ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2857/2014 от 13.01.2015 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2015 года

Московский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. З.

При секретаре ФИО4

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15 к ООО «К*», А*», К*о признании незаконным постановления, разрешения на строительство, действий по началу строительства

УСТАНОВИЛ:

ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15 обратились в суд с вышеуказанным иском к ООО «К*», а*», мотивируя свои требования тем, что в * года в районе ул. Л* в г. К*возле их придомовых территорий было начато строительство жилого дома.

*. из ответа а*» на обращение ФИО12 стало известно, что *. А*было вынесено постановление № * «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С* в М*районе г. К*, согласно которому, как следует из текста, ООО «К*» принадлежит на праве аренды на основании договора на передачу в аренду городских земель от *. № * земельный участок площадью * га с кадастровым номером * по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов переменной этажностью * этажей (три рядовые секции – * этажей, одна (восточная) – * этажа).

Одновременно с вышеуказанным постановлением были направлены постановление а*» № * от *. «О проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в М* районе по ул. А. С* – ул. Л* и заключение по результатам публичных слушаний.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» на публичные слушания должны выноситься: проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

ФИО1 депутатов № * от *. «О согласовании проекта генерального плана г. К*», ФИО1 депутатов № * от *. «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «г. К*» были определены План существующего города (п. 23), Концепция развития К* территориальной системы (п. 24), Комплексная оценка территории, Система планировочных ограничений (п. 26), Градостроительное зонирование (п. 27).

При наличии генерального плана К* проведение публичных слушаний было обязательным, поэтому Постановление № * от *. предписывало для жителей смежных земельных участков и объектов капитального строительства провести публичные слушания и обязывало ООО «К*» (п. 4.1) направить правообладателем смежных земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе по ул. Л*, * сообщение о проведении публичных слушаний, а также (п. 4.2) разместить в доступных для ознакомления местах перспективные изображения объектов, которые предлагается реализовать в случае предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, информацию о проведении публичных слушаний для граждан, проживающих в пределах территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами (индекс «Ж-3»), в границах которой расположены земельные участки по ул. А. С*– ул. Л*, что им сделано не было.

Те граждане, которые за час до проведения слушаний узнали об их проведении и были не только против увеличения этажности, а против всякого строительства, были лишены возможности ознакомиться с обосновывающими материалами, поскольку таковые не были представлены.

Таким образом отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства произведено ответчиками с нарушением установленного законом порядка и с нарушением права на участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности обеспечение свободы такого участия.

По карте градостроительного зонирования (ст. 38) Правил землепользования и застройки ГО г. К*, участок находится в зоне малоэтажной застройки (индекс *), которая предназначена для застройки многоквартирными малоэтажными и блокированными жилыми домами (до * этажей).

Согласно ст. 41 ч. 2 п. 6 Применение параметров разрешенного строительного изменения объектов недвижимости по этажности считать допустимым по кварталу в основных и условно разрешенных видах использования в следующих территориальных зонах: застройки многоэтажными жилыми домами (индекс «*»), застройки среднеэтажными жилыми домами (индекс «*»), застройки малоэтажными жилыми домами (индекс *). При этом средняя этажность по кварталу определяется как сумма этажей всех зданий в квартиле, отнесенная к количеству всех зданий (или секций) в том же квартале. Требования не распространяются на земельные участки, предоставленные: по договорам о развитии застроенной территории, для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для земельных участков, площадь которых составляет более * % от общей площади квартала (п. 6 в ред. ФИО1 депутатов К* от *. № *).

Как следует из Заключения о результатах публичных слушаний, вопросы определения средней этажности зданий, сумме этажности всех зданий в квартиле, количество зданий в квартале даже не принимались, также не докладывались технико-экономические показатели.

В проекте планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. О. К* – ул. Л* – ул. Д* – ул. О* – ул. А. С* – ул. К* в М* районе г. К* предусмотрена средняя этажность застройки * этажа (таблица 1 Основные технико-экономические показатели п. 3.3).

Согласно ст. 29 Правил землепользования и застройки ГО г. К* отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов, заключение о соответствии которым дает орган а*, уполномоченный в области градостроительной деятельности.

В заявлении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отражается содержание запроса и даются идентификационные сведения о заявителе – правообладателе земельного участка.Приложения к заявлению должны содержать идентификационные сведения о земельном участке и обосновывающие материалы.Основывающие материалы предъявляются в виде эскизного проекта строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовывать в случае представления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, включающего в себя: обоснование наличия предусмотренного ч. 1 ст. 40 ГрК РФ права у заявителя обратиться с заявлением; проект предложений к градостроительному плану земельного участка с указанием конкретных параметров, валящихся отклонением от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; расчеты и обоснование того, что постройка, выполненная на основании разрешенных отклонений не превысит по объему (площади) аналогичную постройку, выполненную без отклонений, но при благоприятных условиях строительства.

Как усматривается из заключения по результатам публичных слушаний вышеуказанные документы, а также заключение о соблюдении технических регламентов не были представлены ни на публичные слушания, ни ранее, правообладателям смежных участков и объектов капитального строительства.

Таким образом считают, что постановление А* № * от *. «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе г. К*» принято с нарушением ст. 2 ГрК РФ, ч. 3 ст. 28 ФЗ от * № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 29, ст. 38, 41 Правил землепользования и застройки ГО г. К* и нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, а также на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно информации из сети Интернет, многоэтажный дом будет состоять из пяти секций. Увеличение этажности влечет за собой увеличение количества квартир и количество жителей, количество автомобилей и парковочных месс.

В настоящее время застройщик, не имея разрешения на строительство на участке и вдоль реки Т* вырубил зеленые насаждения, построил дорогу в водоохранной зоне реки Т* прямо на канализационных коллекторах от их домов, которые находятся на участке, выделенном под строительство, в настоящее время часть коллекторов засыпана, дорога перекрыла естественный дождевой сток в реку Т*, что угрожает подтоплением территории, строительство дома также предполагается прямо на канализационных коллекторах от их домов, что нарушает их права и законные интересы, согласно Правил землепользования и застройки ГО г. К*.

