Дело № 2-49/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе судьи Бессчетновой Е.Л., при секретаре судебного заседания Лидер Л.Т., рассмотрел в городе Омске в открытом судебном заседании 20 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области об обязании устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде пересечения границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Истец Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области обратилось в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области с названными исковыми требованиями, указав, что филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области при проведении работ по актуализации базы данных государственного кадастра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в реестре объектов недвижимости было выявлено пересечение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, автодорога: Омск-Красноярка учтенного в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № (сведения о правообладателе в ГКН отсутствуют) с границами смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> учтенного в государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации – Омской области и переданного в постоянное (бессрочное) пользование КУ Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области». Пересечение границ земельных участков является в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой. ДД.ММ.ГГГГ истцом были вынесены решения № и № о необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях государственного кадастра недвижимости. В целях устранения выявленной ошибки направлены в адрес ответчиков письма с приложением протоколов выявления кадастровой ошибки и решений «О необходимости устранения кадастровой ошибки в кадастровых сведениях государственного кадастра недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № и №. По настоящее время каких-либо действий ответчиков по исправлению кадастровых ошибок в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении принадлежащих им на праве собственности и постоянного (бессрочного) пользования земельных участках не предпринято. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Описания земельных участков от 28.04.2004, подготовленного <данные изъяты>. Сведения о координатах характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Описания земельных участков от 04.08.2008, подготовленного <данные изъяты>. Границы земельных участков пересекаться не могут, так как пересечение границ земельных участков влечет за собой нарушение прав собственников (землепользователей) земельных участков. Факт пересечения границ земельных участков с кадастровым номером № с земельным участком № подтверждается также выкопировкой из Автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области является органом кадастрового учета в силу положений части 2 статьи 3 Закона о кадастре, а также Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета. ФГУ «ЗКП» по Омской области впоследствии переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Омской области и реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», осуществляющему полномочия органа кадастрового учета на территории Омской области в лице филиала. Уточнив исковые требования, просит обязать администрацию Омского муниципального района омской области, Министерство имущественных отношений Омской области устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № (л.д. 51 том 2).
В судебном заседании представитель истца Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д. 145 том 1) поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что государственный кадастровый учет спорных земельных участков осуществлялся не филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, а действующим в тот период времени Управлением Роснедвижимости по Омской области. Управление Роснедвижимости ликвидировано на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 года № 409-р, подготовленном во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». ФГБУ «ФКП Росреестра» не является правопреемником Управления Роснедвижимости, следовательно, не несет ответственности за действия совершенные другими органами. В соответствии с нормами земельного законодательства границы земельных участков пересекаться не могут, так как пересечение границ земельных участков влечет за собой нарушение прав собственников. Орган кадастрового учета не может сам внести в ГКН изменения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами №, № помимо воли собственников, так как местоположение границ является одной из уникальных характеристик земельного участка. В рассматриваемом иске не заявлены требования об установлении границ земельных участков, следовательно, настоящий спор не относится к делам иной категории. Ссылки на пропуск исковой давности полагают необоснованными, поскольку утвержденный Росреестром «План мероприятий по устранению противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ и принятый в развитие Приказ Управления Росреестра по Омской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости» подтверждают, что мероприятия по выявлению кадастровых ошибок в сведениях ГКН проводятся только с 2013 года. Соответственно, тогда как согласно статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то срок исковой давности в рассматриваемом случае исчисляется со дня формирования должностным лицом протокола выявления кадастровой ошибки, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Требования об обязании правообладателей исправить кадастровую ошибку никак не сопряжены с оспариванием их прав на данные земельные участки. Считает, что требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д. 157 том 1), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что согласно заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, ООО «Омск-Полимер» в лице представителя ФИО3 обратилось с заявлением об уточнении местоположения границы площади земельного участка с кадастровым номером №. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок указано Решение исполкома Омского районного совета депутатов трудящихся Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ и государственный акт от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация не участвовала в постановке данного участка на государственный кадастровый учет, внесения изменений. Правообладателем данного земельного участка в 2008 году являлось ООО «Омск-Полимер». Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о наличии правообладателя земельного участка не означает, что земельный участок относится к землям право собственности на которые не разграничено. Наложение границ земельных участков, обнаруженное 17.07.2013, отсутствовало в период постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а значит, отсутствует воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д. 50 том 2) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Поддержала возражения, представленные в материалы дела (л.д. 16-18, 113 том 2). Дополнительно указала, что выкопировка из автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости не является допустимым доказательством, позволяющим достоверно установить наличие кадастровой ошибки. Исправление кадастровой ошибки по решению суда возможно при доказанности, как наличия ошибки, так и представления суду сведений о новых значениях подлежащих исправлению кадастровых сведений. Считает, что пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, казенное учреждение Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» в судебном заседании участия не принимало о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежаще. Ранее в судебных заседаниях представитель возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве не исковое заявление (л.д. 146 том 1).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Омск-Полимер» в судебном заседании участия не принимало, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
01 ноября 2012 года Врио руководителя Росреестра утвержден План мероприятий по устранению противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, где в названный план мероприятий включена организация работы по исправлению кадастровых ошибок, содержащихся в ГКН, посредством обращения органа кадастрового учета в суд (л.д. 35-43).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области создана рабочая группа по устранению противоречий в сведениях, содержащихся в ЕГРП и ГКН (л.д. 24 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ Протоколами выявления кадастровых ошибок №, № при проведении работ по актуализации базы данных государственного кадастра недвижимости выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях объектов недвижимости, имеющих кадастровые номер № и № (входящий участок единого землепользования №) (л.д. 28, 29 том 1). Основанием квалификации внесенных в ГКН сведений как ошибочных являются документы о межевании, подтверждающие факт выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № (входящий участок единого землепользования №).
Решениями филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №, № установлено, что сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Описанием земельных участков от 04.08.2008, подготовленным <данные изъяты> сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № (входящий участок единого землепользования №) внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Описанием земельных участков от 28.04.2004, подготовленным <данные изъяты> (л.д. 30-33). В связи с указанным принято решение о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области направлены письма в адрес администрации Омского муниципального района Омской области, бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Министерства имущественных отношений Омской области в связи с выявлением в реестре объектов недвижимости пересечения границ земельных участков, необходимости устранить кадастровую ошибку в кадастровых сведения государственного кадастра недвижимости. О принятом решении просили проинформировать истца (л.д. 34-43 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений в адрес истца направлен ответ из которого следует, что на момент внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета принято положительное решение, в связи с чем, считают проведение кадастровых работ по исправлению кадастровой ошибки нецелесообразным (л.д. 44 том 1). Аналогичный ответ ДД.ММ.ГГГГ за № направлен казенным учреждением Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (л.д. 45 том 1).
На основании свидетельство о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ года, <адрес> – субъект Российской Федерации на праве собственности принадлежности земельный участок площадью 590 709, 00 кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный для эксплуатации и обслуживания территориальных автомобильных дорог, расположен на землях транспорта по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись № (л.д. 45 том 2).
Областное государственное учреждение «Управление дорожного хозяйства Омской области» обратилось в ФГУ «Земельная кадастровая палата Омской области» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельный участок, предоставленный в установленном порядке и выдать кадастровый план земельного участка 31.08.2004 (л.д. 53 том 1).
Постановлением главы администрации Омского муниципального образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № областному государственному учреждению «Управление дорожного хозяйства Омской области» земельный участок площадью 590 709, 00 кв.м. с кадастровым номером № предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись № (л.д. 44 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с уточнением местоположения границы земельного участка с кадастровым номером № обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области ООО «Омск-Полимер» (л.д. 162 том 1), где правоустанавливающим документом на земельный участок указано Решение Исполкома Омского районного совета депутатов трудящихся Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164 том 1).
По информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 29.01.2014, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №. отсутствуют (л.д. 80).
Согласно статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Возникшие в 2004 году отношения регулировались Федеральным законом «О государственном земельном кадастре». Согласно статье 19 данного закона для проведения государственного кадастра учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастра учета земельных участков включало в себя проверку представленных заявителем документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Статьей 20 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» установлено, что в проведении государственного кадастра учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей.
