Фрунзенский районный суд города Саратова
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2- 285\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2011 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Литвиновой М.В.,
при секретаре Лосенковой С.А.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2,
представителя ответчика ТСЖ «Октябрьское ущелье» - ФИО3,
представителя третьего лица Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4,
представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом города Саратова Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Октябрьское ущелье», третьи лица - Администрация муниципального образования «Город Саратов», Территориальное общественное самоуправление «Октябрьское ущелье», Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства - стадиона, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенного по адресу: , признании незаконным акта ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства: сооружения (стадиона, площадью - 1250 кв.м),
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Октябрьское ущелье», третье лицо - Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным акта ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства сооружения, обосновывая требования тем, что 30.12.2009 г. обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью - 2607 кв.м., расположенного по адресу: , б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), и с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка, к которому был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск СБ-К. В удовлетворении заявления об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ФИО1 было отказано. Решением Волжского районного суда г.Саратова от 13.05.2010 г. по делу № 2-2020/10 признаны незаконными действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью - 2607 кв.м. по адресу: , б/н, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки); администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать истцу схему расположения указанного земельного участка. Однако определениями Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2010 г. данное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, а заявление оставлено без рассмотрения. При этом суд исходил из того, что в границах испрашиваемого земельного участка имеется стадион, введенный в эксплуатацию ТСЖ «Октябрьское ущелье». Для легализации данного сооружения ТСЖ «Октябрьское ущелье» был представлен акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 года №01, технический паспорт от 04.06.2010 г., кадастровый паспорт от 15.06.2010 г. на стадион. Из этих документов следовало, что ТСЖ «Октябрьское ущелье» был построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - стадион, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенный по адресу: . Однако, для ввода объекта в эксплуатацию ТСЖ «Октябрьское ущелье» должно было обратиться в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому в числе прочих документов должны были приложить разрешение на строительство и правоустанавливающие документы на земельный участок, чего ответчиком сделано не было.. В свою очередь отсутствие данных документов в силу пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации препятствует выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с постановлением мэра г. Саратова от 26.07.2005 г. № 383 правом выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в 2006 году был наделен заместитель мэра города по градостроительству - председатель Комитета по капитальному строительству, а в данном случае акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 г. № 01 выдан ТСЖ «Октябрьское ущелье». Таким образом, акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 года № 01 выдан в отсутствие законных к тому оснований и с превышением полномочий ТСЖ «Октябрьское ущелье», в связи, с чем истец обратился в суд с иском, просит признать незаконным акт ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 года № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства: сооружения (стадион, площадью 1250 кв.м.).
ФИО1 обратилась в суд с иском к ТСЖ «Октябрьское ущелье», третье лицо - Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства - стадиона, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенного по адресу: <...> «а», обосновывая требования тем, что 30.12.2009 г. обратилась к главе Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью - 2607 кв.м., расположенного по адресу: , б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством, размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадкой), и с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения этого земельного участка, к которому был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск СБ-К. В удовлетворении заявления об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка ФИО1 было отказано. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.05.2010 г. по делу № 2-2020/10 признаны незаконными действия Администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью - 2607 кв.м. по адресу: , б/н, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадкой). Суд обязал Администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда, утвердить и выдать истцу схему расположения указанного земельного участка. Однако определениями Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2010 г. данное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, а заявление оставлено без рассмотрения. При этом суд исходил из того, что в границах испрашиваемого земельного участка имеется стадион, введенный в эксплуатацию ТСЖ «Октябрьское ущелье». Для легализации данного сооружения ТСЖ «Октябрьское ущелье» был представлен акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 года № 01, технический паспорт от 04.06.2010 г. и кадастровый паспорт от 15.06.2010 г. на стадион. Из этих документов видно, что ТСЖ «Октябрьское ущелье» был построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - стадион, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенный по адресу: . ТСЖ «Октябрьское ущелье» стадион построен на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке (правоустанавливающие документы на землю вообще не оформлялись), и без получения разрешения на строительство. С учетом указанной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации возведенный стадион является самовольной постройкой, как по признаку нарушения норм земельного законодательства, так и по признаку нарушения градостроительных норм. Самовольное возведение ТСЖ «Октябрьское ущелье» на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства препятствует оформлению истцу права аренды на этот участок, нарушает интересы истца при реализации прав в сфере земельных отношений, в связи, с чем истец обратился в суд с иском и просит признать самовольной постройкой объект капитального строительства - стадион, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенный по адресу: «а».
