дело № 2- 2853/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
с участием прокурора Байковой М.В.,
при секретаре Лебедевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пушкинского городского прокурора о признании незаконным пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста»,
У С Т А Н О В И Л :
Пушкинской городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста».
В обоснование заявления указал, что Советом депутатов Пушкинского муниципального района 19 сентября 2012 года принято решение № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста». Пунктом 2 указанного решения утвержден Порядок выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку. Пунктом 1.3 Порядка установлено, что право на получение компенсации имеют родители (законные представители), зарегистрированные по месту жительства на территории Пушкинского муниципального района, имеющие детей предшкольного возраста, которые не получают дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. По мнению прокурора, положения п. 1.3 Порядка ограничивают реализацию права на получение компенсации родителей, не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Пушкинского муниципального района. Пушкинской городской прокуратурой 10.02.2014г. на пункт 1.3 Порядка был принесен протест. Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 26.02.2014г. № 827/94 протест прокурора отклонен, в связи с чем прокурор обращается в суд с изложенными выше требованиями.
В судебном заседании прокурор Байкова М.В. заявление поддержала, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Пушкинского муниципального района по доверенности ФИО5 возражала удовлетворению заявления.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление Пушкинского горпрокурора подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 2 решения Совета депутатов от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста» (л.д. 9) утвержден порядок выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку (л.д. 10-11).
Указанное решение опубликовано в межмуниципальной газете Пушкинского района «Маяк» от 24.10.2012 года № 80 (л.д. 14).
В соответствии с п. 1.3 Порядка право на получение компенсации имеют родители (законные представители), зарегистрированные по месту жительства на территории Пушкинского муниципального района, имеющие детей предшкольного возраста, которые не получают дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Пункт 1.3 Порядка оспаривается прокурором.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные положения содержатся в ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 года N 3266-1 "Об образовании» и в Уставе муниципального образования «Пушкинский муниципальный район».
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На территории Пушкинского муниципального района действует Положение о комплектовании муниципальных образовательных организаций Пушкинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, которое утверждено постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 28 января 2014 года № 163.
Данное Положение устанавливает единый порядок приема в муниципальные организации Пушкинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также единого порядка перевода из одной образовательной организации в другую.
Указанное Положение не связывает возможность получения дошкольного образования на территории Пушкинского муниципального района с регистрацией родителей (законных представителей) по месту жительства. В соответствии с порядком, установленным указанным Положением дети дошкольного возраста зачисляются в муниципальные образовательные организации независимо от регистрации по месту жительства на территории Пушкинского района. Действия Положения распространяются на лиц, имеющих место жительства на территории Пушкинского муниципального района, а не регистрацию по месту жительства на территории района.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституций РФ гарантировано право граждан на свободу передвижения (ст. 27 Конституции).
Приведенные выше нормы Конституции РФ, а также нормы действующего законодательства не связывают право граждан на получение мер социальной поддержки, в том числе и установленных органом местного самоуправления, от наличия регистрации по месту жительства.
Утвержденный решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста» пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; противоречит не только Конституции РФ, но и нормам действующего законодательства, приведенного выше.
Довод представителя Совета депутатов о соответствии оспариваемого
пункта Порядка действующему законодательству со ссылкой на соответствующее право Совета, предусмотренного Уставом, а также положениям Федерального закона № 131-ФЗ, основан на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении данного дела суд исходит из того, что право Совета депутатов на утверждение указанного выше Порядка прокурором не оспаривается.
Прокурором оспаривается один из пунктов Порядка, не соответствующий Закону.
Полномочия Совета депутатов в части принятия решений местного значения не могут являться основанием для утверждения нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям Закона или ограничивающих права граждан, гарантированные Конституцией РФ, а также установленные федеральным законодательством РФ.
Однако, оспариваемый пункт Порядка устанавливает ограничения на получение компенсации для родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста, состоящих в очереди на получение путевки в дошкольное образовательную организацию, проживающих на территории Пушкинского района, но не имеющих регистрации по месту жительства на территории района.
Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый пункт Порядка противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, суд признает пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста» не действующим и не подлежащим применению со дня принятия указанного решения Совета депутатов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Пушкинского городского прокурора о признании незаконным пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста» удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункт 1.3 Порядка выплаты компенсации родителям (законным представителям), имеющим детей предшкольного возраста, не обеспеченных местом в дошкольном образовательном учреждении, на предшкольную подготовку; утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района от 19 сентября 2012 года № 653/74 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий родителей (законных представителей), имеющих детей предшкольного возраста».
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в межмуниципальной газете Пушкинского района «Маяк» и на официальном сайте администрации Пушкинского муниципального района Московской области после вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: