ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2854/19 от 31.07.2019 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-2854/2019

64RS0047-01-2019-002826-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 г. г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре судебного заседания Латфулиной Г.Ю., с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы войск национально гвардии Российской Федерации по <адрес> об установлении факта участия в боевых действиях, обязании выдачи удостоверения ветерана боевых действий,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национально гвардии Российской Федерации по <адрес> об установлении факта участия в боевых действиях, обязании выдачи удостоверения ветерана боевых действий, мотивируя свои требования тем, что истец с <дата> по апрель 1999 г. во время службы в вооруженных силах выполнял задачи по обеспечению общественной безопасности, охране и обороне аэропорта в <адрес>, важных государственных и промышленных объектов на территории Республики Дагестан. Истец указывает, что <дата> он обратился в военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес>, по вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий», <дата> им получен ответ от <дата> от военного комиссариата Советского и <адрес>ов <адрес>, согласно которому по данному вопросу необходимо обратиться в Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по <адрес>. В иске указано, что <дата> истец обратился в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> с заявлением по вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий», <дата> ответом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> ему отказано в выдачи удостоверения, мотивируя тем, что основанием для отказа послужили архивные справки /Д-532 от <дата>, /Д-532-17 от <дата> Истец считает, что отсутствие в документах термина «участие в боевых действиях» не свидетельствует о том, что у него не имеется права на получение удостоверения ветерана боевых действий. Истец считает, что он выполнял служебно-боевые задачи не только по обеспечению общественной безопасности, но и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона по охране и обороне аэропорта в <адрес>, важных государственных и промышленных объектов на территории Республики Дагестан, что фактически подтверждает его принадлежность к ветеранам боевых действий, участвовавших на территории Северо-Кавказского региона.

В связи с чем, истец просит установить факт участия истца в боевых действиях во время прохождения им действительной военной службы в период с 18.10.1998 г. по апрель 1999 г.; обязать ответчика выдать истцу удостоверение ветерана боевых действий.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, причины неявки не известны, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО4 в ходе судебного заседания поддержал исковое заявление в полном объёме, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2 в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям изложенным в возражении на исковое заявление (л.д.20-21).

Суд, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика в силу статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно разделу 3 приложения к Закону № 5-ФЗ к боевым действиям с участием в них граждан Российской Федерации относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. А также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата> «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» , удостоверения оформляются и выдаются лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции: сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, кроме подразделений, указанных в пункте 2.1 настоящей Инструкции через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Согласно подпункту 3.3 пункта 3 вышеуказанного приказа, для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с <дата>, - это выписки из приказов, изданных в соответствии с пп. в п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии с пп. в п. 4 Постановление Правительства РФ от <дата>, время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со <дата> руководителем контртеррористической операции.

В силу положений статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В ходе судебного заседания установлено, что <дата>ФИО3 обратился в военный комиссариат Советского и <адрес>ов <адрес>, по вопросу выдачи удостоверения «Ветерана боевых действий» (л.д. 9).

<дата> военным комиссариатом Советского и Федоровского районов Саратовской области дан ответ, согласно которому по данному вопросу необходимо обратиться в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Саратовской области (л.д. 10).

Согласно архивной справке от <дата>, по архивным документам установлено, что приказом командира войсковой части 5594 (<адрес>) от <дата>с/ч объявлен список военнослужащих части, убывших в служебную командировку в <адрес> Республики Дагестан для выполнения служебно-боевых задач, в списке 2 отделения 2 взвода войсковой разведки разведывательного батальона значится разведчик-водитель рядовой ФИО3; приказом командира войсковой части 5594 от <дата>с/ч объявлен список военнослужащих части, прибывших из служебной командировки из ТГ- 5 <адрес> Республики Дагестан с <дата>, в списке значится рядовой ФИО3; в книге алфавитного учета военнослужащих срочной службы, призыва весна - 1997 г., войсковой части 5594 значится ФИО3, а ФИО3 не значится; личный состав войсковой части 5594 с <дата> по апрель 1999 г. выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению общественной безопасности, охране и обороне аэропорта <адрес>, важных государственных и промышленных объектов на территории Республики Дагестан (л.д. 13).

<дата>ФИО3 обратился в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий» (л.д. 11).

<дата> Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес>ФИО3 отказано в выдачи удостоверения. В ответе указано, что основанием для отказа послужили архивные справки /Д-532 от <дата>, /Д-532-17 от <дата>, указанные в архивных справках территория и период не входят в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах»), дающих право установить категорию ветеранов: ветеран боевых действий (л.д. 12).

Федеральным законом от <дата> «О борьбе с терроризмом» также установлен ряд льгот для лиц, непосредственно участвовавших в контртеррористических операциях (Глава V).

Ряд льгот, компенсаций и дополнительных выплат военнослужащим, выполняющим задачи в «горячих точках2, установлен только подзаконными актами («боевые» выплаты, полевые деньги).

Согласно принятому затем секретному Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.02.2001 г. № 135-9 «О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона» установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2000 г. № 424 порядок и размер выплаты полевых (суточных) был в целом сохранен, и была уточнена норма п. 3 этого Постановления - было указано, что выплата полевых (суточных) денег не производится за время фактического участия в проведении контртеррористических операций.

В Федеральном законе от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты, в том числе ветеранов боевых действий и определен круг лиц, относящихся к данной категории. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к названному Федеральному закону).

Приказы части, в которой проходил службу истец могут служить доказательствами по делу, однако, доказательств этому не представлено. Сведений о подтверждении факта непосредственного участия истца в контртеррористических операциях суду не представлено, в ходе судебного заседания не установлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 г. № 3107-0 установлено, что для наделения статусом ветерана боевых действий и приобретения права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»; во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В соответствии с указанным постановлением издана Инструкция о порядке выдаче удостоверений ветерана боевых действий в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 07.05.2004 г. № 282, пункт 3 которой устанавливает, что основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте настоящей Инструкции выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г. является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый согласно вышеназванного п. 1 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 г. № 65.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Кодекса).

Согласно архивной справке от 18.02.2019 г., ФИО3 входил в личный состав войсковой части 5594 с 18.10.1998 г. по апрель 1999 г. выполнял служебно-боевые задачи по обеспечению общественной безопасности, охране и обороне аэропорта <адрес>, важных государственных и промышленных объектов на территории Республики Дагестан, однако в материалы дела не представлено приказов командира войсковой части «О непосредственном (фактическом) участии военнослужащих в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и участии в боевых действиях» в отношении ФИО3.

Суд приходит к выводу о том, что выдача удостоверения «Ветеран боевых действий» за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, либо выполнение служебно-боевых задач после августа 1999 года на данной территории, в связи с чем, выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий ещё не означает фактического участия в боевых действиях.

Таким образом, представленные истцом в суд документы в обоснование своих требований не содержат никаких сведений относительно его участия в контртеррористических операциях в период с 18.10.1998 г. по апрель 1999 г., в связи с чем в удовлетворении требований об установлении факта участия в боевых действиях следует отказать. Поскольку второе требование об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий является производным от первоначального требования, в удовлетворении данного требования также следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управление Федеральной службы войск национально гвардии Российской Федерации по Саратовской области об установлении факта участия в боевых действиях, обязании выдачи удостоверения ветерана боевых действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья С.И.Долгова