ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2856/2021 от 09.12.2021 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.12.2021 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Николотовой Н.Н.,

при секретаре Бековой Ф.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2856/2021 по иску ФИО1 ФИО6 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки. В обоснование исковых требований указал, что 29.08.2021 она обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» за предоставлением государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения Ветеран труда». Решение от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предоставлении государственной услуги. Отказ мотивирован тем, что выданная ей медаль не поименована в приказе Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ», указанное решение считает необоснованным.

Ссылаясь на ст. 1 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО», просила признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать истцу удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без ее участия.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать по основаниям, изложенным в решении об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Полагала, что требования ответчика не основаны на положениях действующего законодательства, которым урегулированы самостоятельные и не связанные между собой условия присвоения в Тульской области звания «Ветеран труда».

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Федеральный закон «О ветеранах).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 1.1 Статьи Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден «Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия».

Согласно пункту 3 раздела 1 названного Порядка федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия; вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ) в качестве ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в числе прочих была установлена медаль «За участие в военном параде в День Победы».

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации» ранее изданный приказ <адрес>14 признан утратившим силу, а в качестве ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации учреждены:

медаль "За боевые отличия";

медаль "За воинскую доблесть";

медаль "За разминирование";

медаль "За укрепление боевого содружества";

медаль "За отличие в военной службе";

медаль "За трудовую доблесть";

медаль "Михаил Калашников";

медаль "Участнику военной операции в Сирии", иных ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не поименовано.

В Тульской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения устанавливается Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» -ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 1 Закона -ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются:

1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

1-1) наличие документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктами 2, 3, 3-1 ст. 2 Закона -ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

То есть, критериями для присвоения звания «Ветеран труда» являются, в частности, награждение лица ведомственными знаками отличия за заслуги в службе и службу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, и одновременно наличие у лица трудовой (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении стажа. При этом на лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», возложена обязанность представить в государственное учреждение социальной защиты населения соответствующие документы, подтверждающие указанные основания.

Судом установлено, что выслуга лет ФИО1 составила в календарном исчислении для назначения пенсии и для выплаты единовременного пособия 20 лет 10 месяцев, что отвечает требованиям, указанных в п.1 ст.1 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО.

ФИО1 была награждена согласно приказа Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ медалью «За участие в военном параде в день Победы».

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда» и представил документы согласно перечню, предусмотренному Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения по тем основаниям, что медаль «За участие в военном параде в день Победы», не поименована в списке наград, установленных приказом обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации» и не дает право на присвоение звания «Ветеран труда».

Суд соглашается с мотивами принятого ответчиком решения и доводами, изложенными в судебном заседании на исковые требования, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

В свою очередь, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» регулируют вопросы социальной защиты граждан, и основанием для присвоения звания «Ветеран труда» является продолжительный добросовестный труд или служба.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О указал, что действуя в пределах своих полномочий, законодатель Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ уточнил и дополнил данные критерии, в частности, обусловив возможность присвоения звания «Ветеран труда» награждением ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Эти положения направлены на усиление адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с продолжительным добросовестным трудом, преследуют цель достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «О ветеранах» исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установил несколько категорий ветеранов, в том числе категорию «Ветеран труда», и определил критерии отнесения граждан к названной категории.

Поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации, и в данном случае порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Тульской области установлен именно Законом Тульской области № 797-ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ, ссылки истца на законодательство иных субъектов Российской Федерации не может быть принято во внимание.

Доводы истца основаны на неверном толковании материального закона. Истец фактически подменяет нормы специальных законов и иных нормативных правовых актов, предметом регулирования которых являются правоотношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда».

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО7 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н.Николотова