Определением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 12.01.2011 г. объединено в одно производство гражданское дело № 2-285/2011 по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Октябрьское ущелье» (далее - ТСЖ «Октябрьское ущелье», третье лицо - Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании самовольной постройкой объект капитального строительства - стадиона, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенного по адресу: , и гражданское дело № по иску ФИО1 к ТСЖ «Октябрьское ущелье», третье лицо - Администрация муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным акта ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства сооружения, для их совместного рассмотрения и разрешения.
Представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать незаконным акта ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства сооружения, признать самовольной постройкой объекта капитального строительства - стадиона, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенного по адресу: , обосновывая требования тем, что 30.12.2009 г. ФИО1 обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью - 2607 кв.м., расположенного по адресу: , б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки), и с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка, к которому был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск СБ-К. В удовлетворении заявления об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ФИО1 было отказано. Решением Волжского районного суда г. Саратова от 13.05.2010 г. по делу № 2-2020/10 признаны незаконными действия администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, площадью - 2607 кв.м. по адресу: , б/н, для целей, не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки); администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда утвердить и выдать истцу схему расположения указанного земельного участка. Однако определениями Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2010 г. данное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, а заявление оставлено без рассмотрения. При этом суд исходил из того, что в границах испрашиваемого земельного участка имеется стадион, введенный в эксплуатацию ТСЖ «Октябрьское ущелье». Для легализации данного сооружения ТСЖ «Октябрьское ущелье» был представлен акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 года №01, технический паспорт от 04.06.2010 г., кадастровый паспорт от 15.06.2010 г. на стадион. Из этих документов следовало, что ТСЖ «Октябрьское ущелье» был построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства - стадион, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенный по адресу: . Однако, для ввода объекта в эксплуатацию ТСЖ «Октябрьское ущелье» должно было обратиться в уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому в числе прочих документов должны были приложить разрешение на строительство и правоустанавливающие документы на земельный участок, чего ответчиком сделано не было. В свою очередь отсутствие данных документов в силу пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации препятствует выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с постановлением мэра г. Саратова от 26.07.2005 г. № 383 правом выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в 2006 году был наделен заместитель мэра города по градостроительству - председатель Комитета по капитальному строительству, а в данном случае акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 г. № 01 выдан ТСЖ «Октябрьское ущелье». Таким образом, акт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 18.02.2006 года № 01 выдан в отсутствие законных к тому оснований и с превышением полномочий ТСЖ «Октябрьское ущелье. ТСЖ «Октябрьское ущелье» стадион построен на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке (правоустанавливающие документы на землю вообще не оформлялись), и без получения разрешения на строительство. С учетом указанной правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации возведенный стадион является самовольной постройкой, как по признаку нарушения норм земельного законодательства, так и по признаку нарушения градостроительных норм. Самовольное возведение ТСЖ «Октябрьское ущелье» на испрашиваемом земельном участке объекта капитального строительства препятствует оформлению истцу права аренды на этот участок, нарушает интересы истца при реализации прав в сфере земельных отношений, в связи, с чем истец обратился в суд с иском и просит признать самовольной постройкой объект капитального строительства - стадион, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенный по адресу: «а».
Представитель ответчика ТСЖ «Октябрьское ущелье» - ФИО3, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать в полном объеме, поскольку Администрация муниципального образования «Город Саратов» выделяла денежные средства на строительство спортивного объекта, который был построен силами ТСЖ «Октябрьское ущелье», ТОС «Октябрьское ущелье», и гражданами, проживающими в микрорайоне в период времени с 2004 г. по 2006 г.. Администрация муниципального образования «Город Саратов» передала полномочия ТОС «Октябрьское ущелье» по реализации денежных средств на строительство, о чем был заключен договор от 28.12.2004 г. Данные денежные средства были освоены, выбрано место для строительства, и объект был построен. Представитель ответчика считает, что ФИО1 является ненадлежащим истцом, поскольку её права не нарушены. Полагает, что следующим шагом истца будет заявление требований о сносе данного стадиона, потому что даже в этом случае нахождение спортивного объекта на земельном участке создаёт препятствия для оформления участка в аренду. Администрация муниципального образования «Город Саратов» принимала участие в постройке объекта, она имеет основания для регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, с чем ТСЖ «Октябрьское ущелье» согласно. Владелец спортивного объекта по праву может считаться муниципалитет, так как были затрачены муниципальные средства. На данный момент времени предпринимаются меры для оформления документов и передачи спортивного объекта на баланс Администрации МО «Город Саратов».
