Дело № 2-284/2019
55RS0034-01-2019-000351-88
Дело № 2-285/2019
55RS0034-01-2019-000352-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 22 мая 2019 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Крутаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Таре 22 мая 2019 года дело по искам ФИО1 и ФИО2 к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6 о признании незаконным отказа учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6, в котором указала, что имеет педагогический стаж продолжительностью 30 лет 2 месяца. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства образования и науки №/к-н, за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний добросовестный труд была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. 02.11.2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ ей было направлено уведомление № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, выданная 06.02.2018 года не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Полагала данный отказ незаконным, так как если Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации утверждена Минобрнауки РФ, как ведомственный знак отличия в труде, и согласно письму Минтруда РФ от 15 сентября 1997 года № 4545-СК, учитывается при присвоении звания "Ветеран труда". Кроме того, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", порядок и условия, присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, такие законодательные и нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству, а отсутствие в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п, Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации не является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда". К тому же, законодатель установил для субъекта Российской Федерации возможность определять только порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", но не устанавливать Перечень который сужает круг лиц имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда". Согласно Определению Верховного Суда РФ от 06.07.2011 г. № 31-Г11-3 субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", следовательно, то обстоятельство, что в Перечне отсутствует Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, привело к нарушению прав истца. Просила суд признать незаконным решение Межрайонного управления Министерства труда и социального развития Омской области № 6 от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде, обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскать судебные расходы.
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6 ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6, в котором указала, что обоснование иска указано, что имеет педагогический стаж продолжительностью 32 года 9 месяцев. 06.02.2018 года приказом Министерства образования и науки № 52/к-н, за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний добросовестный труд была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако ДД.ММ.ГГГГ ей было направлено уведомление № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, выданная 06.02.2018 года не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Полагала данный отказ незаконным, так как если Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации утверждена Минобрнауки РФ, как ведомственный знак отличия в труде, и согласно письму Минтруда РФ от 15 сентября 1997 года № 4545-СК, учитывается при присвоении звания "Ветеран труда". Кроме того, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", порядок и условия, присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, такие законодательные и нормативные акты не должны противоречить федеральному законодательству, а отсутствие в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. № 103-п, Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации не является основанием для отказа в присвоении звания "Ветеран труда". К тому же, законодатель установил для субъекта Российской Федерации возможность определять только порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", но не устанавливать Перечень который сужает круг лиц имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда". Согласно Определению Верховного Суда РФ от 06.07.2011 г. № 31-Г11-3 субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", следовательно, то обстоятельство, что в Перечне отсутствует Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, привело к нарушению прав истца. Просила суд признать незаконным решение Межрайонного управления Министерства труда и социального развития Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде, обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскать судебные расходы.
Определением суда от 22.05.2019 года указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании истец ФИО2 и истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика Межрайонного управления Министерства труда и социального развития Омской области № 6 по доверенности ФИО3 заявленные ФИО2 и ФИО1 требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований ФИО2 и ФИО1 отказать в полном объеме.
Выслушав истцов, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№/к-н ФИО1 и ФИО2 были награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний добросовестный труд.
Распоряжением Межрайонного управления Министерства труда и социального развития <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ№/р ФИО2 отказано во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». В адрес ФИО2ДД.ММ.ГГГГ исх.№ направлено Уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, выданная ДД.ММ.ГГГГ не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Распоряжением Межрайонного управления Министерства труда и социального развития <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ№/р ФИО1 отказано во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». В адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ исх.№ направлено Уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, выданная ДД.ММ.ГГГГ не является ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", введенному в действие с 01 июля 2016 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормы статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь основными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветеран труда.
Во исполнение положений пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" было утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с "Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия") (далее - Постановление № 578 от 25 июня 2016 года).
В силу подпункта "а" пункта 2 указанного Постановления № 578, федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда".
Исходя из пункта 3 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, дающий право на присвоение названного звания.
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 "Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (в редакции от 1 июня 2017 года) Министр образования и науки Российской Федерации учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания.
Министерство образования и науки Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области установления мер социальной поддержки за счет средств бюджета ветеранов труда, в том числе порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, в Приказе № 1223 от 26 сентября 2016 года определило перечень наград и ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Так, в силу положения пункта 1.1 приложения № 1 к Приказу № 1223 от 26 сентября 2016 года ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда" является лишь - Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - знак отличия).
В то время как Почетная грамота относится к общему перечню ведомственных наград и в силу пункта 1.2 приложения № 2 Приказа № 1223 является формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.
Учитывая изложенное, поскольку решение о награждении истцов Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации имело место 06.02.2018 года, то есть после вступления в силу указанного Приказа от 26 сентября 2016 г. № 1223, данная Почетная грамота не может рассматриваться как ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда» в соответствии с Федеральным законом № 5 «О ветеранах».
Таким образом, награждение ФИО6 и ФИО7 06.02.2018 года Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, не повлекло возникновения у них права на присвоение звания «Ветеран труда», вследствие чего отказ Межрайонного управления Министерства труда и социального развития Омской области № 6 во включении ФИО1 и ФИО2 в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» является законным и обоснованным, в связи с чем требования ФИО2 и ФИО1 удовлетворению не подлежат.
При этом, ссылки истцов о наличии оснований для присвоения им звания «Ветеран труда» не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Поскольку в удовлетворении требований истцам отказано, в силу статьи 98 ГПК РФ, их требования о взыскании с ответчика судебных расходов так же не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6 о признании незаконным отказа учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде, возложении обязанности присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.
ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Межрайонному управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 6 о признании незаконным отказа учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации как ведомственного знака отличия в труде, возложении обязанности присвоить ей звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 22.05.2019 года.
Судья подпись
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Казакова
Согласовано