ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-285/20 от 25.09.2020 Новолялинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-285/2020.

УИД: 66RS0041-01-2020-000486-23.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Новая Ляля 25 сентября 2020 года.

Новолялинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Новиковой Т.Л., при секретаре Кветинской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению Новолялинского городского округа «Центр развития физической культуры и спорта» о возложении обязанности по установке при входе в здания учреждения информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях учреждения в указанном здании,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению Новолялинского городского округа «Центр развития физической культуры и спорта» (далее МБУ ЦРФКИС) о возложении обязанности по установке при входе в здания учреждения информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях учреждения в указанном здании.

В обоснование иска прокурор Новолялинского района Свердловской области указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите прав инвалидов установлено, что при входе в здание МБУ ЦРФКИС, расположенного по адресу: <...> и по ул. Пионеров, 25, для инвалидов по зрению не установлены информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в зданиях. Таким образом, на проверенном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Проверенный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и условия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излищней усталости, невозможности своевременного опознания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечёт нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует социальной политике государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Просит обязать МБУ ЦРФКИС в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здания учреждения, расположенные по адресам: <...>, и <...>, информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в указанных зданиях (л.д. 3-5).

В судебном заседании старший помощник прокурора Новолялинского района Свердловской области Валитова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме и привела те же доводы.

Представитель ответчика МБУ ЦРФКИС в судебное заседание не явился, хотя надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 29), а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Новолялинского районного суда в сети интернет http://novolialinsky.svd.sudrf.ru/ (л.д. 32), об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил. Прокурор не возражал против рассмотрения дела без участия представителя ответчика, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МБУ ЦРФКИС.

Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что при осуществлении прокуратурой надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав инвалидов и престарелых установлено, что при входе в здание МБУ ЦРФКИС, расположенного по адресу: <...> и по ул. Пионеров, 25, для инвалидов по зрению не установлены информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в зданиях (л.д. 6-20).

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), места отдыха.

В силу п. 8.1.6 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального значения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях и зданиях, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.

Таким образом, с учетом указанных положений законодательства, на проверенном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Проверенный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и условия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечёт нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует социальной политике государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Поэтому суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поэтому взысканию с ответчика МБУ ЦРФКИС в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению Новолялинского городского округа «Центр развития физической культуры и спорта» о возложении обязанности по установке при входе в здания учреждения информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях учреждения в указанном здании удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное учреждение Новолялинского городского округа «Центр развития физической культуры и спорта» обязанность в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здания учреждения, расположенные по адресам: <...>, и <...>, информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы, отображающие информацию о помещениях в указанных зданиях.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения Новолялинского городского округа «Центр развития физической культуры и спорта» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы или представления через Новолялинский районный суд Свердловской области.

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2020.

Судья: Новикова Т.Л.