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, действующая на основании доверенности, с исковыми требования не согласна, просит ФИО1 отказать в полном объеме, обосновывая тем, что в обоснование нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 ссылается на определение Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2010 г., в мотивировочной части которого, судья ссылается на акт ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства сооружения. Однако, данным определением суда, поданное ранее заявление ФИО1 о согласовании ей схемы размещения испрашиваемого земельного участка, оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве и предложено ФИО1 обратиться с аналогичным заявлением в исковом порядке в соответствующий суд. Тем не менее, ФИО1 обратилась в суд с иными исковыми требованиями, которые на взгляд Администрации муниципального образования «Город Саратов» являются преждевременными, поскольку акт ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 года №1 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства: сооружения (стадион, шющадью1250 кв.м), расположенное по адресу: А, хотя и не соответствует и по форме и по содержанию нормам действующего законодательства Российской Федерации, не нарушает, каких либо прав и законных интересов истца. Кроме того, основанием для отказа ФИО1 о согласовании ей схемы размещения испрашиваемого земельного участка площадью - 2607 кв.м. являются совершенно другие обстоятельства - большая площадь испрашиваемого земельного участка, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта планировки части территории города, отсутствие сложившейся структуры существующей жилой застройки на этой территории. Определение Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2010 г. никоем образом не лишает ФИО1 права на обжалование действий органов местного самоуправления по отказу в согласовании ей схемы размещения испрашиваемого земельного участка, площадью - 2607 кв.м. в исковом производстве.
Относительно требований истца о признании объекта капитального строительства: сооружения (стадион, площадью 1250 кв.м), расположенного по адресу: «а» самовольной постройкой администрация муниципального образования «Город Саратов» считает, что ФИО1 также является не надлежащим истцом по основаниям изложенным ранее, а также в связи с тем, что иск о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой в данном случае правомочна подавать лишь Администрация муниципального образования «Город Саратов», поскольку согласно постановлениям Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в круг субъектов, которые вправе требовать ликвидации самовольные строения входят: собственник земельного участка; субъект иного вещного права на земельный участок; законный владелец земельного участка; лицо, права и законные интересы которого нарушаются сохранением самовольной постройки; прокурор (в интересах общества и (или) государства); уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (орган, обладающий полномочиями по распоряжению земельным участком, и орган, полномочный выдавать разрешения на строительство). В силу положений ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ЗК РФ, а так же Закона Саратовской области от 27мая 2009 г. № 56-ЗСО «О внесении изменения в статью 4 Закона Саратовской области «О земле» (от 21 мая 2004 г. К23-ЗСО), именно Администрация муниципального образования «Город Саратов» является органом, обладающий полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в территориальных пределах города Саратов. Согласно статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационных систем градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа. В связи, с чем просили в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом города Саратова Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО5, действующий по доверенности, с исковыми требованиями не согласны, просят ФИО1 в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В соответствии со статьей 222 ГК РФ постройка может быть признана самовольной по иску собственника либо законного владельца земельного участка, на котором данная постройка расположена, либо по иску уполномоченного надзорного органа. ФИО1 не является ни собственником, ни законным владельцем земельного участка на котором расположен вышеуказанный объект капитального строительства, ни, что очевидно, уполномоченным надзорным органом. Таким образом, ФИО1 является ненадлежащим истцом по иску о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой. В соответствии со статьей 3 ГПК РФ условием судебной подведомственности является нарушение либо оспаривание прав заинтересованного в судебной защите лица. Истцом по данному делу не представлено доказательств нарушения либо оспаривания ее прав наличием вышеуказанного объекта капитального строительства и актом ввода в эксплуатацию от 18.02.2006 № 01.
В судебное заседание не явились истец ФИО1, третьи лица - Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации МО «Город Саратов», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ТОС «Октябрьское ущелье», извещенные надлежащим образом. Истец ФИО1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области просили рассмотреть дело в их отсутствии, с учетом представленного отзыва, в связи с чем, суд определил: в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы рассматриваемого гражданского дела, гражданского дела № 2-2013\2010 г. по иску ФИО6 к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, признании за ФИО6 право постоянного бессрочного пользования объектами недвижимости, и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 следует отказать, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2,7,8 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и Законом.
Данные положения закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (статья 1 ГК РФ).
Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статье 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав отнесено: признание права, самозащиты права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и другими способами предусмотренными законом.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащим ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. Право собственности на самовольную постройку может так же быть признано судом за лицом в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном пользовании у которого находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью гражданина.
Основания возникновения (приобретения) права собственности - это юридические факты, обобщающий перечень которых содержится в ст.8 ГК РФ. В качестве таких право порождающих, то есть юридических фактов, влекущих возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц, могут выступать действия лиц / различные сделки по отчуждению имущества ).
В силу статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли- продажи, мены, дарения или иной сделки по отчуждению этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пункт 1 статьи 222ГК РФ сохраняет понятие самовольного строительства как постройки объекта недвижимости при наличии хотя бы одного из указанных в нем нарушений: нарушение порядка землеотвода или его целевого назначения, отсутствие необходимых разрешений на строительство (хотя бы одного из них), существенное нарушение строительных норм и правил.
Лишь в порядке исключения, возможно возникновение права собственности на самовольную постройку, если этим не нарушаются законные интересы других лиц, (например, соседних землепользователей) и не создается угроза жизни и здоровью граждан (что подтверждается наличием необходимых разрешений со стороны органов пожарной охраны, санитарного надзора, архитектурного или строительного контроля и т. д.), а лицо, осуществившее такую постройку, должным образом оформило землеотвод (пункт 3 статьи 222 ГК РФ). Суд вправе также признать право собственности на данную постройку (при наличии указанных выше условий) за собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором она осуществлена, при условии компенсации владельцем участка необходимых расходов застройщику (абзац 2 пункта 3 статьи 222 ГК РФ). В этих исключительных случаях самовольная постройка может стать основанием возникновения права собственности, которое также следует отнести к числу первоначальных (поскольку речь идет о создании нового, ранее не существовавшего объекта недвижимости).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 и пункта 1 статьи 38 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 -ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться с соблюдением требований в области охраны окружающей среды. Ввод и эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме требований в области охраны окружающей среды.
Предъявляемый к приемке в эксплуатацию объект должен соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Саратовской области, а также утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических норм.
В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ проведения государственной экологической экспертизы в данном случае не требуется, а достаточно заключения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 29 Земельного кодекса российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что 30.12.2009 г. ФИО1 обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка, площадью - 2607 кв.м., расположенного по адресу: , б/н (кадастровый квартал 64:48:060105), для целей, не связанных со строительством - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадки) (л.д.10), и с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения этого земельного участка (л.д.11), к которому был приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположения испрашиваемого земельного участка, и электронный носитель этой информации диск СБ-К.
Согласно письму администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.01.2010 г. № 01 10-05-842б, ФИО1 в ответ на заявление от 30.12.2009 г. разъяснено, что согласно п. 2, п.4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления изготовлена схема размещения на испрашиваемый земельный участок, которая в данный момент находится на согласовании в структурных подразделениях администрации города. После утверждения схемы необходимо выполнить в отношении данного земельного участка кадастровые работы за свой счет и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Саратовской области». После предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в орган местного самоуправления, ФИО1 необходимо будет уточнить срок и вид права на испрашиваемый земельный участок для принятия решения о предоставлении права на земельный участок. (л.д.13)
Судом установлено, что Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.10.2005 г. с бюджета МО «Город Саратов» в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в польщу ТОС «Октябрьское ущелье» взыскано 78278 руб. в возмещение расходов по строительству детской площадки на основании договора о передаче отдельных полномочий от 28.12. 2004 г. (дело № 4113/05-4). Решение вступило в законную силу. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
Согласно техническим паспортам МУП «ГБТИ» и кадастровым паспортам сооружения (л.д.18-24) на «А» имеются следующие завершенные строительством сооружения: детская площадка, инвентарный номер 63:401:001:015826900, площадь застройки - 337,4 кв.м.; спортивная площадка, инвентарный номер 63:401:001:015826920, площадь застройки - 222.5 кв.м.; стадион, инвентарный номер 63:401:001:015826910, площадь застройки - 1285,8 кв.м.
Как следует из обозреваемого гражданского дела № 2-2013\2010 в ТСЖ «Октябрьское ущелье» были переданы для содержания и эксплуатации, следующие объекты: детская площадка, спортивная площадка и стадион, которыми в настоящее время пользуются жители указанного микрорайона и, в том числе истец, его семья, что истцом не оспаривалось. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность пользования данными объектами, либо наличии препятствий в пользовании данными объектами, суду не представлено.
