Дело № 2-2852/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года город Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд города Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Дубовик О.Н., при секретаре Черкасовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ФГБУ «Главрыбвод», третье лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов об обязании установить средства измерения объема сброса сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ обратился в суд с иском к ФГБУ «Главрыбвод» об обязании установить средства измерения объема сброса сточных вод, указав в его обоснование на следующие обстоятельства.
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные Азово-Донским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.
Азово-Донской филиал ФГБУ «Главрыбвод» является водопользователем:
Донской осетровый завод использует для целей сброса сточных вод водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, для целей забора водных ресурсов водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№;
Рогожкинский рыбоводный завод использует для целей сброса сточных вод водные объекты ерик Лагутник, рукав Большая Кутерма на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, для целей забора водных ресурсов водный объект рукав Большая Кутерма на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№;
- Аксайско-Донской рыбоводный завод использует для целей сброса сточных вод водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, для целей забора водных ресурсов водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч. ч. 1,2 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с и. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 3, 6, 7 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
Согласно п.п. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, п.п. 11 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, п.п. 12 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ одним из условий использования водного объекта является ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов при осуществлении аквакультуры (рыбоводства) с помощью аттестованных средств измерений.
Кроме того, отчетами о выполнении плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта по решениям о предоставлении водного объект в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрены установки контрольно- измерительной аппаратуры для учета объемов забираемой воды из водных объектов.
Вместе с тем, согласно п. 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.
Донским бассейновым водным управлением Росводресурсов ДД.ММ.ГГГГ согласована схема водоснабжения и водоотведения Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод».
В указанной схеме Азово-Донским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» обосновано отсутствие технической возможности установки средств измерений объемов сбрасываемых сточных вод ввиду использования самотечных земляных каналов.
Однако в нарушение ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 6, 7 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов р. Дон, рукав Большая Кутерма Донским осетровым заводом, Рогожкинским рыбоводным заводом, Аксайско-Донским рыбоводным заводом Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод» средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется.
По фактам выявленных нарушений начальнику Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены.
Согласно ст. ст. 17,18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей Азово-Донского филиала «Главрыбвод» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов, нарушает порядок государственного мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, других прилегающих населенных пунктов, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации), то есть субъектов, персонификация которых невозможна, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
На основании изложенного первоначально просил суд обязать Азово-Донской филиал федерального государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Главрыбвод» устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов р.Дон, рукав Большая Кутерма осетровым заводом, Рогожкинским рыбоводным заводом, Аксайско-Донским рыбоводным заводом, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в порядке ст.39 ГПК РФ, указав на то, что согласно информации Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод» средства измерения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов Донским осетровым заводом и Рогожкинским рыбоводным заводом установлены, что подтверждается актами установки и ввода в эксплуатацию материальных ценностей. В уточненной редакции исковых требований просит суд обязать Азово-Донской филиал федерального государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Главрыбвод» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта р. Дон Аксайско-Донским рыбоводным заводом, внесенных в Государственный реестр средств измерений. Дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске и в заявлении об уточнении исковых требований, просила требования в уточненной редакции удовлетворить.
В судебное заседание явился представитель истца – помощник прокурора Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону Хоянян Л.О., исковые требования поддержала, просила требования в уточненной редакции удовлетворить.
Представитель ответчика - ФГБУ «Главрыбвод» - ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в письменном отзыве на исковые требования, а также указав на то, что установка приборов учета на Аксайско-Донском рыбоводном заводе предусмотрена в рамках начинающейся в настоящее время реконструкции на плавучих насосных станциях ПНС 3-3000 и ПНС 2-680-15 (проект утвержден, готовится к выдаче разрешение на строительство), работа завода и, соответственно, забор воды, на период реконструкции прекращается, что говорит о добровольном удовлетворении требований истца. По указанным основаниям в иске просит отказать.
Третье лицо: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, извещенное о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве по делу просили дело рассмотреть в отсутствие их представителя, указав также на то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. информация об установке водоизмерительной аппаратуры в Донское БВУ отсутствует.
Дело в отсутствие третьего лица рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на природопользователей возложена обязанность разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Мероприятия по охране окружающей среды представляют собой совокупность действий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, на защиту жизни и здоровья человека в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с и. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 3, 6, 7 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.
В судебном заседании установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные Азово-Донским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов.
Азово-Донской филиал ФГБУ «Главрыбвод» является водопользователем и использует Аксайско-Донской рыбоводный завод для целей сброса сточных вод водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№ для целей забора водных ресурсов водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№.
Донским бассейновым водным управлением Росводресурсов ДД.ММ.ГГГГ согласована схема водоснабжения и водоотведения Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод».
В указанной схеме Азово-Донским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» обосновано отсутствие технической возможности установки средств измерений объемов сбрасываемых сточных вод ввиду использования самотечных земляных каналов.
Однако, в нарушение ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 6, 7 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов р. Дон, рукав Большая Кутерма Аксайско-Донским рыбоводным заводом Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод» средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется.
По факту выявленных нарушений с целью устранения указанных нарушений законов начальнику Азово-Донского филиала ФГБУ «Главрыбвод» внесено представление.
До настоящего времени нарушения законов Азово-Донским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» не устранены.
Соответственно, на Азово-Донской филиал ФГБУ «Главрыбвод» в силу закона возложена обязанность установить средства измерения объемов сброса сточных вод в водные объекты р.Дон, внесенных в Государственный реестр средств измерений, что является обязанностью ответчика, которая не исполняется, что было установлено в судебном заседании.
Доводы ответчика о том, что установка приборов учета предусмотрена в рамках начинающейся реконструкции, на время которой работа завода и забор воды прекращается, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, на момент рассмотрения дела завод является действующим, а доказательств того, что на период реконструкции забор воды производиться не будет, суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Азово-Донскому филиалу ФГБУ «Главрыбвод» об обязании установить средства измерения объема забора ( изъятия) водных ресурсов из водного объекта р. Дон Аксайско-Донским рыбоводным заводом, внесенных в Государственный реестр средств измерений подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Азово-Донской филиал федерального государственного бюджетного учреждения РО «Главрыбвод» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема забора ( изъятия) водных ресурсов из водного объекта р. Дон Аксайско-Донским рыбоводным заводом, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.