Между тем, ФГУ ЗКП, обладая сведениями о земельном участке с кадастровым номером 55:20:072102:30 (входящий участок единого землепользования 55:20:000000:59), поставленный на кадастровый учет в 2004 году, и его границах, в 2008 году поставило земельный участок с кадастровым номером 55:20:072102:8 на кадастровый учет.
Согласно статье 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с ним.
Согласно статьям 7, 16, 20, 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, к которым относится описание местоположения границ земельного участка, осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления о кадастровом учете и межевого плана, представленных заявителем. С заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. Если иное не установлено данным законом, ни кто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, лицо, обращающееся в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объекта недвижимости и исправлении кадастровой ошибки на основании решения суда должно содержать правильное описание границ смежных земельных участков, которые должны содержаться в судебном решении. Истец, обращаясь в суд с названными требованиями, не указывает в каких границах должны быть расположены смежные земельные участки с указанием их поворотных точек.
Кроме того, исходя из положений названного закона, орган кадастрового учета не может обратиться с требованием о возложении на собственников или пользователей земельных участков обязанности устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде пересечения границ земельных участков, что является последующей обязанностью для лиц (пользователей, собственников) обратиться в данный орган с заявлением об учете изменений уникальных характеристик земельных участков и межевым планом. Подача заявления об учете изменений объекта недвижимости является правом, а не обязанностью ответчика.
Обращаясь в суд с названным исковыми требования истец должен доказать наличие кадастровой ошибки. Само по себе отражение в государственном кадастре недвижимости наложения земельных участков не свидетельствует о таковой. В судебном заседании разъяснялось сторонам право о назначении землеустроительной экспертизы, что сторонами принято во внимание не было. Единственным доказательством наличия кадастровой ошибки являются документы межевания – землеустроительная экспертиза.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Таким образом, защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, защита не нарушенного права в будущем прямо противоречит статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом не представлено доказательств нарушения его прав и интересов. Наличие Плана мероприятий по устранению противоречий в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, не является материально правовым обоснованием заявленных исковым требований к собственникам земельных участков. Кроме того, истцом не представлено доказательств, что администрация Омского муниципального района является собственником земельного участка с кадастровым номером №, тогда как, спорный земельный участок Решением Исполнительного комитета Омского районного совета депутатов трудящихся Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ закреплен в постоянное пользование за Омским законом пластических масс Министерства химической промышленности и являлся основанием для постановки на кадастровый учет именно указанного земельного участка ООО «Омск-полимер». Доказательств прекращения права пользования земельным участком Омским законом пластических масс Министерства химической промышленности или ООО «Омск-Полимер» суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представителем Министерства имущественных отношений Омской области в ходе рассмотрения дела заявлено о применении срока исковой давности, считая, что течение его началось с момента постановки земельных участков на кадастровый учет в 2004 году и, соответственно, в 2008 году.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вынесен Протокол выявления кадастровой ошибки. Государственный кадастровый учет спорных земельных участков осуществлялся Управлением Роснедвижимости по Омской области, которое на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ликвидировано. Истец не является правопреемником Управления Роснедвижимости в силу указанного нормативно-правового акта. При таких обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о наличии кадастровых ошибок в кадастровых сведениях объектов недвижимости, имеющих кадастровые номера № и № (входящий участок единого землепользования №). В связи с чем, суд находит срок для обращения в суд с названным исковыми требованиями, истцом не пропущенным.
Относительно доводов представителя Министерства имущественных отношений Омской области о прекращении производства по делу в связи с не подведомственностью данного спора суду общей юрисдикции, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса. В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеуказанных норм права, основными критериями разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав. При определении подведомственности гражданских дел оба этих критерия должны учитываться в совокупности.
Судом с достоверностью установлено, что заявленные исковые требования как и сам характер спорных правоотношений не связан осуществлением сторонами, как истцом, так и ответчиками, экономической деятельности, спор не вытекает из осуществления предпринимательской деятельности, что в силу положений статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит данный спор к подведомственности районного суда. При таких обстоятельствах ходатайство о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.
С учетом собранных по делу доказательств, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств не находит основания для удовлетворения исковых требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области об обязании устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде пересечения границ земельных участков.
Руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области к администрации Омского муниципального района Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области об обязании устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в виде пересечения границ земельных участков, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2014 года.