Просят признать незаконными, нарушающими федеральное законодательство, законные права и интересы граждан, проживающих в непосредственной близости к земельному участку, постановление А*№ * от *. «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе г. К*». Признать незаконными действия ООО «К*» по началу строительства на земельном участке площадью * га с кадастровым номером * по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе г. К* при отсутствии разрешения на строительство.

Впоследствии истец ФИО12 (т. 2 л.д. 256) уточнил свои исковые требования, указывает, что в процессе рассмотрения дела застройщику, несмотря на отсутствие проектной документации и оспаривание постановления № * от *. «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров» А*» в нарушение ст. 51 ГрК РФ было выдано разрешение на строительство № * от *.

Просит признать незаконными, нарушающими федеральное законодательство, законные права и интересы граждан, проживающих в непосредственной близости к земельному участку, постановление А*» № *от * года «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе г. К*», признать незаконным разрешение на строительство № * от *., выданное к*».

Истцы ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом по почте заказным письмом с уведомлением, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие с участием их представителя.

Представитель истцов по ордерам ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, дополнила, что истцы проживают на ул. Л* в г. К*. Из ответа А* в адрес истцов следует, что были проведены публичные слушания, однако истцы извещения о проведении публичных слушаний не получали, в частности ФИО15. Указывает, что часть истцов присутствовала на публичных слушаниях, а часть не присутствовала, однако с их слов, истцы не были ознакомлены с необходимыми документами, не могли выразить свое мнение. Нарушение порядка проведения публичных слушаний в том, что заинтересованные лица не были извещены надлежащим образом, составление протокола публичных слушаний не означает, что были сами слушания. Истцы не согласны с возведением пятого этажа многоквартирного жилого дома. Увеличение этажности – это увеличение жильцов, машин. Кроме того, данное постановление А*» № * от *. выдано без надлежащих документов, в которых должно быть обоснование необходимости увеличения этажности строящегося дома, проектные предложения, нужно представить старый проект и новый проект, постановление вынесено без документов, обосновывающих необходимость и возможность изменения параметров разрешенного строительства. Нарушаются права и законные интересы граждан, которые имеют право на благоприятную среду, сохранение облика зданий. Зона Ж-* – зона застройки малоэтажными домами, это до трех этажей. Разрешение на строительство незаконно, поскольку незаконно постановление № * от *. Считает, что этажность четыре этажа – это три этажа сверху и один – подполье. Застройщиком утверждено пять этажей плюс подземный этаж. Также считает, что чердачное пространство также должно включаться в этажность, поскольку имеет высоту * метров, а по СНИПам – не более * метров.

Представители ответчика ООО «К*»ФИО17, ФИО16 в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом уточнения возражали в полном объеме, пояснили, что ООО «К*» а*» на основании договора аренды был предоставлен земельный участок, на котором планируется строительство многоквартирного жилого дома. Были собраны все необходимые документы и проведены публичные слушания, на котором присутствовали * человек, которые были представителями жильцов. Объявление о проведении публичных слушаний было вывешено за неделю до их проведения на заборах, расклеено на почтовых ящиках и на калитках. Ранее на земельном участке был самозахват жителями территории под огороды, теперь часть этой земли отошла под строительства, жители, в том числе истцы, получили компенсационные выплаты за снос плодовых деревьев, попавших в зону застройки. На земельном участке с кадастровым номером * строительство многоквартирного жилого дома в отсутствие разрешения на строительство не производилось, что касается проезда общего пользования, то он является благоустройством территории. <адрес> является муниципальной собственностью. При строительстве проезда, имелся порубочный билет, ордер на раскопки, канализационный сток не был поврежден. Затопление территории происходит не из-за строительства проезда, а из-за того, что жильцы давно не чистили канализационные колодцы и канализационные стоки, вины ООО «К*» в этом не имеется. Кроме того, этажность жилого дома на экологическую обстановку зоны влиять не может. На данном земельном участке заболоченная почва, в связи с чем при строительстве многоквартирного жилого дома необходимо провести ряд мер, в частности решить проблему с бытовой канализацией. Будет проложена новая сеть канализации, что улучшит экологию района в целом. На сегодняшний момент оспариваемое истцами постановление о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не актуально, поскольку получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома этажностью пять этажей – четыре надземных этажа и подвальный технический этаж, ранее планировалось строительство пяти надземных этажей, в связи с чем и были проведены оспариваемые публичные слушания. Чердачное пространство – это нежилой этаж, там нет лестниц, окон, дверей, не имеется коммуникаций. Разрешение на строительство выдано на совершенно другие, новые документы, которые соответствуют действующему законодательству. Сейчас по проекту *секций дома, а ранее предполагалось к строительству четыре секции. Разрешение на строительство дано на строительство четырех надземных этажей, чердачное помещение, которое этажом не является и один этаж - подвальное помещение в зоне застройки Ж-*, в этом случае разрешение на отклонение от предельно допустимых параметром не требуется, в связи с чем оспариваемое постановление № * от * года утратило свою актуальность. Проектная документация была полностью переделана, проектная документация прошла экспертизу, получено положительное заключение.

Представитель ответчика А*» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика А*»ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснил, что ООО «К*» на праве аренды был предоставлен земельный участок под строительство многоквартирного жилого дома, с заявлением о получении разрешения на строительство они обратились *. были проведены публичные слушания, где присутствовали заинтересованные граждане. Само по себе слушание носит информационный характер о предстоящем строительстве. Истцы должны доказать нарушение своих прав и охраняемых законом интересов предстоящим строительством многоквартирного дома, нарушение порядка проведения публичных слушаний к таковым не относится и правового значения не имеет.