Однако при вводе объектов в эксплуатацию не произведен отвод земельного участка, на котором данные объекты расположены, в связи, с чем в процессе эксплуатации объектов, возник конфликт интересов между ФИО7, ФИО1, ФИО8 и ТСЖ «Октябрьское ущелье», ТОС «Октябрьское ущелье», поскольку 24.02.2010 г. ФИО8 обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью - 3000 кв.м, расположенного по адресу: , б/н для размещения объекта физической культуры и спорта. ДД.ММ.ГГГГ в. Администрацию муниципального образования «Город Саратов» обратились ФИО1 и ФИО9 с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью - 2607 кв.м и 2580 кв.м, расположенного по адресу: <...> б/н для размещения объекта физической культуры и спорта.
Волжским районным судом г.Саратова вынесено решение по делу № 2-2021/10 от 13.05.2010 г., по которому на Администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность по утверждению и выдаче ФИО10 схемы расположения земельного участка, площадью 3000 кв.м по адресу: , б/н, для целей не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки, которое определением данного суда от 27.07.2010 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам (л.д. 16) и определением от 27.07.2010 г. оставлено без рассмотрения, поскольку имеется спор о праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: . Данное определение вступило в законную силу, что никем не оспаривается.
Волжским районным судом г.Саратова вынесено решение по делу № 2-2020/10 от 13.05.2010 г., по которому на Администрацию МО «Город Саратов» возложена обязанность по утверждению и выдаче ФИО1 схемы расположения земельного участка, площадью - 2607 кв.м по адресу: , б/н, для целей не связанных со строительством, - размещения объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки (л.д.14-15), которое определением данного суда от 03.08.2010 г. отменено по вновь открывшимся обстоятельствам (л.д. 16) и определением от 03.08.2010 г. (л.д. 17) оставлено без рассмотрения, поскольку имеется спор о праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: . Данное определение вступило в законную силу, что никем не оспаривается.
Согласно договору от 28.12.2004 о передаче исполнительному органу субъекта ТОС «Октябрьское ущелье» г. Саратова отдельных полномочий Администрации г. Саратова и предоставлении для их реализации материальных и финансовых средств на ТОС «Октябрьское ущелье» возложена обязанность по строительству детской площадки.
В соответствии с договором № 01-02-40/85 о передаче исполнительному органу субъекта ТОС «Октябрьское ущелье» г. Саратова отдельных полномочий Администрации г. Саратова и предоставлении для их реализации материальных и финансовых средств от 04.07.2005 администрация г. Саратова передает, а исполнительный орган ТОС «Октябрьское ущелье» принимает на себя обязательства по оборудованию необходимым спортивным снаряжением детской площадки и по проведению торжественного открытия, организовав спортивные игры с награждением детей ценными подарками.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.10.2005 по делу № А-57-4113/2005-4 по иску ТОС «Октябрьское ущелье» к Администрации г. Саратова об обязании исполнить обязательства по договору в части перечисления денежных средств в сумме 80000 руб., взыскании убытков, процентов за пользование денежными средствами, требования истца удовлетворены в части взыскания в пользу истца 78287 руб. в возмещение расходов по строительству детской площадки на основании договора о передаче отдельных полномочий по договору от 28.12.2004 года. При этом судом установлено, что обязательства по договору ТОС «Октябрьское ущелье» в части строительства детской площадки исполнены.
Администрацией муниципального образования «Город Саратов» решение Арбитражного суда Саратовской области исполнено.
Учитывая, что администрация муниципального образования «Город Саратов» принимала участие в финансировании строительства стадиона и спортивной площадки на основании вышеуказанных договоров, имеются правовые основания для регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в круг субъектов, которые вправе требовать ликвидации самовольные строения входят: собственник земельного участка; субъект иного вещного права на земельный участок; законный владелец земельного участка; лицо, права и законные интересы которого нарушаются сохранением самовольной постройки; прокурор (в интересах общества и (или) государства); уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (орган, обладающий полномочиями по распоряжению земельным участком, и орган, полномочный выдавать разрешения на строительство). В связи с вышеизложенным, ФИО1 не вправе обращаться с исковыми требованиями о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства, поэтому в удовлетворении требований в этой части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Октябрьское ущелье о признании самовольной постройкой объекта капитального строительства - стадиона, площадью застройки - 1285,8 кв.м., расположенного по адресу: , признании незаконным акта ТСЖ «Октябрьское ущелье» от 18.02.2006 г. № 01 ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова.
Судья: