотренные п. 10 ст. 78 НК РФ в размере 48 рублей 02 копеек, поскольку согласно ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Судом установлено, что 01.04.2010 года ФИО1 была подана налоговая декларация, срок камеральной проверки должен был быть окончен 01.07.2010 года, т.е. право на получение излишне уплаченного налога возникло у истца 02.07.2010 года. В срок до 02.08.2010 года ИФНС должно было быть рассмотрено заявление ФИО1 на возврат суммы излишне уплаченного налога, следовательно, 03.08.2010 года ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля должна была возвратить истцу денежные средства в размере 1560 рублей, чего сделано не было, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты в размере 48 рублей 02 копеек за период с 03.08.2010 года по дату вынесения решения суда (1540 руб. х 143 дня х 7,75 % х 1/300 % ставки рефинансирования).

Таким образом, с ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в пользу ФИО1 подлежат взысканию проценты в размере 48 руб. 02 коп.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Судом установлено, личные неимущественные права истца, а также другие нематериальные блага не нарушены, в связи с этим, в части требований ФИО1 о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Отменить решение № 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.08.2010 года, вынесенное ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в отношении ФИО1.

Обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля предоставить ФИО1 стандартный налоговый вычет в двойном размере на ребенка за 2009 год в размере 1560 руб.

Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля в пользу ФИО1 сумму процентов в размере 48 руб. 02 коп.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения или со дня изготовления его мотивировочной части путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля.

Судья М.В. Маренникова