Также правовая позиция А*» выражена в отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 81), в котором указывают, что а*» не согласна с заявленными истцами требованиями, поскольку в соответствии со ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

По карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки ГО «г. К*», утвержденных ФИО1 окружного ФИО2 депутатов г. К* от *. № *, земельный участок, предоставленный ООО «К*» в аренду, находится в территориальной зоне Ж-* (зоне застройки малоэтажными жилыми домами).

Согласно градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны, предельная этажность многоквартирных жилых домов составляет * этажей.

В порядке ст.ст. 39, 40 ГрК РФ и ст.ст. 28, 29 Правил землепользования и застройки ООО «К*» обратилось с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством, администрацией было принято оспариваемое постановление от *. № *.

В связи с тем, что оспариваемое постановление принято в соответствии с положениями ГрК РФ и Правил землепользования и застройки, считают, что в заявленных исковых требованиях необходимо отказать.

Представитель ответчика К*», привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Представили письменный отзыв по заявленным исковым требованиям (т. 3 л.д. 67-70), указывают, что считают заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку постановлением а*» № * от *. ООО «К*» предоставлено на земельном участке площадью*га с кадастровым номером * по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе, принадлежащем застройщику на праве аренды на основании договора на передачу в аренду городских земель от *. № *, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов переменной этажностью * этажей (три рядовые секции – * этажей, одна (восточная) – * этажа).

В соответствии с ч. 1, 11 ст. 51 ГрК РФ, орган местного самоуправления обязан в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство совершить следующие действия: проверить наличие документов, необходимых для принятия ФИО1 о выдаче разрешения на строительство, провести проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, проекту межевания территории, а также красным линиям и по результатам проверки выдать разрешение на строительство или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

При поступлении в К** запроса ООО «К*» № * от *. о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе г. К* отделом разрешительных документов проведена проверка наличия документов в соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а также проверка соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка от * № *.

По результатам проверки основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, а также п. 2.9.2 Административного регламента по оформлению и выдаче разрешения на строительство, не установлены. ООО «К*» выдано разрешение на строительство № * от *.

Проектная документация на строительство многоквартирного жилого дома по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе г. К* разработана ООО «И*», имеющим свидетельство о допуске к работам по проектированию объектов капитального строительства. В проектной документации содержится заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий (справка главного инженера проекта).

Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 49 ГрК РФ, проектная документация на строительство данного многоквартирного дома подлежит экспертизе, предметом которой являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе, санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектная документация по объекту «многоквартирного жилого дома по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе г. К*» получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «И*» от *. № *

В соответствии с выводами негосударственной экспертизы, данная проектная документация соответствует требованиям технических регламентов, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной экспертизы.

На основании положений ст. 44 ГрК РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка, информация о градостроительном регламенте, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки ГО «г. К*», утв. ФИО1 окружного ФИО2 депутатов г. К* от * № *, земельный участок, предоставленный ООО «К*» в аренду, находится в территориальной зоне Ж-* (зоне застройки малоэтажными жилыми домами).

Согласно градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны, предельная этажность многоквартирных жилых домов составляет * этажей.

В порядке ст.ст. 39, 40 ГрК РФ и ст.ст. 28 29 Правил землепользования и застройки ООО «К*» обратилось с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством, администрацией было принято постановление от * № * о предоставлении такого разрешения.

Таким образом, в ходе проверки соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка каких-либо нарушений на земельном участке не выявлено.

Согласно ч. 11 ст. 51 ГрК РФ, органом местного самоуправления в целях принятия ФИО1 о выдаче разрешения на строительство проводится только проверка наличия документов и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. проверка соблюдения санитарных, санитарно-эпидемиологических, экологических требований не относится к полномочиям органов местного самоуправления в рамках осуществления услуги по выдаче разрешения на строительство. Кроме того, наличие положительного заключения экспертизы не дает оснований ставить под сомнение несоответствие проектной документации нормативным документам и техническим регламентам.

Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по ул. А. С* – ул. Л* в М*районе г. К* выдано К* в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в связи с чем основания для признания недействительным оспариваемого разрешения на строительство отсутствуют.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными ФИО1 и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявители не представили в материалы дела доказательств того, что оспариваемое разрешение на строительство выдано с нарушением требований ст. 51 ГрК РФ и при этом оно нарушает их права и законные интересы. В связи с чем просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде ФИО1, действие, (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к ФИО1, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: нарушены права или свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ судебной защите подлежит лишь принадлежащее лицу нарушенное право.

Истцыявляются собственниками помещений: ФИО8 * в общей долевой собственности, ФИО13 – * доли в общей долевой собственности жилого дома № * по адресу: К*, ул. Л*; ФИО15 собственником квартиры * дома * по ул. Л* в г. К*; ФИО14 – собственником индивидуального жилого дома № * по ул. Л* в г. К* (том 1 л.д. 26-29). Истец ФИО9 является нанимателем муниципального жилого помещения – квартиры * дома * по ул. Л* в г. К* (том 1 л.д. 30).

ФИО10 и ФИО13 наряду с другими тремя арендаторами по договору аренды * от * года являются арендаторами земельного участка * по ул. Л* в г. К*, предоставляемого под существующий индивидуальный жилой дом по ул. Л*в г. К* т. 1 л.д. 147-155).

ФИО14 является собственником земельного участка * по ул. Л*в г. К*, предоставленного под существующий индивидуальный жилой дом (т. 1 л.д. 156).

Как следует из п. 1.1 договора № * на передачу в аренду городских земель от *., на основании постановления а*» от *года № * «Об образовании и предоставлении ООО «З*» земельных участков по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе под строительство малоэтажных жилых домов», от * года № * «О внесении изменений в постановление администрации ГО «г. К*» от * № * «Об образовании и предоставлении ООО «З*» земельных участков по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе под строительство малоэтажных жилых домов» Администрация ГО «г. К*» (Арендодатель) предоставляет, а ООО «З*» (Арендатор) принимает в аренду сроком на * года (на период строительства) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером * площадью * га по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе г. К* и земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером * площадью * га по ул. А. С*в М* районе г. К*.

Как следует из п. 1.3 Договора, земельный участок с кадастровым номером * предоставляется под строительство многоквартирных домов (не более *-х этажей) (земельные участки, предоставленные для строительства многоквартирных домов); земельный участок с кадастровым номером * – под строительство проезда общего пользования (земли, предназначенные для строительства (установки) объектов нежилого назначения) (том 1 л.д. 50-58).

Как следует из п. 1 Соглашения № * об уступке прав и обязанностей по Договору № * от * года на передачу в аренду городских земель от *., ООО «З*» передает, а ООО «К*» принимает на себя права и обязанности Арендатора ООО «З*» и становится стороной по Договору № * от * года (том 1 л.д. 59-62).

Согласно п. 1 Соглашения № * об изменении и дополнении Договора № * на передачу в аренду городских земель от *. от *., стороны пришли к соглашению изменить и дополнить Договор № * на передачу в аренду городских земель от *. в п. 1.3 договора вместо слов «... земельный участок с кадастровым номером * – под строительство проезда общего пользования... читать «... земельный участок с кадастровым номером * – под благоустройство со строительством проезда общего пользования...». (том. 1 л.д. 63-64).

В соответствии с п. 1 ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 данного Кодекса, за исключением прав, установленных пп. 2 п. 2 указанной статьи.

Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из положений п. 7 ст. 40 Градостроительного Кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке ФИО1 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно положений пунктов 2, 4, 5, 6 ст. 40 Градостроительного Кодекса РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (п. 2); заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения (часть 3); вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого ФИО1 и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает ФИО1 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого ФИО1.

На основании пунктов 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Как следует из пункта 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

Согласно пунктам 5, 6 указанной статьи закона участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Статьей 29 Правил землепользования и застройки ФИО1 округа "Город К*", утвержденных ФИО1 окружного ФИО2 депутатов г. К* от * N * (далее по тексту - Правила землепользования и застройки ГО «Город К*»), регламентирующей особенности проведения публичных слушаний и принятия ФИО1 по заявлениям о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства определено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться в Комиссию за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (п.1) Приложения к заявлению должны содержать идентификационные сведения о земельном участке и обосновывающие материалы (п. 4). Обосновывающие материалы предъявляются в виде эскизного проекта строительства, который предлагается реализовать в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 6). Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях (п. 8). Участникам публичных слушаний по обсуждению заявлений о предоставлении разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства обеспечивается возможность ознакомления с: 1) заявлением правообладателя земельного участка и обосновывающими материалами; 2) заключением органа администрации ФИО1 округа "Город К*", уполномоченного в области градостроительной деятельности (п. 11). Глава администрации ФИО1 округа "Город К*" с учетом предоставленных ему документов в течение семи дней со дня поступления заключения Комиссии принимает ФИО1 о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого ФИО1 (п. 13). ФИО1 о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства: 1) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте ФИО1 округа "Город К*" в сети Интернет; 2) в соответствии с требованиями части 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города К* (п. 14).

Как следует из подпункта 3 пункта 1.2. Административного регламента комитета архитектуры и строительства администрации ФИО1 округа "Город К*" предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением администрации ФИО1 округа "Город К*" от * N * (действующего на период возникновения спорных правоотношений) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений.

Согласно пункта 2.6. вышеназванного Административного регламента в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления данной муниципальной услуги входит 1) запрос на имя председателя комиссии по землепользованию и застройке города К*, заместителя главы администрации, председателя комитета архитектуры и строительства администрации ФИО1 округа "Город К*" 2) выписка из государственного кадастра недвижимости; 3) документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимого имущества (в случае, если объект недвижимого имущества принадлежит заявителю на праве собственности); 4) кадастровый план территории 5) свидетельство о государственной регистрации юридического лица, 6) проектные предложения строительства, являющиеся отклонением от предельных параметров разрешенного строительства, который предполагается построить в случае предоставления Разрешения (генеральный план, согласованный с У*по К* области, планы этажей, фасады, разрез, перспективное изображение объекта, технико-экономические показатели), включающие в себя обоснование того, что проектные ФИО1, выполненные с разрешенными отклонениями, не нарушают требования технических регламентов.

Как установлено судом, *. ООО «К*» обратилось в К*а* ГО «г. К*» с запросом о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства: «Строительство многоквартирного дома». Запрашиваемые предельные параметры разрешенного строительства – многоквартирные жилые дома * этажей * этажа + * мансардный) Максимальная высота здания *м (том 1 л.д. 139-142). Указаны характеристики земельного участка, неблагоприятные для застройки, в соответствии с которыми запрашивается разрешение на отклонение от предельных параметров: земельный участок расположен на водосборной площади реки Т* и через участок к реке от существующих частных домов проложены * сбросов дренажных и сточных вод, участок сильно заболочен, толщина ила суглинистого составляет от * до * м, на первом этапе строительства необходимо выполнить: дренаж участка; в соответствии с выданными техничискими условиями - сбросы от существующих домов отвести в городскую ливневую и бытовую канализационную систему, выполнить работы по очистке русла реки вдоль земельного участка и берегоукрепление, планировку участка в соответствии с общей вертикальной планировкой. Стоимость выполнения данных работ увеличивает себестоимость строительства на *%, строительство *-х этажного дома становится нерентабельным, исключая получение какой-либо прибыли застройщиком.

Указанные требования подтверждаются выданными застройщику техническими условиями (т. 2 л.д. 235-240).

Таким образом, в запросе согласно требованиям п. 1 ст. 40 ГрК РФ и п. 1 ст. 29 Правил землепользования и застройки содержатся обоснования, по которым испрашивается отклонение от предельных параметров строительства, доводы стороны истцов об отсутствии такого обоснования являются несостоятельными.

Согласно приложению, к запросу были предоставлены в том числе: проектные предложения строительства, являющиеся отклонением от предельных параметров, включающие обоснование о соответствии проекта требованиям технических регламентов.

Документы, представленные к запросу, содержат сведения о земельном участке, на котором предполагается строительство, в том числе расположение смежных земельных участков, так и проектные предложения предполагаемого к строительству многоквартирного жилого дома, в том числе его проектируемое расположение на земельном участке, этажность, количество секций, количество квартир, площадок, автостоянок, с расчетами по площади автостоянок и площадок, планы типового этажа дома, а также расположение дома в поперечном разрезе (том 2 л. д. 1-22).

При этом несостоятельны ссылки представителя истцов о непредоставлении проектных предложений, которые как указано выше, представлены, а ссылки на т. 1 л.д. 165 – что отсутствуют приложения к сопроводительному письму администрации в виде проектных предложений несостоятельны, т.к. на л. д. 165-185 тома 1 находятся документы, направленные факсимильной связью, которые в виде полученного почтового отправления в полном виде содержатся на л.д. 1-22 т. 2.

Как следует из постановления а* ГО «г. К*» № * от *., рассмотрев запросы ООО «К*» от *. (вх. № *), гр. Д.В.И., гр. Д. Ю.И., гр. Д.О.А. от * (вх. *) назначено проведение публичных слушаний на *. в * по предоставлению ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером * площадью * га по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе предельной этажностью – * этажей (* + мансарда) (том 1 л.д. 11-13).

Постановлением А* ГО «г. К*» от * № * «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А С* в М* районе», ООО «К*» было предоставлено на земельном участке площадью * га с кадастровым номером * по ул. Л* – ул. А. С*в М* районе разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов переменной этажностью * этажей (три рядовые секции – * этажей), одна (восточная) – 4 этажа.

Пунктом 5 статьи 2 ГрК РФ предусмотрен принцип участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных ФИО1, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного ФИО1 (статьи 24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых ФИО1 (часть 4 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Как следует из материалов дела, постановление А* ГО «г. К*» № * от *. «О проведении публичных слушаний по представлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в М* районе по ул. А. С* – ул. Л*(ООО «К*» и ул. С*, 20 (гр. Д. И.Ю., гр. Д.В.И., гр. Д. Ю.И., гр. Д.О.А.).» было опубликовано в официальном печатном издании выпуске № * (*) еженедельной К* ФИО1 газеты «Г*» *. (том 2 л.д. 23-26).

Как следует из распечатки официального сайта администрации ГО «г. К*», расположенной в сети Интернет по адресу: «w*», в разделе «публичные слушания по предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» размещена информация о проведении публичных слушаний о предоставлении ООО «К*разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе *. в * часов в административном здании по адресу: <...>. *(том 2 л.д. 37-47).

Как следует из протокола проведения публичных слушаний по предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкцию объектов капитального строительства в М* районе по ул. А. С* – ул. Л* в М* районе (ООО «К*» и ул. С*(гр. Д. И.Ю., Д. В.И., Д. Ю.И., Д.О.А.) от *. (т. 1 л.д. 92-98), И.В. Д. – генеральный директор ООО «К*» предъявил на всеобщее обозрение пакет документов на право пользования земельным участком с установленным сроком аренды до *. Указал, что параметры дома по высоте не изменятся, они просят, что ранее запланированный чердак четырехэтажного дома стал жилым, т.е. чтобы дом стал *-этажным, земельный участок под строительство расположен значительно ниже домов истцов и визуально дома не будет выглядеть выше находящихся на пригорке индивидуальных жилых домов. Указано, что С.М. К.-Л. – директор института реставрации, экологии и градостроительного проектирования представил разработанный проект и дал пояснения, что ранее многоквартирный дом разработан как *-хэтажный с чердачным помещением; проектом новым предусмотрено строительство *-хэтажного с мансардой дома, планом предусмотрено строительство дороги подъездной с укреплением набережной, расчисткой ручья, дноуглубительными работами, установка очистных сооружений поверхностных стоков. В ходе подготовки строительной площади заказчиком будет построена перехватывающая ветка для объединения имеющихся дренажных сетей и отвода поверхностных вод от существующих участков частных домовладений по ул. Л*. На вопросы ФИО12 даты ответы и пояснения. Кроме того, ФИО12 – житель ул. Л** пояснил, что представленное здание в проекте * этажей, а в данном квартале все дома индивидуальные, малоэтажные. Также вопросы задавал ФИО15 – житель ул. Л*. Как следует из списка присутствующих на публичных слушаниях *., истцы ФИО15, ФИО14, ФИО12 присутствовали на указанных слушаниях.

Протокол публичных слушаний направлен председателю комиссии по землепользованию и застройке ГО «Город К*» (т. 1 л.д. 91).

Как следует из Заключения о результатах публичных слушаний по предоставлению ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирного дома по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе № * от * г., публичные слушания состоялись *. в том числе и с участием граждан (* человек). Для ознакомления и обсуждения предоставлено архитектурное ФИО1 четырехсекционного пятиэтажного многоквартирного дома, в докладе приведена полная информация по объекту капитального строительства и земельному участку.

Кроме того, как следует из указанного документа, после проведения публичных слушаний в администрацию ГО «г. К*» от граждан, проживающих по ул. А. С* – ул. Л* поступило подготовленное до публичных слушаний коллективное обращение, в котором выражается несогласие с предоставлением ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (вх. № * от *), которое обосновывают тем, что прилегающая территория застроена исключительно малоэтажными домами в случае нарушения довоенной дренажной сети возможно подтопление территорий жилых дома на прилегающих участках. Публичные слушания признаны состоявшимися в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рекомендации по предоставлению ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подготовлены и утверждены * года председателем комиссии по землепользованию и застройки в соответствии с п. 1 ст. 26 Правил землепользования и застройки ГО «Город К*». В рекомендациях приведены документы, послужившие основанием принятия данного ФИО1. (т. 1 л.д. 99-104).

*. администрацией ГО «г. К*» было вынесено оспариваемое постановление № * «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л*– ул. А. С* в М* районе», которым на основании вышеизложенных документов предоставлено ООО «К*» на земельном участке площадью * га с кадастровым номером *по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе, принадлежащем застройщику на праве аренды на основании договора на передачу в аренду городских земель от * № *, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов переменной этажностью * этажей (три рядовые секции – * этажей, одна (восточная) – * этажа). Приведен перечень документов, послуживших основанием для принятия данного ФИО1 (том 1 л.д. 14-16).

Указанное оспариваемое постановление было опубликовано *. в официальном печатном издании – к* ФИО1 газете «Г*» № * (*) (том 2 л.д. 28-36, 94-97)) и размещено на официальном сайте администрации ГО «г. К*», расположенной в сети Интернет по адресу: «w*».

Т. е. порядок извещения заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний посредством размещения сообщения в официальном печатном издании и на сайте в сети "Интернет" органом местного самоуправления соблюден.

Указанное обстоятельство стороной истцов в судебном заседании не оспаривалось.

Учитывая изложенное, доводы искового заявления о ненадлежащем извещении о публичных слушаниях подлежат отклонению, поскольку извещения о дате проведения публичных слушаний были опубликованы в соответствующих изданиях своевременно, публичные слушания проведены в срок, соответствующий требованиям п. 7 ст. 39 ГрК РФ. А, следовательно, истцы имели возможность заранее ознакомиться с документами, представленными ООО «К*» к запросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от * о чем также свидетельствует подготовленное и поданное в а*коллективное обращение граждан о несогласии с предоставлением ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, зарегистрированное за *от *

В связи с чем нарушений прав истцов судом не установлено, поскольку они надлежащим образом были извещены о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, истцы ФИО15, ФИО14, ФИО12 присутствовали на них и представили свои возражения. Доказательств обратного стороной истцов не представлено.

Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки ФИО1 округа "Город К*", утвержденных ФИО1 окружного ФИО2 депутатов г. К* от * N * основные виды разрешенного использования недвижимости - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в части III настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам; этажность здания - количество надземных этажей, в том числе технический этаж (высотой более 1,8 м), мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м; количество этажей - количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический мансардный и другие.

Как следует из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки ФИО1 округа "Город К*", и градостроительного плана земельного участка - земельный участок, в отношении которого предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров строительства, расположен в территориальной зоне Ж-* «Зона застройки малоэтажными жилыми домами», основным видом разрешенного использования которой являются «Многоквартирные жилые дома до 4 этажей» - что предполагает строительство многоквартирных домов в 4 этажа включительно; многоквартирные дома с этажностью 5-8 этажей отнесены к условно разрешенным видам использования в зоне Ж-* Предельная высота зданий в данной зоне, определенная Правилами землепользования и застройки – 27 метров.

Довод стороны истцов об отсутствии при проведении публичных слушаний надлежащих документов, в которых должно быть обоснование необходимости увеличения этажности строящегося дома подлежит отклонению, поскольку объективно ничем не подтвержден, напротив, как следует из представленных в материалы дела указанных выше документов, а также рекомендаций по предоставлению ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С*в М* районе № *от *., ООО «К*» представлены обосновывающие материалы, приведенные выше. Кроме того, как следует из протокола публичных слушаний, на них разъяснялось с приложением проекта – какой именно дом предполагается построить в случае получения разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, указано, что предполагается к строительству дом этажностью 5 этажей 4 секции. Т.е. из представленных документов и разъяснений очевидным являлось, какой дом предполагается строить и очевидным являлось, что предметом публичных слушаний являлось разрешение строительства 5-этажного жилого дома (4 этажа плюс мансарда). При указанных обстоятельствах доводы иска о незаконности постановления №* от * года вследствие нарушения порядка проведения публичных слушаний и нарушения права истцов в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечения свободы участия опровергаются вышеприведенными доказательствами, и являются несостоятельными, данные доводы не являются основанием для признания незаконным вышеприведенного постановления.

Доводы стороны истцов, о том, что указанный в постановлении градостроительный план земельного участка от * года не существовал на дату принятия постановления №* от * года несостоятельны по следующим основаниям. Как следует из постановления градостроительный план земельного участка, рассматриваемый при ФИО1 вопроса о даче разрешения на отклонение от предельных параметров, имеет номер *. Градостроительный план земельного участка *, представленный стороной ответчика, под № *, утвержден * года. Техническая ошибка в постановлении № * от * года в дате градостроительного плана основанием к признанию незаконным оспариваемого постановления не является.

Доводы стороны истцов о незаконности постановления № *, т.к. градостроительный план земельного участка № * от * (далее по тексту - ГПЗУ) предусматривает согласно п. 2.2.2 застройку зданий только этажностью 2 этажа+мансарда несостоятельны, поскольку, как указано в ГПЗУ, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3, где строительство домов 4 этажа включительно является основным видом разрешенного использования. Кроме того, согласно п. 2.2.1. ГПЗУ предельные размеры объекта капитального строительства в виде многоквартирного жилого дома на данном земельном участке п.2.2. - минимальная и максимальная площадь, минимальный и максимальный размер объекта капитального строительства не установлен, площадь объекта определяется при проектировании. Кроме того, п. 2.2. указывает градостроительные регламенты в зонах с особыми условиями использования территорий, и не означает, что именно предполагаемый к строительству объект капитального строительства, в отношении которого ставился вопрос о получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, должен иметь этажность согласно указанного пункта, тем более что данная этажность указана только как «преимущественная» в данной зоне, что не исключает возможности строительства домов иной этажности.

