Дело № 2-2855/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 31 июля 2014 года г.Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.В., при секретаре Черновой Л.С., с участием представителя истца ФИО2, ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федеральной налоговой службы России к ФИО3 о привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании денежной суммы,
у с т а н о в и л:
Истец Федеральная налоговая служба России обратилась в суд с иском к ответчику руководителю ликвидационной комиссии ООО «***» ФИО3 о привлечении ликвидатора к субсидиарной ответственности и взыскании с него в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г.Барнаула (далее ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула) в доход бюджета *** руб. *** коп.
В обоснование исковых требований указано, что ООО «***» находится в стадии ликвидации с ДД.ММ.ГГГГ. Руководителем ликвидационной комиссии организации является ФИО3 Последний бухгалтерский баланс за ДД.ММ.ГГГГ представленный в инспекцию, направлен налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. Указанный баланс содержит следующие сведения об активах должника: основные средства в сумме *** тыс. руб., незавершенное строительство *** тыс. руб., запасы *** руб., дебиторская задолженность *** руб. При этом обязательства должника в соответствии с указанным балансом составляли *** руб., т.е. уже к началу ликвидации должник обладал признаками недостаточности имущества. Следовательно, не позднее десяти дней с даты начала ликвидации в силу ст.224 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель ликвидационной комиссии обязан был обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик был извещен ДД.ММ.ГГГГ о необходимости совершения данных действий посредством направления соответствующего уведомление, но никаких мер не предпринял. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «***» составляет *** руб., в том числе по налогу в сумме *** руб., по пеням *** руб. и штрафам *** *** руб. Таким образом, в результате бездействия руководителя ликвидационной комиссии ФИО3, выразившегося в неисполнении обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, задолженность перед бюджетом увеличилась на *** руб. *** коп. В связи с этим истец в порядке п.2 ст.226 «О несостоятельности (банкротстве)» обратился с данным иском в суд.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Пояснила, что на момент принятия решения о ликвидации задолженность ООО «***» перед государством по налогам составляла *** руб., налоговый орган обращался с заявлением о взыскании задолженности, все постановления возвращены судебным приставом- исполнителем в связи с невозможностью взыскания. В связи с бездействием руководителя ликвидационной комиссии, размер неустойки вырос на *** руб., чего бы не произошло, если бы юридическое лицо было объявлено банкротом.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском срока исковой давности, полагал, что истцом утрачено право взыскания неустойки по неуплаченным налогам в связи с пропуском сроков взыскания самих налогов. Задолженность подлежит списанию согласно приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.***). Также пояснил, что не обращался в арбитражный суд, поскольку желал привлечь к уголовной ответственности руководителей ООО «***» за присвоение денежных средств, принадлежащих юридическому лицу.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов (пункт 1 Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506).
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (п.4 Положения).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В судебном заседании установлено, что ООО «***», ИНН/КПП *** зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо находится в стадии ликвидации, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица, председателем ликвидационной комиссии является ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. ***).
В материалы дела представлена выписка из протокола общего собрания участников ООО «***» от ДД.ММ.ГГГГ, на котором принято решение о ликвидации юридического лица, о досрочном прекращении полномочий директора общества ФИО1, назначении ликвидационной комиссии в количестве трех человек, назначении председателем ликвидационной комиссии ФИО3 (л.д.***).
Бухгалтерский баланс за ДД.ММ.ГГГГ направлен налогоплательщиком в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ. Указанный баланс содержит следующие сведения об активах должника: основные средства в сумме *** тыс. руб., незавершенное строительство *** тыс. руб., запасы *** руб., дебиторская задолженность *** руб. Обязательства должника в соответствии с указанным балансом составляли *** руб. (л.д.***).
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора поступили в ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.***).
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула в адрес ООО «***» направлен акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам №*** (л.д.***). При этом выявлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий размер задолженности по налогам составил *** руб.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула в адрес ФИО3 и ФИО1 направлено уведомление №*** об имеющейся задолженности и необходимости инициирования процедуры банкротства в отношении ООО «***». Указанное уведомление получено ДД.ММ.ГГГГ ООО «***» (л.д.***).
Согласно п.3 ст.9 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.
В случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ст.222 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Пункт 2 ст.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает самостоятельный вид субсидиарной ответственности по обязательствам должника при банкротстве последнего.
В силу п.1 ст.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п.2 ст.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения, предусматривающие субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, закреплены в ст.226 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
Согласно п.1 ст.399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В данном случае истец предъявляет требования к ответчику в порядке пункта 2 ст.226 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», просит привлечь к субсидиарной ответственности ликвидатора ООО «***» ФИО3, при этом просит взыскать убытки, возникшие в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в виде неустойки за несвоевременную уплата налогов.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд исходит из правовой природы пени как способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (статья 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии со справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность ООО «***» перед бюджетом составляет *** руб. *** коп., в том числе, по налогу в сумме *** руб. *** коп., по пеням *** руб. *** коп. и штрафам *** руб. *** коп. (л.д.***).
Как следует из этой справки данная задолженность по налогам сформировалась за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик ФИО3 просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов. Так, согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе в течение двух месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет средств на счетах налогоплательщика в банке. Согласно пункту 9 приведенной нормы материального права положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Согласно пункту 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, и по истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, суд считает, что истцом пропущен срок на обращение в суд за взысканием задолженности по налогам, а, следовательно, и взыскании задолженности по пене, насчитанной в связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу.
Приказом ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@ (ред. от 27.02.2014) утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, где предусмотрен порядок списания задолженности по налогам, пеням, штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п.2.4.Порядка).
На основании изложенного, не имеется правовых оснований для привлечения ликвидатора к субсидиарной ответственности и взыскании с него в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула в доход бюджета *** руб. *** коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Федеральной налоговой службы России к ФИО3 о привлечении к субсидиарной ответственности, взыскании денежной суммы оставить без удовлетворения в полном объеме в связи с пропуском срока исковой давности.
Решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Барнаула.
Судья Ю.В. Гончарова
***