Кроме того, согласно выданных ООО «К*» Службой государственной охраны объектов культурного наследия условий по сохранению объекта культурного наследия на земельный участок по ул. А. С*-ул. Л* в М*районе г. К* под строительство малоэтажных жилых домов, расположенных в разделе 1 проектной документации «Пояснительная записка», в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «С*» в соответствии с градостроительными регламентами для зон охраны объектов культурного наследия в зоне с индексом * разрешается новое малоэтажное строительство; при этом положения этажности «преимущественно 2 этажа плюс мансарда» относятся к малоэтажному индивидуальному строительству (пункт б). Согласно градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-* многоквартирные жилые <адрес> этажа относятся к малоэтажному строительству и являются основным видом использования данной зоны.

Кроме того, согласно внесенного в п. 2.2.2 ГПЗУ дополнения (т. 2 л.д. 191, 181-194) в зоне РЗ-4 для многоквартирных домов – до 4-х этажей.

Учитывая изложенные приведенные доводы со ссылкой на п. 2.2.2 ГПЗУ основанием к признанию незаконным постановления № * не являются.

Учитывая вышеизложенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что по изложенным в исковых заявлениях доводам не имеется оснований для признания незаконным оспариваемого истцами постановления № * «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. с* в М* районе» от *., нарушение прав и свобод истцов оспариваемым судом не установлено, каких-либо препятствий к их осуществлению не создано.

Учитывая, что постановление № * от * года принято в пределах полномочий главы ГО «г. К*», с соблюдением требований законодательства к его форме и порядку принятия, прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, не нарушает, оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконными, нарушающими федеральное законодательство, законные права и интересы граждан, проживающих в непосредственной близости к земельному участку, постановление А*№ * от *. «О предоставлении ООО «К*» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства многоквартирных жилых домов по ул. Л* – ул. А. С* в М* районе г. К*» не имеется.

Кроме того, истцами пропущен срок для оспаривания постановления № * от * года.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление опубликовано в официальном средстве массовой информации – газете «Г*» № *, выпущенной в обращение * года, а следовательно с указанного времени истцы могли с ним ознакомиться и обратиться в суд за его оспариванием в течение установленного законом трехмесячного срока, который истек в * года. Однако как следует из материалов дела, исковое заявление подано * года, т.е. с нарушением установленного законом срока.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О

практике рассмотрения судами дел об оспаривании ФИО1, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин процессуального срока суд, исходя из положений части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части ФИО1 только на установление судом данного обстоятельства.

Доводы о том, что об оспариваемом постановлении истцы узнали * года при обращении в администрацию, несостоятельны, поскольку как указано выше, данное постановление было опубликовано в газете «Г*» в * года, т.е. с указанного времени имелось в свободном доступе для неопределенного круга лиц, в том числе для истцов. Кроме того, указанное постановление также было опубликовано в сети Интернет, т.е. также имелось в свободном доступе. Кроме того, ФИО19, ФИО15, Болбок являлись участниками публичных слушаний и при проявлении интереса имели возможность своевременно получить информацию о результатах публичных слушаний для соблюдения установленного законом срока обращения в суд. С учетом данных обстоятельствах вышеприведенные доводы основанием для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.

Учитывая изложенное, требования о признании незаконным постановления № *от * года удовлетворению не подлежат и вследствие пропуска срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

В силу пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно пункту 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, (ч. 2 ст. 51 Гр. К)

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Из пояснений представителей ООО «К*» в судебном заседании следует, что застройщиком принято ФИО1 о строительстве многоквартирного дома этажностью * этажа, состоящего из * секций – тогда как ранее предполагалось строительство многоквартирного дома этажностью * этажей (* плюс мансарда) количеством секций * - в связи с чем изменена проектная документация, разрешение на строительство получено на дом количеством этажей * этажностью *.

Как установлено в судебном заседании, К*А* ГО «Город К** года ООО «К*» выдано разрешение на строительство № *, которым разрешено строительство многоквартирного жилого дома, адрес объекта – <...>. Л*, количество этажей – *.

Основанием оспаривания данного разрешения ФИО12 в уточненном исковом заявлении указывается, что оно выдано несмотря на отсутствие проектной документации и в период оспаривания постановления № * от * года.

Разрешая заявленные требования суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренныхчастями 2,3и3.1настоящей статьи. Экспертиза проектной проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Доводы об отсутствии проектной документации несостоятельны, т.к. проектная документация на многоквартирный дом, в отношении которого выдано разрешение на строительство имеется, в том числе в материалах дела, кроме того, проектная документация прошла экспертизу, получила положительное заключение негосударственной экспертизы, проведенной ООО «И*», имеющего свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий № * (том 3 л.д. 14-44), перечень проектной документации, являющийся объектом экспертизы изложен в пункте 1.2. экспертного заключения. Указанное заключение недействительным не признано, таковых требований не заявлялось.

Согласно проектной документации раздел 1 «Пояснительная записка», раздел 3 «Архитектурные ФИО1», раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные ФИО1» проект многоквартирного дома представляет собой * * сблокированных с техническим подпольем для обслуживания инженерных коммуникаций плюс чердак. На каждом этаже запроектировано по * квартиры. Согласно п. 2.1., п. 3.2. раздела * проектируемое здание многоквартирного жилого дома пятисекционное на * квартир, с четырьмя надземными этажами, с подвалом и чердаком под скатной крышей.

Как следует из заключения негосударственной экспертизы, проведенной ООО «И*», проектируемый жилой дом техподпольем и чердаком под скатной крышей. В подвале расположена электрощитовая с отдельным входом, кладовая уборочного инвентаря, водомерный узел. Все разделы проектной документации на объект капитального строительства «Многоквартирные жилые дома по адресу <...>. Л*» соответствуют требованиям градостроительных и технических регламентов, нормативных технических документов, градостроительному плану земельного участка, результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование.

Допрошенный в судебном заседании специалист-эксперт С.В.К, подписавший положительное заключение негосударственной экспертизы, проведенной ООО «И*», пояснил, что дом является *-хэтажным. Помещение над * этажом не является этажом, т.к. не является ни техническим, ни мансардным этажом. Мансардным является этаж, в котором находятся жилые помещения либо помещения общественного назначения, к которым подводятся коммуникации. Технический этаж – этаж, предназначенный для размещения коммуникаций. В данном помещении нет прокладок технических коммуникаций. В данном случае помещение является чердаком, согласно СП 54.13330.2011 года чердак не входит в понятие «этажи», этажом не является, служит для защиты перекрытия от атмосферных осадков. При определении количества этажности учтены все этажи дома.

Согласно ФИО18 "СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778 при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются. При определении этажности здания для расчета числа лифтов технический этаж, расположенный над верхним этажом, не учитывается.

В соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Общественные здания и сооружения" при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье для проветривания под зданиями, проектируемыми для строительства на вечномерзлых грунтах, независимо от его высоты, в число надземных этажей не включается.

В силу положений п. 2 ФИО18 "СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778 к этажам дома относятся в том числе этаж мансардный - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной; этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является.

При этом согласно п. 3 ФИО18 "СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778 чердаком является пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа, и как следует из данного документа чердак (не являющийся техническим чердаком) в этажи дома не включается, а относится к понятию «Помещения, площадки».

Как следует из приложения 3 "Методических рекомендаций по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности" (утв. Приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8) этаж мансардный - жилой этаж, размещаемый внутри чердачного пространства; этаж технический - этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) и в средней части здания; чердак - пространство между поверхностью покрытия (крыши), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа.

О том, что понятие технический этаж и чердак являются различными свидетельствуют и пункты ДД.ММ.ГГГГ. "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (приняты Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 109) согласно которого технические, подвальные, цокольные этажи и чердаки следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа на отсеки площадью не более 500 м2 в несекционных жилых домах, а в секционных - по секциям. В технических этажах и чердаках при отсутствии в них горючих материалов и конструкций предел огнестойкости дверей в противопожарных перегородках не нормируется; согласно пункта В.1.1. площади подполья для проветривания здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, а также тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов в площадь здания не включаются. Также согласно пункта 2.1.6. "СБЦП-2001-03. СБЦП 81-2001-03. СБЦП 81-02-03-2001. Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Объекты жилищно-гражданского строительства" (утв. Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 260) при определении базовой цены проектирования объектов по таблице N 1 настоящего Справочника необходимо учитывать следующие особенности: объем здания определяется без учета объемов технического этажа, чердака и подполья. Также согласно приложения 6 "МДК 2-04.2004. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда"
общее имущество жилого дома - подъезд, лестницы, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, крыши, технические этажи, подвалы. Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ. "СП 31-108-2002. Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений" (введен в действие Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 148) устройство рекомендуется размещать на техническом этаже. При отсутствии такой возможности монтаж устройства производится на теплом чердаке или на последнем жилом этаже выше расположенного на стволе загрузочного клапана.

В данном случае пространство над четвертым этажом дома является чердаком согласно проектной документации, в котором не расположены жилые этажи либо помещения общественного назначения, не расположены и инженерные коммуникации или оборудование, а соответственно указанный чердак не включен в этажность дома.

Соответственно в настоящее время разрешение на строительство в отношении спорного объекта выдано на многоквартирный жилой дом этажностью * этажа, что не превышает разрешенную этажность, установленную для территориальной зоны Ж-*.

Высота многоквартирного жилого дома, адрес объекта – г. К*ул. А. С*-ул. Л*, в отношении которого выдано разрешение на строительство № RU *, не превышает установленную Правилами землепользования и застройки ГО «Город К*» и градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером * № * максимальную высоту здания, определенную для застройки в территориальной зоне Ж-* г. К* – * метров, что следует из проектной документации.

Не являются основанием для признания незаконным постановления № * от * года и разрешения на строительство № *, доводы иска о том, что часть коллекторов засыпана, дорога перекрыла сток в реку, что угрожает подтоплением территории, т.к. доказательств данных доводов истцами в суд не представлено. Тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данном случае истцы ссылаются на данное основание как на нарушение своих прав, тогда как обязанность доказать нарушение прав оспариваемым постановлением и разрешением на строительство лежит на стороне истцов. Из договора аренды земельного участка следует, что застройщик является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, предоставленного в аренду под строительство многоквартирных домов не более *-х этажей, а кроме того, является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, предоставленного с учетом соглашения № * от * года в аренду под благоустройство со строительством проезда общего пользования. Не является данный довод основанием и для удовлетворения требований о признании незаконными действий по началу строительства на земельном участке с кадастровым номером *, т.к. истцами не представлено доказательств того, что строительство многоквартирного дома адрес объекта – <...>. Л* начато до получения разрешения на строительство. При указанных обстоятельствах несостоятельны доводы о нарушении оспариваемым постановлением и разрешением на строительство прав истцов на благоприятную среду обитания и окружающую среду согласно ст. 42 Конституции РФ

Учитывая изложенные доказательства в их совокупности, оценивая их с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности, оснований для удовлетворения исковых требований по изложенных в исках основаниям не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО12, ФИО13, ФИО5, ФИО14, ФИО15 к ОО О «К*», А* ГО «Город К*», К* А* ГО «Город К*» о признании незаконным постановления А* ГО «Город К*» №* от * года, действий по началу строительства, разрешения на строительство № *, выданного ООО «К*» - отказать.

ФИО1 может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия ФИО1 суда в окончательной форме.

Мотивированное ФИО1 изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (ст. 107 ч. 3,108 ч. 2 ГПК РФ)

Судья

Согласовано Вартач-Вартецкая И.З.

Председатель Московского

районного суда <адрес>ФИО11